рекомендуем:


Небесная топография Текстов пирамид
02.05.13 01:34

Значение меридиональной оси координат «север – юг» и «юг – север» в «небесной топографии» Текстов пирамид

Автор: К.Ф. Карлова

В Текстах пирамид описание инобытия, в которое попадает усопший, дается в связи с посмертным путешествием царя, проходящего определенные этапы на пути к воскресению. Загробный мир Текстов пирамид – это небо, с находящимися на нем объектами, имеющими определенную локализацию. Важнейшим для нее ориентиром является меридиональная ось «север – юг» и «юг – север», по которой определяются границы загробного мира и расположение части «небесных» объектов.

Прежде всего, деление оси связано с понятием двух небес, которые могут являться северными и южными небесами: «…пришли к Тети два неба, пришли к Тети две земли…» (Pyr.541c: …Sm n &ti ptw i n &ti tAw…); «взял он направление там, к полям двух «нижних» небес, перед землей этой в Тростниковых полях» (Pyr. 1346b-c: …iTy.f HApt im ir sxt iArw nnty r Xnt tA pw n sxt iArw). Такое представление о двух небесах может быть связано непосредственно с делением египетской земли на две части. При этом в Текстах пирамид подробно говорится о связи с севером неба – Нут (Nwt) и «нижнего» неба (Nnt) (Pyr.1016b, 1174a, Pyr. 1457a-b, Pyr. 1691b). Важно отметить, что про западную сторону неба не упоминается, а его восточная часть является местом, где восходит солнце и возрождается умерший, но в систему координат она не включается.

Важным направлением, определяющим размещение небесных объектов, является главный водный путь загробного мира Текстов пирамид – xA-канал. Согласно астрономической трактовке, xA-канал – это эклиптика (большой круг небесной сферы, по которому проходит видимое годичное движение солнца) (Allen 2005, 9). В текстах говорится о том, что солнце пересекает xA-канал с юга на север: «…на сторону эту южную xA-канала …на сторону ту северную xA-канала» (Pyr.1376c, 1377c: …m pn gs rs n mr n xAm pf gs mHt n mr n xA). Как видно из этого изречения, xA-канал имеет южную и северную стороны (иногда они еще обозначаются как два берега – idbwy) (Pyr. 1345c, 2172c). В связи с этим, также как и в случае с двумя небесами, прослеживается определенная связь с моделью земного устройства Египта, который может обозначаться также как idbwy – «два берега». В Текстах пирамид idbwy могут быть не только земными, но и небесными объектами: «…прошел он два неба, прошел он два берега» (Pyr. 406c: …iw dbn.n.f pty tmwy pXr.n.f idbwy); «Сказано: Пепи – это Сатис, (которая) берет две земли, Пылающая, та, которая получает два берега» (Pyr.812b: Dd mdw Ppy pw %Tt iTti tAwy rkHt Sspt idbwy). В других источниках царь называется непосредственно хозяином двух земель: «хозяин двух берегов, возлюбленный бога» (Siut IV 7: nb idbwy n Tr mrwty). Царю было необходимо объединить два берега Египта, подобно двум землям Египта: «защитил он Две Земли, привел он к порядку Два Берега» (Kah III 4: mak.n.f tawy sgr Ha.f idbwy). Можно предположить, что те же функции он выполнял и в инобытийном мире.

Что касается связи xA-канала с югом неба, то о ней может также свидетельствовать его ассоциация с созвездием Орион, о чем говорится в коридоре пирамиды Пепи II Неферкара. После того как царь очистился в Шакальем озере (S sAb) и вошел на восточную сторону неба, он был рожден подобно Ориону (Pyr.2172a-2173d). Таким образом, путь царя в качестве созвездия Ориона должен был начаться на юге неба.

Об устойчивой связи xA-канала с северной стороной свидетельствуют изречения, где сообщается, что xA-канал выводит умершего прямо на север (Pyr.1016a-b). Кроме того, канал связан с «нерушимыми» звездами, находящимися на севере.

