рекомендуем:


Раскопки на городище Габалы
28.04.13 18:15

Некоторые итоги раскопок на городище Габалы – столичного города Кавказской Албании

Автор: И.А. Бабаев

Кавказская Албания была одним из древних государственных образований Азербайджана. Возникновение этого государства было результатом длительного процесса спонтанного социально-экономического развития общества. Но на этот процесс определенное влияние оказывали и внешние факторы.

Судя по сведениям Геродота, во второй половина VII в. до н.э в состав Мидии входил и Юго–Восточный Кавказ. В это время сюда совершили поход скифские племена, которые победили мидийцев, создали свое царство, но позже мидийский царь Киаксар изгнал скифов и восстановил прежнее величие Мидии (Hdt. I. 104, 106). В середине VI в. до н.э Мидийское царство перестало существовать, образовалась Ахеменидская держава, северная граница которой доходила до Большого Кавказского хребта (Hdt. III. 92, 97). Все эти сведения Геродота подтверждаются многочисленными археологическими данными (Бабаев 2002, 43–44). Южному Кавказу Ахемениды, видимо, уделяли особое внимание: об этом свидетельствуют их монументальные сооружения в этом регионе. В этом отношении особое внимание привлекают остатки внушительного по размерам дворца, выявленные при раскопках нашей международной экспедиции вблизи селения Гараджамирли Шамкирского района Азербайджана.

В мидийско-ахеменидское время, по-видимому, завершилась консолидация албанских племен. Не случайно, что албаны впервые упоминаются в связи с битвой при Гавгамелах в 331 г. до н. э. в числе воинов Дария III (Arr. Anab. III. 8. 4; 11. 4). После крушения Ахеменидской империи в конце IV в. до н.э. образовалось aлбанское государство (Бабаев 1976, 40–51). Территория этого государства охватывала большую часть современной Азербайджанской республики, Южный Дагестан и, видимо, Алазанскую долину современной Восточной Грузии.

Согласно письменным источникам столичным городом Кавказской Албании была Габала. Впервые Габала, как главный город Албании, упомянута в I в. н.э. римским автором Плинием Старшим, в его энциклопедическом труде «Естественная История». Во II в. н. э. греческий географ Клавдий Птолемей перечисляет 29 городов и других достаточно крупных населенных пунктов Албании и среди них Габалу как Хабала.

Развалины этого города расположены вблизи нынешнего селения Чухур-Габала Габалинского района Азербайджана.

Раскопки показали, что с IV в. до н.э. до конца I в. н.э. город находился на участке площадью более 50 га., в междуречье Карачая и Гочаланчая, а потом переместился на другое, стратегически более удобное место, в 2 км. к северо– западу.

Город для своего времени был хорошо укреплен. Ныне относительно хорошо сохранился оборонительный вал с южной стороны городища длиной более 1 км. Современная ширина вала у основания составляет 12-15 м, а высота в некоторых местах — более 3 м. Первоначально ширина вала у основания была 8 м, а выше — 6 м. Снаружи вдоль вала имелся ров.

При раскопках на городище Габалы были выявлены жилые, общественные здания и производственные сооружения. В Габале в строительстве больше всего применяли сырцовый кирпич продолговатой и квадратной формы. Фундаменты зданий часто сооружались из булыжника.

При раскопках выявлены остатки большого общественного здания I в. до н.э. – I в. н.э. Здание имело просторные залы, вестибюли, подсобные помещения и коридоры. Общая площадь помещений этого здания составляет более 580 м2. Толщина его стен, возведенных из сырцового кирпича, составляет 2,1 м (Бабаев 1977, 117–127; 1990, 88–97). Внутри каждого зала находилось по две монолитные торовидные базы. Сверху эти базы имели круглое углубление, куда вставляли щип деревянной колонны. Здание было покрыто большими черепицами. Они представлены плоскими соленами, двускатными калиптерами и желобчатыми коньковыми черепицами. Судя по нашим раскопкам, в Габале кровельной черепицей начали пользоваться с III в. до н.э. Черепицы эллинистического времени несколько отличаются от черепиц римского времени (Бабаев 1974, 48– 59; 1990, 73–82).

В Габале в слое I в. н.э. выявлены также остатки здания, сооруженного из обожженного кирпича на известковом растворе (Бабаев 1990, 69, 71, 85).

В последние годы на античном городище Габалы на одном участке были выявлены остатки 3-х овальных в плане очень больших сооружений. Они датируются III в. до н. э. – I в. н. э. Самое большое из них имеет длину 74 м, а ширину 23 м. Это здание имело три просторных входа. По продольной оси находились базы колонн на фундаменте из булыжника. Стены шириной 1,6 м возведены из сырцовых кирпичей на фундаменте из булыжника. С внутренней стороны вдоль стен шла вымостка из булыжника шириной 2,2 м. У одного из входов прослежена специальная вырезка в стене, вероятно, предназначенная для контролера, пропускавшего в здание людей.

