рекомендуем:


Надписи номарха Анхтифи
02.05.13 01:14

Еще раз о восьмой надписи номарха Анхтифи

Автор: А.Е. Демидчик

Важнейший источник наших знаний об истории и культуре Египта Первого переходного периода – надписи в расположенной близ эль-Моаллы гробнице правителя III верхнеегипетского нома Анхтифи. Но прочтение и толкование многих её текстов – предмет затяжных споров.

Непонятой до недавнего времени оставалась и угроза Анхтифи возможным осквернителям его гробницы, изданная Ж. Вандье как «надпись № 8» (Vandier 1950, 206-215, pl. XVII, XVIII). Предостерегая будущих правителей этих мест от посягательств на свой поминальный культ, Анхтифи пятикратно угрожает святотатцу: sx.tw xpS=f n Hmn m prw=f n.w…, дословно «отсекут его бычью переднюю ногу для Хемена при его выхождении из (или «в виде»)…». Хемен – бог древнеегипетского города Хефат, где правил и устроил свою гробницу Анхтифи; названия же мест или предметов, из которых могло бы произойти пятикратно упомянутое «выхождение», долгое время оставались непонятными.

В 1990 г. Х. Виллемс предположил, что речь здесь идет о ритуальных процессиях Хемена, выходящих из пяти различных пунктов Хефата, а выражение sx.tw xpS=f n Hmn есть угроза осквернителю гробницы казнью в форме принесения его в жертву богу во время упомянутых шествий. Для этого Виллемсу пришлось допустить, что xpS – «передняя нога быка» – в данном случае является метафорическим обозначением отсекаемой при казни-жертвоприношении руки нечестивца: “his arm will be cut off for Hemen at his procession” (Willems 1990, 28-33) В результате же, голландскому ученому будто бы удалось раскрыть огромное историко-правовое значение этой надписи как «древнейшего свидетельства существования в Древнем Египте смертной казни» и совершения её «в форме человеческих жертвоприношений» (Willems 1990, 27, 33-43, 46-53).

Последовавшие немногочисленные возражения Виллемсу чаще всего сводились к тому, что для доказательства применения в Первый переходный период упомянутой правовой нормы одной только надписи Анхтифи недостаточно (Assamann 1992, 153; Muhlestein 2003, 127-129). Ряд авторов резонно указали, что Анхтифи угрожает будущим правителям, скорее, карой посмертной – казнью, которую свершит в загробном мире бог Хемен. Стращать осквернителей гробниц посмертными муками египтяне начали, как известно, еще при V династии.

Самую же суть догадки Виллемса – будто речь идет об отсечении руки – оспорил только Х. Гёдике. В 1993 г. он справедливо указал, что существительное xpS «передняя нога быка» могло применяться к человеку лишь в смысле «сила / мощь руки», «бицепс» или же «труд / деятельность / усилия человека и, стало быть, его рук»; собственно же руку только как часть человеческого тела слово xpS не обозначало (Goedicke 1993). Но это верное замечание Гёдике было оставлено без внимания, равно как и то что ни одно из пяти предполагаемых Виллемсом обозначений «процессий» Хемена по другим источникам не известно, а некоторые знаки прочтены им неверно (Doret 1994, 79-82).

В 2008 г. автор этих строк развернуто обосновал необходимость принципиально иного понимания угрозы Анхтифи. Слова, принятые Виллемсом за обозначение процессий Хемена, есть, в действительности, обозначения частей гробницы и «посмертных обличий», в которых усопший (точнее, его двойник-kA), по египетским верованиям, мог «выходить» для получения жертвоприношений; смысл соответствующих понятий был ранее раскрыт О.Д. Берлевым. Существительное же xpS употреблено в надписи в его самом распространенном и бесспорном значении: передняя нога быка как важнейшая часть мясной жертвы усопшему и символ жертвоприношения вообще. Поднесение бычьей ноги-xpS было центральной частью обряда «отверзания уст», без которого мертвец не мог обрести загробного благополучия. Угроза Анхтифи будущим номархам, посягнувшим на его культ, состоит в том, что в каких бы посмертных обличиях не «выходили» они для обретения жервоприношения-xpS, получить последнее им не суждено. Столь необходимую им «переднюю ногу быка» всякий раз будет отнимать бог Хемен, таким образом карающий нечестивцев (Демидчик 2009).

