Греческое влияние на искусство кочевников Восточной Европы
29.04.13 23:11

О греческом влиянии на искусство кочевников Восточной Европы в конце V-IV вв. до н.э. (на примере золотых бляшек-личин)

Автор: С.Ю. Гуцалов

В конце V-IV вв. до н.э. в погребальных памятниках кочевников Восточной Европы получили достаточно широкое распространение золотые нашивные бляшки (реже – медальоны) с тисненным изображением лица. Эти личины встречаются в Буго-Днестровской лесостепи, в курганах степного и лесостепного Поднепровья, на Кубани, в лесостепном Северском Подонцовье, а также в Южном Приуралье.

Бляшки эти разнолики. Среди них исследователи определяют таких персонажей греческой мифологии как Медуза-Горгона, Дионис, Афина, Геракл (Граков 1969, 70-72; Супруненко 1996, 116-117; Русяева 2002а, 216-218.; Русяева 2002б, 178-182). О принадлежности других личин к представителям скифского или греческого пантеонов не имеется четких представлений.

Являясь элементом материальной культуры кочевой элиты, названные золотые аппликации являются важнейшим источником не только в плане датировки основных памятников Скифии (Алексеев 1987), но и в определении культурных связей кочевников Восточной Европы с окружающим миром. В этой связи стоит сказать, что исследователями было высказано резонное предположение о распространении этих личин в результате духовного влияния греков на кочевой варварский мир Северного Причерноморья. И, в частности, неоднократно отмечается, что скифам были известны отдельные эллинские культы (Граков 1969, 70-72; Скрижинская 2001, 102-111; Русяева 2002б, 182 и др.), и в связи с этим скифы восприняли от греков некоторые образы божеств (Граков 1969, 70; Русяева 2002а, 218; Шауб 2006, 345-349; Шауб 2007, 27-31).

Вышеназванные золотые пластинки заметно отличаются друг от друга по технике, или, по крайней мере, скрупулезности исполнения. Среди них наблюдаются как предметы, где черты лица переданы тщательно, детально, так и изделия достаточно низкого качества, выполненные небрежно. Причем качество изделий не связано с хронологий данных украшений – на протяжении периода с конца V по IV вв. до н.э. встречаются предметы как высокого, так и низкого качества. Чтобы не занимать много времени для подтверждения последнего предположения, предлагаю обратить внимание на даты наиболее ярких памятников скифской знати Северного Причерноморья – курганов Солоха и Толстая Могила, где обнаружены рассматриваемые предметы. Первый из них исследователи относят к рубежу V-IV вв. до н.э. (Манцевич 1987, 121) или же к первой половине IV в. до н.э (Алексеев 1987, рис. 3), тогда как второй относят либо к середине IV в. до н.э. (Мозолевский 1979, 237), либо даже к 340-320 гг. до н.э. (Алексеев 1987, 32). Возможно, что наиболее ранними среди данных артефактов являются находки нашивных бляшек из Денисовой Могилы (Мозолевский 1980, рис. 68, 4, 6, 8), относящейся к концу V в. до н.э. Впрочем, нашивные бляшки невысокого уровня изготовления известны среди памятников рубежа V-IV вв. до н.э., к таковым, в частности, я склонен относить курган 1 могильника Филипповка I.

Стоит заметить и то, что уже с рубежа V-IV вв. до н.э. среди курганов кочевой знати Скифии получают распространение аппликации с неопределенными личинами. Таковые, кстати, наблюдаются среди материалов северной камеры Солохи (Манцевич 1987, 31, кат. 2) или в кургане 2 у с. Аксютинцы (1883-1885) (Ильинская 1968, табл. XV, 3-7) и др.

В конце V-IV вв. до н.э. происходит усиление контактов кочевников Восточной Европы с эллинским миром. Подтверждением тому является самое широкое распространение в курганах номадов региона элементов греческой материальной культуры: привозной посуды (амфор, канфаров, киликов, лекифов и пр.), драгоценных украшений, металлических доспехов, клинкового оружия (Алексеев 2006). Столь резкий рост в скифских курганах предметов греческого импорта, скорее всего, свидетельствует о качественных изменениях во взаимоотношениях кочевников с городами-государствами Северного Причерноморья.

Данный факт позволил высказать предположение, что со второй половины V в. до н.э. в исследуемой зоне происходит изменение ситуации, повлекшее расцвет античных центров, при одновременном постепенном затухании жизни в Лесостепи, а также усилении процессов социальной дифференциации в кочевой среде в степной полосе Скифии. Скорее всего, в это время кочевники взяли под свой контроль эллинские государства, получая в результате взимания регулярной дани и «подарков» немалые доходы (Виноградов, Марченко 1991, 151-153).

Обратной стороной такой зависимости стал рост спроса кочевой знати на предметы социального престижа, изготавливаемые греческими мастерами на заказ. К таковым могли относиться и золотые бляшки-личины, как детали костюма знатных кочевниц. Вероятно, изначально эти предметы получают распространение в непосредственной близости от мест изготовления – античных полисов, а затем и глубоко в степи – вплоть до Южного Урала. Можно предположить, что наличие низкокачественных изделий, говорит о том, что в кочевой «глубинке» встречаются не только греческие оригиналы, но и местные подражания им. Появлению варварских дериватов способствовало сходство религиозных взглядов древних греков и номадов, а также высокий социальный статус вещей, изготовленных в античных центрах.

Литература

Алексеев А.Ю. Заметки по хронологии скифских степных древностей IV в. до н.э. // Советская археология. 1987. № 3.

Алексеев А.Ю. Акинак или махайра? (Мечи из раскопок Н.И. Веселовского у с. Шульговки в 1891 г.) // Древности скифской эпохи. М., 2006.

Виноградов Ю.А., Марченко К.К. Северное Причерноморье в скифскую эпоху. Опыт периодизации истории // Российская археология. 1991. № 1.

Граков Б.Н. Пережитки скифских религий и эпоса у сарматов // Вестник древней истории. 1969. № 3.

Манцевич А.П. Курган Солоха. Л., 1987.

Мозолевский Б.М. Товста Могила. Киiв, 1979.

Русяева М.В. Горгонейоны на произведениях торевтики из скифских курганов // Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья (Боспорские чтения - 3). Керчь, 2002а.

Русяева М.В. Образ Геракла на произведениях торевтики IV в. до н.э. из Северного Причерноморья // Античный мир и археология. Вып. 11. Саратов, 2002б.

Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов. СПб., 2001.

Супруненко О.Б. Розкопки Бiльского курганного некрополю «Б» // Бiльске городище в контексте вивчення пам’яток раннього залiзного вiку Европи. Полтава, 1996.

Шауб И.Ю. Черты дионисийского мифа в новелле Геродота о скифском царе Скиле // Античный мир и археология. Вып. 12. Саратов, 2006.

Шауб И.Ю. Образ "Владыки зверей" на Боспоре и в Скифии // Боспорский феномен. СПб., 2007.