Все эти здания, по всей вероятности, являлись культово-зрелищными сооружениями, где проводились религиозные обряды, театральные зрелища, собрания городского и общегосударственного значения. Аналогов таких зданий нет на всем Кавказе, мне не известны подобные сооружения также в странах античного мира, Ближнего и Среднего Востока. Они лишь отдаленно напоминают ипподромы и зрелищные сооружения античного мира.

Под овальными сооружениями выявлены остатки большого склада, где в больших хозяйственных кувшинах, до половины зарытых в землю, хранили продукты. Пока обнаружены остатки 240 хозяйственных кувшинов. Анализы показали, что в этих кувшинах хранили вино, зерна, а также орехи, которыми этот край богат и ныне.

Этот продуктовый склад датируется IV–III вв. до н.э. Здесь хранили десятки тонн продуктов. Он, бесспорно, имел общественное значение.

Вокруг городища античного времени выявлены грунтовые и кувшинные погребения с довольно богатым погребальным инвентарем, представленным орудиями труда, различными глиняными сосудами, оружием, предметами украшений.

При раскопках в Габале наряду с остатками многих разнотипных зданий, выявлены тысячи бытовых находок. Они представлены местными и привозными изделиями и создают полное представление о повседневной жизни горожан. Среди них особый интерес представляют буллы — глиняные комки с оттисками печатей. Все они выявлены на одном участке в слое эллинистического времени (III–II вв. до н. э). Ими опечатывали двери складских и других помещений, емкости и тюки с различными товарами, документы. Оттиски нанесены местными и привозными из стран эллинистического мира печатями. На привозных печатях изображены боги и богини, герои, растения, животные, имеющие символические значения (Бабаев 1980, 9–10, 1990, 148–150).

Большое научное значение для освещения ряда важных исторических вопросов имеют многочисленные монетные находки античного времени. Они выявлены как в виде больших кладов, так и при раскопках в единичных экземплярах.

Особую ценность представляет большой клад монет II в. до н.э., найденный в 1966 г. вблизи античного городища. Удалось собрать около 700 монет этого клада. Наиболее древними монетами в нем являются серебряные драхмы Александра Великого и тетрадрахма царя Фракии Лисимаха. В составе этого клада имеются монеты cелевкидских царей, тетрадрахмы Греко-Бактрийского царства и драхмы Парфии. В кладе представлено более 500 местных монет — подражаний драхмам Александра Великого (Бабаев, Казиев 1971, 16–32; Бабаев 2002, 177–196).

В Габале найдены и римские монеты: денарии Юлия Цезаря и монетария Клодия, чеканные в 40-х гг. до н.э. Римские денарии императоров первых веков н. э. — Отона, Веспасиана, Траяна и Адриана — имелись также в составе клада, найденного в Габале в 1964 г. и состоящего в основном из монет cасанидского царя Варахрана II (Луконин, Раджабли 1979, 74–85).

До находок этих монет на основе сообщения автора рубежей н. э. Страбона считалось, что в Албании торговля велась меновым способом (Strabo. XI. 4). Однако монетные находки показали, что еще за 300 лет до Страбона албаны не только употребляли монету в торговле, но и сами чеканили монеты по образцу монет Александра Великого.

Главным образом на основе археологических раскопок в Габале выяснилось, что Албанское государство возникло не в первой половине II в. до н.э., а намного раньше, в конце IV в. до н.э. Здесь была высокоразвитая городская культура. Албания поддерживала тесные культурно-экономические связи со многими сопредельными и отдаленными странами того времени.

Литература

Бабаев И.А. Античная черепица Кавказской Албании // Советская археология. 1974. № 2.

Бабаев И.А. К вопросу о возникновении государства Албании (Кавказской) // Изв. АН АзССР. Серия истории, философии и права. 1976. № 4.

Бабаев И.А. Исследования общественного здания второй половины I в. до н.э. – I в.н.э. на городище Кабала // Советская археология. 1977. № 4.

Бабаев И.А. Буллы эллинистического времени из раскопок Кабалы // Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума по проблемам эллинистической культуры на Востоке. Ереван, 1980.

Бабаев И.А. Города Кавказской Албании в IV в. до н.э. – III в.н.э. Баку, 1990.

Бабаев И. Денежное обращение Кавказской Албании в эллинистическую эпоху // Музей истории Азербайджана-202. Баку, 2002.

Бабаев И.А., Казиев С.М. Кабалинский клад монет эллинистической эпохи // Нумизматика и эпиграфика. Т. IХ. М., 1971.

Луконин В.Г., Раджабли А. Клад из Чухур-Кабала // Луконин В.Г. Иран в III веке. М, 1979.