Теперь сказанное выше нужно сопоставить с недавно изданной надписью на внутренней восточной стене «второй гробницы» Пепинахта-Хекаиба в Куббат эль-Хаве (№ 35 d; Edel 2008; сердечно благодарю Е.А. Кокину, снабдившую меня фотографиями данной публикации). Датируемый концом царствования Пепи II, этот памятник географически и хронологически близок к гробнице в эль-Моалле, а упомянутая надпись, в некотором смысле, раскрывает предысторию необычной угрозы Анхтифи о лишении святотатцев жертвоприношения-xpS.

По египетским представлениям, справедливое воздаяние, в особенности посмертное – закон мироздания. Поэтому множество раз и в разных формулировках кладбищенские надписи заверяли, что забота о чужом поминальном культе есть вместе с тем и верный способ упрочить культ собственный. В Куббат эль-Хаве сразу в нескольких староегипетских гробницах поминальным жрецам обещано, что при добросовестном исполнении ими ритуала жертвоприношений «повторится и для вас (это) доброе (дело)» (Edel 2008, 1670-1673). С наибольшей же конкретностью и наглядностью данный тезис раскрыт на восточной стене усыпальницы Пепинахта-Хекаиба. Над изображениями поминальных жрецов, совершающих воскурения, подносящих бычью ногу-xpS и другие жертвенные дары, написано: «Что до всякого поминального жреца (Hm-kA) среди нас, который придет по этой дороге как участник (жреческой) череды этой гробницы Хекаиба, он сможет забирать бычью ногу-xpS и для себя» (Edel 2008, 764, 765, tf. XLVII). Надпись в гробнице Пепинахта-Хекаиба доказывает, что на исходе Старого царства на юге Египта было принято сулить лицам, заботящимся о чужом поминальном культе, посмертный доступ к жертвоприношениям, совокупно представленным бычьей ногой-xpS.

Осквернителям же гробниц египтяне, напротив, обычно пророчили голод и жажду из-за недопущения к ним жертвенных яств. В гробницах у столицы Старого царства писали, что нечестивцам, вредящим другим «на кладбище», после смерти «не будет хлеба и пива» (Kaplony 1976, 28, 29, 32, 33; Strudwick 2005, 298). На юге же Египта, если судить по надписи Пепинахта-Хекаиба, нечестивцам должны были угрожать и лишением жертвоприношения, совокупно обозначенного как xpS.

Именно это и сделано в восьмой надписи Анхтифи. «Всякому правителю» Хефата, «который свершит против» гробницы «нечто злое и дурное» Анхтифи грозит «конфискацией» у его «двойника» передней ноги быка (xpS). Этот справедливый закон мироздания, будто бы поддерживается в Хефате самим богом Хеменом.

О человеческих жертвоприношениях богу Хемену речь в восьмой надписи Анхтифи, разумеется, не идет.

Литература

Демидчик А.Е. Восьмая надпись в гробнице Анхтифи // Труды Государственного Эрмитажа. Вып. XL. Петербургские египтологические чтения 2007-2008. СПб., 2009.

Assmann J. When Justice Fails: Jurisdiction and Imprecation in Ancient Egypt and the Near East // The Journal of Egyptian Archaeology. 1992. Vol. 78.

Doret E. Ankhtifi and the Description of His Tomb at Mo‘alla // For His Ka. Essays Offered in Memory of Klaus Baer. Chicago, 1994.

Edel E. Die Felsgr?bernekropole der Qubbet el-Hawa bei Assuan. M?nchen, Wien, Z?rich, 2008.

Goedicke H. Ankhtify’s Threat // Individu, soci?t? et spiritualit? dans l’?gypte pharaonique et copte. M?lenges ?gyptologiques au Prof. Aristede Th?odorides. Ath, Bruxelles, Mons, 1993.

Kaplony P. Studien zum Grab des Methethi. Bern, 1976.

Muhlestein K.M. Violence in the Service of Order: the Religious Framework for Sanktioned Killing in Ancient Egypt. PhD Dissertation. Los Angeles, 2003.

Strudwick N. Textes from the Pyramid Age. Atlanta, 2005.

Vandier J. Mo‘alla. La tombe d’Ankhtify et la tombe de S?bekhotep. Le Caire, 1950.

Willems H. Crime, Cult and Capital Punishment (Mo‘alla Inscription 8) // The Journal of Egyptian Archaeology. 1990. Vol. 76.