Итак, канал имеет северный и южный берега, между которыми, по его протяжению, и происходит переправа (Krauss 1997, 49), в то время как восточный и западный его берега не упоминаются.

В Текстах пирамид упоминается большое количество полей (sxt), локализующихся на определенных участках загробного мира. Но основными полями, на которых умерший получал очищение и обновление, являются Тростниковые поля (sxt iArw) и Жертвенные поля (sxt Htp). В астрономической трактовке Тростниковые поля – это регион, находящийся к югу от xA-канала (если рассматривать xA-канал как эклиптику), а Жертвенные поля - к северу от xA-канала (Allen 2005, 9; Krauss 1997, 275). При этом локализация Тростниковых полей никак не связана с западом, в отличие от более поздней традиции «Книги мертвых». Тростниковые поля могут иметь северные и южные стороны, а Жертвенные – в основном северную (Pyr.340c, 1084a, 1198c, 1199b). Доказательством отождествления Жертвенных полей с севером может служить их связь со звездами, которые могут локализоваться на севере неба (у Тростниковых полей такой связи нет) (Pyr.698b-c). Определение северного и южного направления у полей, несомненно, связано с xA-каналом и полосой эклиптики.

В Текстах пирамид для путешествия умершего большое значение имеют т.н. «земли Хора» и «земли Сета», обозначающиеся как iAwt – «земли». Разделение территории на две части оказывается краеугольным камнем всей концепции отношений между Хором и Сетом, причем как в политической, так и мифологической истории. Однако вопрос локализации земель Хора и Сета в загробном пространстве Текстов пирамид является довольно сложным, прежде всего по причине отсутствия точных указаний в самих текстах. Г. Кеес предполагает, что земли Хора, как бога солнечного, должны были находиться выше земель Сета, которые он помещает под землей, в качестве некоего подобия преисподней (Kees 1923, 44, 47). Однако подобное определение земель Сета кажется не совсем верным, поскольку на него нигде нет указаний в самих текстах. Но имеются косвенные данные, указывающие, что земли Хора и Сета могут быть соответственно, южными и северными: «…пересекаешь ты земли твои южные, пересекаешь ты земли твои северные» (Pyr.2011b, 1364а:…dndn.k iAwt.k rsyt dndn.k iAwt.k mHyt). Кроме того, Кеес предлагает рассматривать земли Хора и Сета в качестве дуального понятия, представляющего запад и восток, правую и левую стороны, что в мифологии выражается в парах «солнце – луна» или «Шу –Тефнут» (Pyr.487, 943a-b, 961a-b, 1475c-d). Но на наш взгляд, скорее, тексты имеют тенденцию проводить параллель между другими категориями - с одной стороны, между Тростниковыми и Жертвенными полями (координатная линия «юг – север») и Нут и «нижним» небом (координатная линия «север – юг»), с другой стороны, между землями Хора и Сета (координатная линия «юг – север», «север – юг»).

Таким образом, все рассмотренные нами пары «небесных объектов» в Текстах пирамид разделены меридиональной осью координат. Это наблюдение существенно для понимания системы загробного мира Текстов пирамид и его корреляции с земными объектами, которые, на наш взгляд, являлись моделью для формирования представлений о «небесных объектах», отразившихся в Текстах пирамид.

Литература

Allen J.P. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta, 2005.

Blumenthal E. Untersuchungen zum ?gyptischen K?nigtum des mittleren Reiches I. Die Phraseologie // Abhandlungen der sachsischen Akademie der wissenschaften zu Leipzig. Bd.61.Hft.I. B., 1970.

Kees H. Horus und Seth als G?tterpaar. Leipzig, 1923.

Krauss R. Astronomische Konzepte und Jenseitsvorstellungen in den Pyramidentexten. Wiesbaden, 1997.

Sethe K. Die Alt?gyptischen Pyramidentexte. Bd.I-II. Leipzig, 1908-1922.