Принятие решения водителем такси |
21.12.12 23:18 | |||
Марковская модель принятия решения водителем таксиЕ.С. Фарафонова
Острый интерес нашего общества в последнее время к транспортной ситуации в крупных городах обусловлен необходимостью улучшения качества, сокращения сроков и увеличения объемов перевозок. На фоне этого развивается общественный транспорт, растет количество таксопарков, транспортные сети становятся все более перегруженными. Одним из путей повышения качества транспортных услуг является оптимизация деятельности транспортных предприятий и отдельных транспортных единиц. В работе рассматривается задача оптимизации принятия решений водителем такси. С помощью модели предполагается определять оптимальное решение в каждом из состояний процесса. Водителю предлагаются оптимальные решения, которые он может реализовать или отклонить, выбрав свое. Таким образом, для водителя модель становится элементом системы поддержки принятия решений (СППР). Моделирование выполнено на основе марковских цепей принятия решений с платежами, т.е. управляемых марковских цепей (УМЦ). Для марковских цепей, в отличие от других случайных процессов, характерно то, что вероятность появления того или иного значения на Постановка задачи. Такси выполняет перевозки пассажиров внутри и между тремя подмосковными городами, например, Пушкино, Королёв и Ивантеевка. Город, в котором находится такси, является текущим -м состоянием УМЦ ( В задаче предполагаются известными следующие исходные данные: матрицы переходных вероятностей для каждой -ой альтернативы Поскольку размерность задачи небольшая, то для ее решения использован метод полного перебора. При больших размерностях для решения задачи поиска оптимальной стратегии можно воспользоваться, например, итерационным методом Р. Ховарда (итерации по стратегиям). Решение задачи. 1-й этап - формирование множества 2-й этап состоит в формировании матриц переходных вероятностей 3-й этап - вычисление вектора вероятностей состояний в установившемся режиме Средняя величина платежа за один шаг 4-й этап - вычисление безусловного среднего платежа 5-й этап - на основе полученных данных о средних безусловных платежах определяются оптимальные стратегии Для исследования динамики изменения рассматриваемых показателей выполнена имитация работы такси в течение одной смены, для чего в среде MS Excel на основе случайных чисел сформированы изменения состояний и сымитированы решения, принимаемые водителем в разные периоды стационарности. Для выбора решения по двум критериям (доходы, время) применен метод, основанный на Парето-оптимальности. Выводы. Выполненные исследования в режиме имитации подтверждают полную работоспособность алгоритма оптимального выбора решений водителем такси на множестве исходных данных, близких к реальным. В качестве дальнейших направлений развития данного исследования можно рассматривать реализацию алгоритма Р. Ховарда для решения задачи произвольной размерности, построение и исследование алгоритма решения обратной задачи, что позволит привязать модель к данным реально функционирующих предприятий. Кроме того построенная модель может быть реализована в виде компьютерной программы в составе СППР, которая позволит водителю такси принимать эффективные решения за счет сбора реальной статистики и накопления опыта принятия им эффективных решений.
|