Маркетинг ресторана
21.12.12 03:48

Маркетинг ресторана в условиях кризиса


Ольга Андреевна Ганьшина

Реальное падение спроса на услуги общественного питания в условиях кризиса, ориентирует политику маркетинга на интенсивный поиск новых и оригинальных методов взаимодействия с клиентами, усиление аналитической функции в составе задач управления маркетингом.

Между тем, именно эти вопросы остаются вне поля зрения специалистов–маркетологов в кризисный период. Исследования положительного опыта субъектов рыночной деятельности - предприятий общественного питания в условиях повышенных рисков практически не ведутся. Специфика организации маркетинга в ресторанном сегменте российского рынка услуг должным образом не обобщается, публикации об этом отсутствуют

Цель данного исследования - анализ антикризисной технологии маркетинга компании «Росинтер Ресторантс» в городе Юбилейный и разработка комплексных маркетинговых мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности в период кризиса.

Задачами исследования являлся анализ, оценка и реализация инструментов маркетинга для обеспечения эффективной деятельности компании в условиях кризиса.

Со дня открытия в 2008 году ресторанного комплекса «IL Patio» и «Планета Суши» в г. Юбилейном здесь наблюдался рост числа посетителей. Для нового ресторана, существующего менее полугода, это было большим достижением. Можно выделить три основных источника докризисного и последующего успеха:

1. Клиентоориентированность. Потребитель был изначально выдвинут руководством в качестве центра, вокруг которого разворачивался бизнес- процесс. Именно по этой причине целевой функцией организации услуг стало реальное качество, включавшее в себя не только биологическую чистоту и свежесть приготовленных «с ножа» продуктов, т.е. в течение 10 минут после заказа гостя, но, и прежде всего, - весь комплекс обслуживания, начиная с момента встречи гостя и заканчивая его уходом. Это тот подход, который отвергает наличие «мелочей» в системе обслуживания. Подобное сегодня могут реально предложить лишь немногие заведения той же ценовой категории.

2. Местоположение и выбор вкусовых предпочтений. Ресторанный комплекс «IL Patio» и «Планета Суши» - единственный ресторан в г.Юбилейный, который осуществляет перекрестное обслуживание. Это – два ресторана: итальянский и японский, специально совмещенные в одном зале, где гости могут осуществлять заказы сразу по двум меню. Жители городов Юбилейный и Королев – приверженцы данного типа услуг, продвигаемого в премиум- сегменте Москвы - имеют теперь возможность удовлетворить свои запросы в ареале проживания.

3. Цена. Предлагаемые цены обслуживания, не отличаясь от цен конкурентов, в совокупности с качеством и местоположением создавали возможность выбора предпочтений в пользу ресторанного комплекса.

Первая проблема, поставленная кризисом – необходимость введения жесткого режима экономии. Руководством было принято самое разумное решение: любое сокращение затрат не должно изменить философии маркетинга ресторана– клиентоцентризма, приоритета качества.

В условиях кризиса перед руководством ресторана встал вопрос о введении режима экономии. Но на чем экономить и на что тратить? Было принято решение о сокращениеи затрат, которые не повлияют на основу политики маркетинга в ресторане: на качество блюд и на качество обслуживания.

Приведем основные направления «антикризисного плана компании»:

1.Поиск новых поставщиков и договоренность о скидках на продукцию со старыми. В результате данных мер было заключено несколько договоров с фирмами, которые предлагают продукцию по более низким ценам, что позволило остановить рост себестоимости продукции. Договора с новыми поставщиками позволили получить ряд скидок, при помощи которых стало возможным понижение цены на комплексные обеды, качество которых при этом не изменилось.

2.Сокращение штата ресторана. Каждый успешный ресторатор знает, что в данном бизнесе главной ошибкой было бы сокращение рядового персонала (официанты, бармены, повара), поскольку это те люди, которые непосредственно осуществляют сервис. Поэтому решением руководства было сокращение сотрудников бухгалтерии, администрации, а также водителя экспедитора. Отразим штат ресторана до и в период кризиса:

Таблица 1

Штат ресторана на 1 мая 2008 года

должность

Кол-во человек

Средняя з/п

Итого на категорию

администратор

3

35 000

105 000

бухгалтерия

5

30 000

150 000

Директорский состав

4

70 000

280 000

Официант

16

10 000

160 000

бармен

4

16 500

66 000

повар

20

15 000

300 000

кладовщик

2

15 000

30 000

Клиниг услуги

3

15 000

45 000

кассир

2

16 000

32 000

Водитель экспедитор

2

20 000

40 000

итого

61

242 500

1 208 000

Таблица 2

Штат ресторана на 1 октября 2008 года

должность

Кол-во человек

Средняя з/п

Итого на категорию

администратор

2

35 000

70 000

бухгалтерия

2

30 000

60 000

Директорский состав

4

70 000

280 000

Официант

16

10 000

160 000

бармен

4

16 500

66 000

повар

20

15 000

300 000

кладовщик

2

15 000

30 000

Клиниг услуги

3

15 000

45 000

кассир

2

16 000

32 000

Водитель экспедитор

     

итого

55

222 500

1 043 000

clip_image002

Рис.1. Динамика заработной платы до и после сокращения

Приведенные выше графические данные показывают нам, что данные меры позволили сократить расходы на оплату труда на 165 000 рублей.

4.Затраты на развоз персонала. С открытия ресторана руководством было принято решение о развозе каждого сотрудника до дома. Это было связано с закрытием ресторана в 00:00, а по выходным – в 02:00, когда общественным транспортом уже не добраться. Кризис заставил внести в развоз некоторые изменения:

Таблица 3

Затраты на развоз персонала

период

Развоз по городу

Развоз на дальние расстояния

(Щелково, Мытищи)

Итого затрат

Кол-во машин

Цена поездки

Кол-во машин

Цена поездки

За 1

День

За

месяц

До 01.01.09

2

450

2

800

2 500

75 000

После 01.01.09

---

---

1

800

800

24 000

Данные меры позволили сократить затраты на 51 000 рублей за месяц. Появились проблемы с составлением графика живущих в Мытищах и Щелково таким образом, чтобы их развоз был организован одной машиной.

5.Введение затрат на обучение персонала. Официанты, бармены и повара – главный посредник между рестораном и Гостем. Это – сложная, ответственная и стрессовая профессия. С 01.01.09 на обучающие семинары «Тренер-наставник» было направлено 12 сотрудников. С 30.03 на семинар «Старший смены» будет направлено два сотрудника. Обучение требует дополнительных затрат. Средняя стоимость семинара для одного сотрудника – 5500 рублей. Но компания готова инвестировать в кадры, чтобы с их помощью выиграть конкурентную борьбу.

Декабрь, январь, март и февраль дарят нам череду праздников, во время которых перед каждым человеком стоит вопрос, где отмечать торжество и в какой компании. Сочетание различных акции и маркетинговых приемов приносит наибольший эффект в организации ресторанного бизнеса. Проведем анализ последних маркетинговых акций, проведение которых входило в антикризисный план деятельности ресторана:

1.«Новый год». Тематический праздник в ресторане с 23:00 – 06:00

Стоимость билета - 5000р на человека. В стоимость билета входил шведский стол, неограниченный бар, артисты, конкурсы.

Количество посадочных мест – 150. Продано было 146 билетов из 150

Выручка составила 730000 рублей + дозаказы на 46 000р = 776 000 рублей.

Хотелось бы заметить, что рестораны данной сети в Москве за небольшим исключением отказались от проведения Нового Года и закрылись в 20:00. Руководство ресторана в г.Юбилейный приняло решение о проведении данного праздника и серьезно занялось его подготовкой, чтобы завоевать репутацию в небольшом городке, а также для привлечения дополнительных средств.

Таблица 4

Расходы на проведения маркетинговой акции «Новый год в IL Patio и Планете суши»

Статья расходов

Расходы в рублях

Себестоимость продуктов и напитков

96 000

Оплата труда персонала в новогоднюю ночь

25 000

Услуги артистов

50 000

Услуги декораторов и дизайнеров

35 000

Украшение зала

15 000

Оплата счетов (электричество, аренда и.т.д)

3 000

Отчисления по договору франчайзинга (7 % от выручки)

54 000

Итого

278 000

Легко подсчитать, что в Новогоднюю ночь ресторан получил 498 000 прибыли

2. Акция «14 февраля»

14 февраля гостям нашего ресторана предлагалось попробовать десерт в виде сердца, пронзенного стрелой. К двум десертам каждый гость получал два коктейля – мужской и женский. Обычная стоимость такого набора – 700 рублей. Только 14 февраля Гости могли получить его по специальной цене – 450 рублей.

