Эффективность пригородных электропоездов
21.12.12 23:16

Повышение эффективности пригородных электропоездов РЖД

М.В. Зарубина, М.С. Минаева

Аннотация

В статье рассмотрена проблема безбилетного проезда пассажиров для компании «РЖД». Проведены маркетинговые исследования и результаты опроса пассажиров, выявлены их неудовлетворённость качеством услуг данной компании. Предложены два альтернативных метода борьбы с безбилетным проездом: установка турникетов или введение контролёров - кассиров в каждый вагон. Проведена оценка эффективности от внедрения каждого из этих методов и их сравнительная эффективность.

Статья

Электричка — одно из самых недорогих средств общественного транспорта, связывающее крупные города с их ближними и дальними пригородами и отдаленными районами.

Существенная особенность Московской железной дороги (МЖД) - колоссальный объем пригородных перевозок. Ежесуточно здесь курсирует около 3000 пригородных поездов. Ежедневно на столичной магистрали электричками в среднем пользуется полтора миллиона человек.

Российские электрички советского производства не отвечают современным уровням комфорта (деревянные сидения, отсутствие туалетов и т.д.), также вызывает критику скорость передвижения, большие перерывы в графиках и постоянные отмены электропоездов. В последние годы постоянно поднимается плата за проезд в электричках без улучшения качества услуг. Итак, основными причинами неудовлетворённости у пассажиров, т.е. пользователей услуг этой компании являются:

· высокая стоимость проезда;

· низкий уровень сервиса;

· большие интервалы в расписании движения электропоездов и др.

У компании РЖД в настоящее время существует множество проблем, создающих низкую эффективность пригородного сообщения, например:

· безбилетный проезд пассажиров;

· проблемы с обслуживание подвижного состава;

· нехватка инвестиционных ресурсов и др.

Но, несмотря на эти недостатки, пригородный электротранспорт остаётся все ещё достаточно востребованным для пассажиров по сравнению с другими видами общественного транспорта. Для некоторых электричка является единственным возможным видом транспорта, но некоторые пассажиры просто желают сэкономить на проезде и попросту не заплатить, т.е. проехать «зайцем», если в автобусе или маршрутном такси им это не удастся, то в электричке можно это проделать с легкостью. Наши электрички - самые бескорыстные в мире. Масштабы «безбилетчины» в пригородных электричках просто потрясают - 40-60% пассажиров отнюдь не льготных категорий. [1]

Для выяснения причин безбилетного проезда нами проведены маркетинговые исследования с использованием методов видеонаблюдения и опроса пассажиров с помощью анкеты.

Результаты данного исследования представлены ниже по следующим вопросам: частота приобретения билетов в зависимости от возраста (рис. 1); причины приобретения проездных билетов (рис.2); причины безбилетного проезда (рис.3); отношение респондентов к работе контролёров (рис.4).

На вопрос «Почему недовольны работой контролеров?» большинство респондентов ответили, что считают их поведение грубым и часто агрессивным по отношению к пассажирам.

clip_image002

Рис.1 Частота покупки билетов по возрастам

clip_image004

Рис.2 Причины покупки проездных документов

clip_image006

Рис.3 Причины безбилетного проезда

clip_image008

Рис.4 Отношение респондентов к работе контролеров

Для улучшения работы компании РЖД респонденты внесли следующие предложения:

1. Снизить стоимость проезда – высказалось 70 %;

2. Поддерживать порядок и частоту в вагоне, сделать вагоны более комфортными – высказалось 60%;

3. Сократить интервалы движения электропоездов, отменить перерывы в расписании – 35%;

4. Не допускать проезд в электропоездах маргинальных личностей;

5. Ликвидировать торговлю в вагонах;

6. Установить турникеты на всех станциях или ввести контролёров - кассиров в каждый вагон.

Изучение методов борьбы с безбилетным проездом в других странах мира показало следующее:

В Польше вместе с ревизором по электричке идет наряд полиции. Злостных безбилетников арестовывают, высаживают из поезда и заставляют либо штраф уплатить, а он у них огромный - около 200 долларов, либо отработать на хозработах. [2]

Во многих странах Европы железнодорожные правила требуют, дабы пассажир, севший в электричку без билета, сам искал в поезде кондуктора. Если же кондуктор первым обнаружит такого ездока, то он его не только обилетит, но еще и оштрафует. Обычно размер штрафа составляет несколько десятков евро. [3]

В Индонезии безбилетников, которые ездят на крышах поездов, поливают цветной жидкостью, чтобы полицейские могли их идентифицировать и задерживать. У этих людей будут отнимать удостоверения личности, и выдавать им квитанцию на оплату штрафа, а ее копию отсылать по мету работы или учебы. [4]

Но наиболее радикальный метод борьбы с «зайцами» существовал в Германии. По утверждению ряда источников [5], в 1934 году с помощью радио и газет была распространена информация, что с определенного числа безбилетный проезд будет караться расстрелом. Через несколько дней было объявлено, что расстреляно пять человек, после чего желание ездить бесплатно у народа пропало на многие десятилетия вперед.

Проведя маркетинговое исследование и узнав мнение пользователей услуг пригородных перевозок, что основной причиной покупки проездных документов для 43 % опрошенных пассажиров являются: боязнь проверки билетов контролёрами и преграды в виде турникетов, нами предложены два метода борьбы с безбилетным проездом:

Первый метод - установить турникеты на каждой станции, где они еще не установлены.

Второй метод - Организовать работу контролеров - кассиров в каждом вагоне электропоезда.

