Памятники Центрального Кавказа |
29.04.13 23:03 | |||
Привески в виде сдвоенных протом лошадей из памятников Центрального Кавказа раннего железного векаАвтор: Г.Н. Вольная На территории Центрального Кавказа в середине I тыс. до н.э. распространяются бронзовые привески в виде сдвоенных протом лошадей, повернутых головами в противоположные стороны. Изображения сдвоенных протом различных животных в виде привесок с петлей встречаются в древности достаточно часто: в Луристане в IX-VIII вв. до н.э.; в Закавказье (в Вани) VIII в. до н.э., в Шида-Картли во 2 пол.VII в. до н.э., и в Урекском могильнике VII в. до н.э., также на навершиях штандартов в Казбекском кладе VI-V в. до н.э. (козлы, олени) и др. Об изображениях сдвоенных протом лошадей из памятников Кавказа и Ирана раннего железного века писали: Ф. Ганчар (1934), A. Потрац (1941-1942; 1966. Fig. 32), М.Ш. Хидашели (1970), М.Н. Погребова (1984), М.Н. Погребова и Д.С. Раевский (1997), Скаков А.Ю. (2001), Г.Г. Король (2007) и др. По мнению М.Н. Погребовой, мотив сдвоенных животных имеет универсальный характер и может быть прослежен в разных культурных и географических регионах (Погребова 1984, 132). Традиция изображения сдвоенных протом лошадей на территории северного склона центрального и восточного Кавказа берет свое начало еще в эпоху бронзы и представлена бронзовой фигуркой из Чегемского общества Нальчикского округа Терской области (Рис. 1, 5) (Архив ИИМК. Д. № 252, 1897г.). Она представляет собой протому коней с ногами. На спине — изображение бегущей волны. Петля на спине животного отсутствует. Судя по аналогиям из Былымского клада, находка датируется XII-X вв. до н.э. Из женского погребения 244 Тлийского могильника известна бронзовая подвеска с изображением протомы коней с ногами и петлей на спине (Рис. 1, 7), датируемая X-VII вв. до н.э. (Техов 1977, 173, рис. 116, 2). В X-VIII вв. до н.э. изображения протом коней без ног встречаются на навершиях бронзовых булавок из Кобанского, Сержень-Юртовского могильников, могильника Фаскау, Аркасского поселения (Козенкова 1972, 12-15) (Рис. 1, 1-4). Однако композиции на булавках с изображением лошадиных протом в дальнейшем не получили развития. Изображение сдвоенной протомы коней встречается на бронзовой поясной пряжке конца VI-первой пол. V в. до н.э. из погребения 354 Тлийского могильника (Рис.1, 6). В середине I тысячелетия до н.э. на территории Центрального Кавказа (Северная Осетия) появляются привески в виде сдвоенных протом коней без ног: бронзовые привески из коллекции В.И. Долбежева (Архив ИИМК. Д. № 80 за 1890 г.), из собрания СОГОМ, из с. Камунта, а также золотая серьга-привеска из погребения 21 могильника Гастон Уота (Рис. 1, 8-12). Они представляют собой единый стилистический ряд изображений и обладают рядом общих черт. Важной характерной чертой для них является: изображение сдвоенных протом коней, соединенных в области спины, наличие петли для привешивания, ажурное оформление низа протомы петлями для крепления к ним цепочек, наличие цепочек и амфоровидных или колоколовидных привесок. Золотая серьга-подвеска из могильника Гастон Уота имеет аналогии в Вани и по ним датируется 2 пол. IV в. до н.э. (Мошинский 2006, 47, рис. 27, 16). Видимо, этим же временем можно датировать и другие привески из Северной Осетии. Также датируется и бронзовая пластина из погребения 21 Гастон Уота (Рис. 1, 12) с изображением конских голов и копыт, которые одновременно являются и изображением другой пары конских голов, помещенных ниже (Мошинский 2006, 50, рис. 28, 11). Большинство исследователей связывает привески в виде сдвоенных протом из Центрального Кавказа с Ираном (Погребова 1984, 140-141). Ф. Ганчар полагает, что это связано с миграцией населения через Кавказ (Han?ar, 1934). На бронзовые привески в виде сдвоенных протом коня раннего железного века, исходя из их стилистики, скорее всего, повлияли многочисленные луристанские бронзовые привески с петлей на спине двуглавого животного IX-VIII вв. до н.э. Из Луристана происходит довольно большое число фигурок с изображением сдвоенных протом лошадей на навершиях жезлов (Рис. 1, 15), псалиях (Рис. 1, 14, 19, 23, 26, 27), в виде привесок с петлей (Рис. 1, 16-22), фигурок без петли (Рис. 1, 25), с всадником или всадниками на спине (Рис. 1, 28-29). Наиболее ранние сдвоенные изображения фигурок лошадей известны на бронзовом культовом луристанском навершии жезла (Рис. 1, 15), которое датируется концом II–началом I тыс. до н.