Таблица 5

Маркетинговая акция «14 февраля»

Цена предложения в меню, рублей

450

Себестоимость набора, рублей

150

Заготовлено, штук

60

Продано, штук

48

Ожидаемая прибыль, рублей

27000

Фактическая прибыль, рублей

21600

Себестоимость десертов, рублей

9000

Затраты на рекламу, рублей

6000

Чистая прибыль от акции

6600

Выручка ресторана на 14.02 – 578 000 рублей. Доля прибыли, приходящейся на продажу праздничных наборов от общей прибыли составила всего 3,74%. Чистая прибыль от акции составила всего лишь 6600 рублей. Однако, 87% опрошенных на выходе из ресторана признали данную акцию интересной, нужной и приятной. Хорошее настроение Гостя – залог успеха любого ресторана.

4.Акция «23 февраля» и «8 марта» под лозунгом «Начни праздник за наш счет». 14-го февраля каждому пришедшему мужчине от 18 лет – коктейль «Кровавая Мэри, а 8 марта каждой пришедшей женщине – бокал шампанского за счет заведения.

Таблица 6

Акция «23 февраля»

Себестоимость 1 коктейля «Кровавая Мэри» (50гр), рублей

Кол-во мужчин, пришедших 23 февраля

Затраты на акцию, руб.

11

170

1870

Таблица 7

Акция «8 марта»

Себестоимость 1 коктейля «Кровавая Мэри» (50гр), рублей

Кол-во мужчин, пришедших 23 февраля

Затраты на акцию, руб.

12

308

3696

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что затраты на акции были небольшими, но 98 % опрошенных были приятно удивлены, а 78% заявили, что обязательно вернутся снова.

Ряд дополнительных акций:

- введение во всей сети «food money». При каждом посещении ресторана в феврале Гости получали купон, который предоставлял скидку на 150 рублей, при условии его применения с 1 по 31 марта 2009 года при счете более 800 рублей. Подсчитать отдачу от данной акции практически невозможно, поскольку неизвестно количество выданных купонов, но с 1 марта около 17% счетов в день проходят с данной скидкой.

- руководство ресторана ввело дополнительную 5%-ную скидку тем Гостям, которые напишут отзыв о посещении ресторана на сайте www.tascano.ru. Тем самым руководство с помощью отзывов может контролировать уязвимые места в работе ресторана, а также получать интересные предложения. Гости, в свою очередь, также получают бонус при посещении.

Антикризисный план ресторана, включающий режим экономии по различным направлениям, затраты на обучение персонала в совокупности с различными маркетинговыми мероприятиями, позволили ресторану не только удержать Гостя в кризис, но и привлечь новых Гостей. Об этом можно судить при анализе доходности до и после кризиса:

Таблица 8

Оценка доходов ресторана, количества гостей и размер среднего чека

за период с 1 мая 2008 года – 1 марта 2009 года.

Месяц

Суммарная выручка, рублей

Количество Гостей за месяц, чел

Средний чек на Гостя, рублей

До кризиса

Май

4428624

8347

531

Июнь

4090763

7226

566

Июль

4365513

8341

523

Август

4549447

8723

522

Сентябрь

4763828

8851

538

В период кризиса

Октябрь

5410839

8489

637

Ноябрь

5121724

9007

569

декабрь

5921337

9015

656

Январь

5871485

8963

655

февраль

6010836

9128

658

clip_image004

Рис 2. Выручка ресторана за период с 1 мая по 28 февраля 2009 года

Очевидно, что выручка растет, несмотря на кризис. Аналогичная ситация происходит и с количеством Гостей и со средним чеком на Гостя:

clip_image006

Рис.3. Количество Гостей за период с 1 мая – 28 февраля 2009 года

clip_image008Покажем динамику среднего чека:

Рис 4. Средний чек на период с 1 мая – 28 февраля 2009 года

Маркетинговый подход к формированию целей ресторана ставит перед руководство извечные вопросы: для кого производить продукцию; какими потребительскими свойствами она должна обладать; когда нужна эта продукция потребителю; сколько нужно произвести данной продукции.

И по мере насыщения рынка товарами и услугами становится все более необходимым использование принципов и методов маркетинга. В этих условиях успехи предприятия зависят прежде всего от того, насколько оно гибко и быстро реагирует на все изменения, происходящие на рынке, откликается на новые потребности потребителя путем освоения новой продукции и технологий, а также от его приспособляемости к неопределенности-развития потребительского спроса. Проведя анализ и оценку инструментов маркетинга ресторанного комплекса в г. Юбилейный, можно сделать вывод об успешном применении маркетингового подхода его руководством.