Для наглядного примера рассмотрен маршрут Москва - Сергиев Посад и для выяснения экономической выгоды от внедрения каждого из предложенных методов рассчитана их экономическая эффективность.

При внедрении первого метода « Установка турникетов на каждой станции» рассчитаны капитальные затраты на приобретение и установку турникетов и доход, который будет получен от снижения безбилетного проезда за счёт контроля потока пассажиров через установленные турникеты.

Капитальные затраты на приобретение и установку турникетов составят 67 380 000 руб. (количество турникетов (210) умноженное на стоимость одного турникета (105 тыс. руб.) плюс затраты на монтаж заборов (45 330 000 руб.)).

Затраты по обслуживанию турникетов включают: оплату труда всех бригад контролеров турникетов на каждой станции (5 040 000 руб.) с суммой отчислений на социальные взносы (6 753 600 руб.) и накладные расходы, принятые условно на уровне 50% от основной зарплаты основного производственного персонала (2 520 000 руб.). Общие затраты по обслуживанию турникетов составят 9 273 600 руб.

Для того чтобы рассчитать какой доход принесёт установка турникетов определено количество безбилетников, которые вынуждены будут приобретать билеты.

Доход, приносимый за месяц от повышения продаж билетов при условии установки турникетов, составит 14 520 000 руб. (средняя стоимость проезда (33 руб.) * 440 000 чел. – среднемесячный пассажиропоток на тех станциях, где не установлены турникеты), а за год 174 240 000 руб.

Годовой экономический эффект от внедрения этого метода будет равен разнице между годовым доходом от увеличения продаж билетов (174 240 000 руб.) и затратами по обслуживанию турникетов, которые составляют 111 283 200 руб. (общие затраты по обслуживанию турникетов за мес. 9 273 600*12):

174 240 000 – 111 283 200 = 62 956 800 руб.

Срок окупаемости затрат на приобретение и установку турникетов составит:

67 380 000/ 60 956 800 = 1,1 года

После срока окупаемости положительная прибыль для компании РЖД составит 20 684 160 руб. в год без дисконтирования.

Определим эффективность от внедрения метода «Контролер - кассир в каждый вагон».

Для расчета годового экономического эффекта определяется разница между увеличением дохода, полученного от работы контролеров – кассиров за счёт снижения уровня безбилетников и суммой затрат на оплату труда контролёров - кассиров с отчислениями на социальные взносы и накладных расходов, условно принятых на уровне 45% от основной зарплаты основного производственного персонала. Для того чтобы рассчитать какой доход принесет одна бригада контролеров - кассиров, определено количество безбилетников в месяц – 25920 человек, которые приобретут билеты.

Доход, приносимый одной бригадой контролеров - кассиров за месяц составляет 1 723 680 руб., а за год – 20 684 160 руб. Для обслуживания всех электропоездов направления Москва – Сергиев Посад необходимо 40 бригад контролеров. Тогда доход будет равен 827 366 400 руб. за год.

Общие затраты на оплату труда одной бригады контролеров - кассиров с отчислениями на социальные взносы составляют 536 000 руб. а с учётом накладных расходов составит 716 000 руб., а в год 8 592 000 руб., а для 40 бригад затраты составят 343 680 000 руб. в год. Затраты на кассовые аппараты контролеров-кассиров составят 4 000 000 руб. (400 контролеров-кассиров*10 000 руб.). Налог на прибыль составляет 96 737 280 руб. Итого общие затраты составят 444 417 280 руб.

Годовой эффект от внедрения данного метода составит 382 949 120 руб.

Эффективность затрат составит: 382 949 120/347 680 000 = 1,1.

И метод введения контролеров - кассиров, и метод установки турникетов принесут определенный уровень дохода. Однако, по приведенным расчётам, доход, приносимый контролерами - кассирами, значительно больше и поступает ежемесячно, чем доход от установки турникетов, который будет иметь для РЖД положительный эффект после наступления срока окупаемости, т.е. через 1,1 года. Ставить новые линии турникетов, отгораживаться высокими заборами и преградами, которые можно перепрыгнуть или обойти менее эффективно, чем контролер – кассир в каждый вагон. Кроме того метод «Контролер - кассир в каждый вагон» имеет и социально – экономический эффект, т. к. обеспечивает предоставление рабочих мест контролёров – кассиров и охранников в количестве около 500 человек (400 контролеров-кассиров и 100 охранников) и достаточно высокий уровень оплаты труда.

В дополнении к предложенному методу (а именно «Контролер - кассир в каждый вагон») и с целью снижения уровня расходов на транспорт для большого числа пассажиров отдалённых зон предлагается:

1. Сократить количество зон вдвое. Таким образом, стоимость проезда тоже сократится вдвое (например, если на участке Москва – Сергиев Посад количество зон 8, то предлагается сократить их до 4).

2. Ввести убывающий билетный тариф, т.е. стоимость зоны будет обратно пропорциональна расстоянию от Москвы (например: стоимость 1ой зоны – 16,5 руб., 2ой – 16 руб., 3ей – 15 руб., 4ой – 14 руб.).

Внедрение метода «Контролер - кассир в каждый вагон» обеспечит:

для РЖД:

- повышение эффективности пригородных пассажироперевозок за счёт увеличения дохода от продажи билетов;

- сокращение безбилетного проезда до уровня 5-10%;

- воспитание в пассажирах чувства гражданской ответственности.

для пассажиров:

- снижение стоимости проезда при внедрении метода снижаемого тарифа в зависимости от расстояния и из-за повышения дохода от увеличения на 40% продаж билетов;

- повышение уровня безопасности.