э. В верхней части навершия изображены шеи и головы лошадей, а в нижней части — задние конечности с хвостами. На голове животных изображена узда. Изображение узды на конях связано с использованием его как верхового животного. Центральным элементом композиции является антропоморфное изображение в шапке и юбке. Половые признаки отсутствуют. На этом навершии представлена сцена благого терзания: два хищника семейства псовых терзают коней. На некоторых аналогичных синхронных жезлах из Луристана хищники терзают непосредственно антропоморфный персонаж. Эта композиция сочетает в себе наиболее полный набор компонентов, которые затем будут проявляться как в иранских изделиях, так и в кавказских. В более поздний период двойные изображения коней в Иране и на Кавказе будут представлены их протомами. В некоторых случаях это — голова и шея, в других — голова, шея ноги. Аналогичная симметричная композиция, но без сцены терзания, т.е. без фигурок хищников, представлена на бронзовых псалиях из Луристана. Двойные протомы коней включают в себя изображение головы, шеи, ног. На голове изображены уздечные ремни, за которые антропоморфный персонаж и держит коней. Отличительной чертой псалиев с изображением сдвоенной протомы коня является вытянутый прямоугольник, который имел не столько декоративную, сколько конструктивную роль. Подобные сцены терзания протом сдвоенных коней представлены на луристанских псалиях IX-VIII вв. до н.э. На территории Ирана сдвоенные протомы животных встречаются также на колонах V в. до н.э. в Персеполе (быки, хищники, кони). Похожая сцена известна на правом конце бронзового пояса урартийского производства с изображением «древа жизни» из погребения 425 Тлийского могильника IX-VIII вв. до н.э. Там схематически представлены фигура «хозяина зверей» и стилизованные изображения двух фигурок козлов, развернутых в разные стороны (Рис. 1, 30). Традиции изображения всадника на сдвоенных протомах копытных животных на Кавказе продолжают свое развитие и в более поздний период. Например, на бронзовой поясной пряжке (IV в. до н.э.-III в. н.э.) из с. Геб (Грузия) изображена всадница на спине двуглавого копытного животного со стилизованными рогами (оленя). Там также изображена сцена терзания, как и на луристанском навершии. По сторонам изображены змеи, а внизу — хищное животное семейства псовых. Стилизованные изображения змей имеются под шеями и головами коней на привесках из Северной Осетии (Рис.1, 8-10). Проецирование идей и их воплощение в прикладном искусстве возможно только в том случае, если существует общее культурное пространство и сохранение традиций. Поэтому можно говорить об общем культурном пространстве Северного Ирана и Кавказа, о перемещении культурных традиций из Ирана в Закавказье и на территорию Центрального Кавказа. Это свидетельствует о продолжении традиций иранского мира. Традиции кобанской культуры не погибли, следовательно, после прихода сарматов на территорию Северного Кавказа кобанское население и его традиции не исчезли, как утверждают некоторые исследователи, а продолжали существовать. Об этом и свидетельствуют композиции, изображающие всадника на парных конях, и сдвоенные протомы коней из мог. Колосовка X-XI вв. у с. Фарс в Адыгее (Король 2007, 208-221). Традиция изображать двуглавых животных продолжалась на Кавказе с IX в. до н.э. до IX-X в. н.э. Литература Козенкова В.И. Об одном типе кобанских булавок // Краткие сообщения института археологии РАН. 1972. № 132. Король Г.Г. Северокавказский всадник на парных конях: истоки иконографии и семантика // КСИА. 2007. № 221. Мошинский А.П. Древности Горной Дигории VII-IV вв. до н.э. М., 2006. Погребова М.Н. Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. М.,1984. Погребова М.Н., Раевский Д.С. Закавказские бронзовые пояса с гравированными изображениями. М.,1997. Техов Б.В. Центральный Кавказ в XVI-X вв. до н.э. М., 1977. Скаков А.Ю. Некоторые редкие мотивы кобано-колхидского графического искусства // Мировоззрение древнего населения Евразии. М., 2001. Хидашели М.Ш. Некоторые религиозно-культовые параллели между Кавказом и Луристаном // Кавказско-ближневосточный сборник. Вып. III. Тбилиси, 1970. Han?ar Fr. Kaukasus — Luristan // Eurasia-Septentrionalis antiqua. IX. Helsinki, 1934. Potratz A.H. Die luristanischen Pferdegebisse // Pr?historische Zeitschrift. Bd. 32-33. 1941-42. Potratz A.H. Die Pferdetrensen des alten Orient // Analecta Orientalia. 41. Rome, 1966. Архив Института истории материальной культуры. Д. № 252 за 1897 г. Архив Института истории материальной культуры. Д. № 80 за 1890 г.
|