Иллюстрация мифа на примере изображений воина и льва |
28.04.13 18:28 | |||
Иллюстрация одного мифа на примере изображений воина и льва на штандартах XVI–XIV вв. до н.э.Автор: О.А. Брилева Бронзовая антропоморфная пластика иллюстрирует мифологические представления земледельцев Кавказа. Самые ранние скульптуры происходят с Южного Кавказа и относятся к эпохе поздней бронзы. Они являются более сложными в изготовлении и наиболее интересными в композиционном плане. Рассмотрим два предмета, которые в научной литературе получили название «подставки», «седелковые крюки» или «штандарты» с парными изображениями воина и льва. Эти предметы находят в археологическом контексте в двух ситуациях: как часть украшения повозки в районе дышла, а также известен один случай, когда предмет был найден в правой руке у погребенного. «Штандарты» являются многофункциональными предметами, связанными с символикой власти, силы, возможно, подкрепленными специальными мифами, о чем свидетельствуют скульптурные группы, украшающие эти предметы. На «штандратах» встречаются изображения колесниц, запряженных лошадьми, управляемых двумя возничими; изображения животных (бык или олень); сюжетные композиции, представленные воином со львом. Остановимся более подробно на «штандартах» со скульптурами воина со львом. На сегодняшний день известно два таких предмета. Один из них происходит из Армении, второй – из Азербайджана. Первая бронзовая композиция, изображающая воина со львом, была обнаружена во время спасательных работ на северной части некрополя I у сел. Ширакаван при строительстве Ахурянского водохранилища в 1977–81 гг. Памятник находится на высоте 1460 м над уровнем моря на левом берегу р. Ахурян близ сел. Ширакаван Анийского района Республики Армения. Многослойный памятник состоит из поселения и двух некрополей. Общая площадь комплекса – около 10 га. Он находится на западном склоне и в верхней части невысокой возвышенности. Северную часть этой возвышенности занимает первый некрополь эпохи поздней бронзы. Авторы раскопок Р.М. Торосян, О.С. Хнкикян, Л.А. Петросян датировали первый некрополь в первой публикации XIII–XI вв. до н.э. (Торосян 1979, 526), однако позже удревнили его до XIV–XII вв. до н.э. (Торосян, Хнкикян, Петросян 2002, 140). Здесь обнаружены грунтовые, перекрытые плитами погребения, с земляной насыпью (курганом) диаметром 4–6 м и высотой 0,4–0,6 м. Все погребения были индивидуальными, костяк находится в скорченном положении. Северная часть некрополя отличается богатым составом погребального инвентаря. В грунтовом погребении 17 погребенный был ориентирован по линии С–Ю, он лежал на правом боку. У правой руки погребенного был обнаружен «штандарт», украшенный изображением воина со львом (рис. 1.1- см. стр. 211), в левой руке он держал бронзовую чашу. В юго-восточном углу находился бронзовый котел, внутри которого стоял керамический сосуд, и лежали кости крупного рогатого скота. Исследователи назвали это погребение жреческим. «Штандарт» из погребения 17 Ширакавканского I некрополя уникален не только по своей композиции, но и по технологии изготовления. Глаза воина и льва инкрустированы голубой пастой. Это редкий технологический прием, встречающийся на протяжении сравнительно короткого хронологического периода. По сообщению Л.А. Петросяна, в Геологическом институте им. О. Карапетяна был сделан анализ голубой пасты, оказалось, что она происходит из Норадурского карьера близ оз. Севан. Сама же инкрустация пастой (чаще белой) встречается в XVI–XV вв. до н.э. на предметах из бронзы и на керамике. Много голубой пасты встречается в это время на бусах. Позже XV в. до н.э. инкрустирование пастой не зафиксировано. Получается, что погребение 17 является одним из самых ранних на территории I некрополя. Находящееся рядом с некрополем поселение в своем развитии прошло несколько этапов. Первый этап относится к XXV–XXII вв. до н.э. и заканчивается пожаром. Лишь к XVIII–XVII вв. до н.э. жизнь на поселении возобновилась вплоть до VIII–VI вв. до н.э. Скорее всего, грунтовое погребение 17 связано с началом второго этапа существования поселения. Отметим, что помимо штандарта, в составе погребального инвентаря встречена еще одна редкая вещь – бронзовый котел. Бронзовая чаша и керамический сосуд – вещи заурядные. Отметим, что в остальных погребениях этого периода присутствуют предметы вооружения (мечи, кинжалы, копья). Таким образом, погребение 17 относится к XV в. до н.