рекомендуем:


Памятники эпохи скифской архаики
02.05.13 01:32

Новый памятник эпохи скифской архаики на территории Ставропольского края

Авторы: А.Р. Канторович, В.Е. Маслов, В.Г. Петренко

Летом 2010 г. Ставропольская экспедиция кафедры археологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова при участии специалистов Института археологии РАН и при содействии ГУП «Наследие» Министерства культуры Ставропольского края предприняла раскопки кургана между г. Новопавловск и хутором Пегушин Кировского района Ставропольского края.

Эти работы явились продолжением многолетнего изучения авторами данной статьи аристократических курганных погребений раннескифской культуры на юге Ставрополья, а именно могильника Новозаведенное–II (раскопки 1985–2003 гг.) и Новопавловского кургана (раскопки 2006 г.) (см. например: Петренко, Маслов, Канторович 2000; Петренко, Маслов, Канторович 2009; Канторович, Петренко, Маслов 2007).

Исследованный памятник был обозначен как курган № 14 могильника «Пегушин-1», — памятника, выявленного ранее ГУП «Наследие» Министерства культуры Ставропольского края и частично раскопанного в 2006–2007 гг. экспедицией Государственного музея искусства народов Востока под руководством Т.А. Габуева.

Т.А. Габуевым были исследованы курганы № 1–13 данного могильника, все
они относились к аланской культуре эпохи Великого переселения народов.
Исключение составил курган № 4, каковой оказался раннескифским.
Соответственно, курган 2№ 14 могильника «Пегушин–1», ближайший и
соразмерный с курганом № 4, еще до раскопок был предположительно отнесен
нами к раннескифской эпохе, учитывая также и то, что курган № 14 был сходен с
вышеупомянутыми раннескифскими Новозаведенскими курганами и

Новопавловским курганом по наличию широкого рва вокруг насыпи, который, несмотря на его заполненность затечной черноземной землей (что было установлено еще до раскоп2ок на основании взятия проб почвы в мае 2010 г.), прослеживался как визуально, так и по данным аэрофотосъемки и космосъемки.

Раскопки подтвердили прогноз, сделанный в отношении кургана № 14. Он был сооружен над погребением раннескифской эпохи (погребение № 1). Это захоронение было разграблено в древности и затем наполовину прорезано крупной хозяйственной ямой эпохи Великого переселения народов, связанной с близлежащим аланским городищем III–V вв. н.э. Следует отметить, что оба скифских кургана могильника «Пегушин–1» — № 4 и 14 — были окружены курганами аланского кладбища, и непосредственно за рвом кургана № 14 к северу было обнаружено разрушенное погребение этого времени. Кроме того, в насыпи кургана № 14 было обнаружено два впускных погребения, относившихся к раннесарматской культуре.

Насыпь кургана № 14 была в значительной мере уничтожена распашкой. Сохранившаяся высота насыпи от уровня погребенной почвы составляла 0,7 м, диаметр до раскопок был оценен в пределах 30–35 м, после раскопок по границам погребенной почвы диаметр был определен как 30 м.

Насыпь перекрывала камышово-деревянную надмогильную конструкцию диаметром до 13 м и высотой до полуметра, опиравшуюся на выброс материковой земли, изъятой в древности при выкапывании могильной ямы и выложенной валом вокруг могилы. Вал имел наибольшую высоту в западной части, где он лежал по дуге. С северной и южной сторон вал понижался, а с востока вообще не прослеживался. Вал выкида окружал могильную яму скифского погребения, имевшего древесно- камышовое перекрытие, опиравшееся на данный вал. Вероятно, дополнительной опорой для этого перекрытия служили столбы, вкопанные в дно могильной ямы. Столбовые ямы от трех из них были прослежены при расчистке дна могильной ямы, остальные, вероятно, были уничтожены ямой, перерезавшей скифскую могилу.

Могильная яма до ограбления и разрушения, очевидно, имела в плане прямоугольную форму, размеры в верхней части 315х290 см, по дну 280х280 см, глубину до 170 см от уровня погребенной почвы. Яма ориентирована длинной осью в направлении северо–северо-запад — юго–юго-восток. Стены ямы были близки к вертикальным, дно находилось на глубине 1,5–1,7 м от края. Возможно, стены могилы были на какую-то высоту облицованы деревом.

Несмотря на ограбленность и разрушенность (сохранился лишь небольшой участок дна скифской могилы в северо-западной части, на данном участке перемещенный инвентарь погребения и кости животных встречались в разрозненном состоянии под слоем упавшего перекрытия), погребение содержало остатки предметов вооружения (железный вток от древка копья с частью деревянного древка внутри, четыре бронзовых втульчатых наконечника стрел) и фрагменты керамических сосудов (миска, миниатюрный сосудик в форме корчаги с отбитым в древности горлом и отдельные фрагменты чернолощеных сосудов), железные ножи, бусы и бисер (янтарные, стеклянные), раковину каури, золотую накладку с солярным знаком, костяную пряжку-накладку, оформленную в скифском зверином стиле и др.

Ко времени сооружения насыпи кургана относился также ритуальный комплекс, обнаруженный под юго-восточной полой насыпи, у ее края. Здесь, на уровне древнего горизонта, на светлоглиняной подмазке, была установлена крупная чернолощеная корчага. При разборке корчаги также был обнаружен фрагмент края орнаментированной миски.

Раскопки подтвердили изначальное предположение о том, что курган № 14 был окружен непосредственно примыкавшим к нему глубоким заплывшим кольцевым рвом. Ров, прежде всего, служил для извлечения земли, предназначенной для создания насыпи. Кроме того, в ритуале погребения, он ограждал «мир мертвых» от «мира живых».

Хронология погребения № 1 и, следовательно, время возведения насыпи кургана № 14, может в целом определяться датировкой золотой накладки и костяного двудырчатого изделия, оформленного в скифском зверином стиле.

Круглая золотая накладка заполнена тисненым изображением в виде солярного знака. Близкие пегушинской по декору, по технике изготовления и по способу крепления к украшаемой вещи, не предполагающему использование гвоздей или заклепок (необходимые для этого отверстия отсутствуют), накладки обнаруживаются в раннескифских курганах в ограниченной области Центрального Предкавказья и в узком хронологическом диапазоне. Это — курганы 12, 13, 14, 16 могильника Новозаведенное–II, датирующиеся в пределах конца VII–начала VI вв. до н.э. (Маслов, Петренко 1998, рис.6, 4; Петренко, Маслов, Канторович 2000, рис.1, 2), курганы 9, 12, 15, 17, 20 Нартанского могильника (Батчаев 1985, табл. 27, 27; 33, 26; 39, 27; 43, 41; 48, 54) конца VII– первой половины VI вв. до н.э. (Батчаев 1985, 51-52; Петренко 1989, 219; Алексеев 2003, 108, табл. 5).

Костяное двудырчатое изделие, возможно, является ременной пряжкой, функционально подобной двудырчатым птицеголовым южносибирским поясным пряжкам (Аржан–2, Усть-Хадынныг–1, Гилево–10) (Евразия…, 2005, рис. 3, 50; ?ugunov, Parzinger, Nagler. 2010, tf. 104, 3) или же пряжкой, связанной с конской упряжью. Не следует также исключать, что это изделие функционально соответствует золотой двудырчатой восьмерковидной портупейной пряжке из келермесских курганов, предназначенной для крепления меча к поясу (см. Галанина 1997, 94, рис. 25).

Исходя из иконографических параллелей с изображениями обособленной головы бараноптицы (грифобарана), а также горного козла в изделиях звериного стиля «келермесской школы», можно утверждать, что пегушинская обойма зооморфна и что малая дуга обозначает мощный загнутый клюв хищной птицы, а более крупная — рифленый рог барана или козла, огибающий глаз (роль глаза играет большее отверстие). Вероятнее всего, здесь представлена в крайне упрощенном виде голова бараноптицы, или грифобарана. Характерно, что изображения бараноптицы происходят и из памятников, территориально близких пегушинскому кургану № 14 — из одиночного Новопавловского кургана (раскопки 2006 г.) и могильника Новозаведенное–II.

Бронзовые наконечники стрел из погребения 1 сохранились плохо. Два наконечника (трехлопастной и трехгранный) были обнаружены на дне скифского погребения, один (трехлопастной) — в грабительском выбросе из этой ямы, еще один наконечник (трехгранный) был найден в заполнении аланской ямы, нарушившей скифское погребение. Все наконечники находят аналогии в тех же курганах, что и вышеописанные накладки.

Приведенные аналогии позволяют предварительно датировать комплекс погребения 1 кургана № 14 временем около рубежа VII–VI вв. до н.э.

Важно отметить совпадение ряда существенных черт погребального обряда кургана № 14 с обрядом, зафиксированным в скифских курганах могильника Новозаведенное–II и у г. Новопавловск: наличие надмогильной конструкции типа шатра, при которой несущее дерево опирается на вал выкида и столбы и перекрывается поверху камышом; организация ритуальных площадок за пределами могилы под южной полой. Судя по наличию костей лошади и вероятного фрагмента псалия, можно предположить, что изначально погребение 1 кургана № 14 сопровождалось захоронением взнузданной лошади, как и в вышеуказанных могильниках.

Пегушинский курган № 14 относится к тому же горизонту древностей, что и ранее исследованные курганы эпохи скифской архаики на Северном Кавказе (Краснознаменские, Новозаведенские, одиночный Новопавловский курган раскопок 2006 г., ранние Нартанские, Келермесские, ранняя группа Ульских). Его сооружение относится к эпохе, непосредственно следующей за периодом скифских походов в Закавказье и Переднюю Азию.

Статья подготовлена при поддержке исследовательского гранта РГНФ № 11-01-00532а.

Литература

Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII–IV веков до н.э. СПб., 2003.

Батчаев В.М. Курганы скифского времени у селения Нартан // Батчаев В.М., Барцева Т.Б., Керефов Б.М. Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии в 1972–1979 гг. Т. 2. Нальчик, 1985.

Галанина Л.К. Келермесские курганы. М., 1997.

Евразия в скифскую эпоху. Радиоуглеродная и археологическая хронология. СПб, 2005.

Канторович А.Р., Петренко В.Г., Маслов В.Е. Раскопки кургана раннескифской эпохи у г. Новопавловска (предварительная публикация) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VII. М., 2007.

Маслов В.Е., Петренко В.Г. Курган № 12 могильника Новозаведенное–II // Материалы по изучению историко–культурного наследия Северного Кавказа. Вып. I. Ставрополь, 1998.

Петренко В.Г. Скифы на Северном Кавказе // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М., 1989.

Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Хронология центральной группы могильника «Новозаведенное–II» // Скифы и сарматы в VII–III вв. до н.э. Палеоэкология, антропология и археология. М., 2000.

Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Некоторые итоги исследования раннескифского могильника Новозаведенное–II в 1991–2003 гг. // Археологические открытия 1991–2004. Европейская Россия. М., 2009. Электронную публикацию см. на сайте iaran.ru.

?ugunov K.V., Parzinger H., Nagler A. Der Skythenzeitlichen F?rstenkurgan Ar?an 2 in Tuva. Mainz, 2010.