э. и отличается отсутствием предметов вооружения в погребальном инвентаре, что свидетельствует об особом статусе погребенного. Отметим, что в верхней части склона, на котором расположен I некрополь, было обнаружено «святилище» или культовый комплекс. Здесь находились подсобные сооружения и мастерские, а также туфовая глыба, на лицевой части которой (ориентированной на запад) «имеется змееобразное изображение» (Торосян, Хнкикян, Петросян 2002, 140). Здесь также были найдены пряслица, отшлифованные камни геометрических форм (цилиндрические, пирамидальные, сферические, уплощенные, квадратные), наконечник обсидиановой стрелы, оселки, костяные проколки, изделия из рога, литейная форма, шильца, а также большое количество керамических сосудов различных форм. Комплекс относится исследователями к XII–IX вв. до н.э., однако, мог существовать и в более раннее время. Второй «штандарт» (рис. 1.2. – см. стр. 211) был найден в 1985 г. Г.М. Аслановым в Азербайджане. Он исследовал Гараджамирлийскую курганную группу в 120 м к югу от правого берега р. Кура в окрестностях сел. Гараджамирли Шамкирского района Азербайджана, состоящую из 4 курганов. Курганная группа отличается богатством материала и единым погребальным обрядом. Гараджамирлийскую курганную группу отличают большие размеры погребальной камеры (длина 8 м, ширина 3,7 м), ее ориентация по линии запад– восток, бревенчатый накат над могилой, а также оформление стен погребальной конструкции. Стены могилы смазывались жидкой глиной, а затем окрашивались красной охрой. Среди погребального инвентаря здесь обязательно встречается пара конских скелетов со снаряжением и полный колесничный убор двуупряжной повозки (Гулиев 2008, 229–230). Ф.Э. Гулиев отмечает идентичность археологических материалов с курганами Лори-Берд и Лчашен (Гулиев 2008, 227, 230) и датирует их переходным периодом от среднебронзового к позднебронзовому периоду, т.е. к XV в. до н.э. Курган 1 имел овальную форму. Внутри погребения найдено много деревянных бревен, возможно, являющихся остатками колесницы. Здесь обнаружены 2 человеческих скелета. Кроме того, в погребении находились 2 конских скелета и богатое конское снаряжение: удила, умбоны, налобники, псалии со львами, бронзовые трубы длиной 35–45 см, рогообразные кольца (4 шт.), а также кинжал, меч, наконечник копья из бронзы и керамика (Асланов 1985, 4–5). Часть керамики была инкрустирована белой пастой. К сожалению, условия обнаружения «штандарта» нам остаются неизвестны. Однако, при возможном наличии колесницы, как в курганах Лчашена и Лори-Берд, можно предположить, что интересующий нас предмет мог находится в районе дышла повозки. К сожалению, штандарт из Гараджамирли мне известен только по рисунку в книге Ф.Э. Гулиева (Гулиев 2008, рис. на с. 95), поэтому не понятно, были ли инкрустированы голубой пастой глаза у этих фигур. Археологический контекст «штандартов» свидетельствует об их синхронности и датировке XVI–XIV вв. до н.э. Получается, что эти предметы относятся к первым предметам с изображениями антропоморфной пластики. Что же изображено на них? В весьма схожей манере, скорее всего свидетельствующей об одной руке мастера или единой производственной мастерской, изображены воин и лев. На штандарте из Ширакаванского некрополя мы видим воина в шлеме, с луком и стрелами, опоясанного и обутого, который в одной руке держит щит, а другой рукой держит на цепи льва. На штандарте из Гараджамирлийского кургана изображена совершенно другая сцена. Здесь лев стоит на воине. При этом мужчина изображен без предметов одежды и вооружения. Он сложил руки на груди. Передние лапы льва стоят на скрещенных руках поверженного воина, а задние — на его коленях. Мужчина полностью обезврежен и лишен способности к сопротивлению. «Штандарты» изображают историю единоборства воина со львом. Причем каждый из них иллюстрирует диаметрально противоположный исход борьбы. Лев во всех древних обществах ассоциируется с солнцем и солярной символикой и известен в мифах каждой древневосточной цивилизации. Изображения львов встречаются на входе в древнеегипетские усыпальницы и дворцы, ассирийские и вавилонские храмы. Лев изображен на западных воротах столицы хеттского царства. Известны единоборства со львом Гильгамеша у шумеров, Геракла у греков, однако в этих мифах победа оставалась за героем. Тогда что же символизирует победа льва? Изображенный на «штандартах» миф иллюстрирует результат борьбы равных по силе противников, где исход битвы непредсказуем. Литература Асланов Г.М. Отчет об археологических работах в 1985 г. в Шемкирском районе. Архив Института археологии и этнографии Азербайджана. Отчет № 405. Гулиев ФЭ Погребения с конскими захоронениями в курганах Азербайджана. Баку, 2008 Торосян Р М Раскопки в Ширавакане / Р.М. Торосян, О.С. Хнкикян, Л.А. Петросян // Археологические открытия за 1978 г. М, 1979. Торосян РМ, Хнкикян ОС, Петросян Л А Древний Ширакаван (результаты раскопок 1977-1981 гг.). Ереван, 2002.
|