Этико-деонтологические проблемы медицинской науки |
23.12.12 21:25 | |||
Этико-деонтологические проблемы медицинской науки в третьем тысячелетииЛ.И. Лукьянова Бурное развитие научно-технического прогресса в XXI веке, врастание новых технологий в повседневную жизнь современного общества, угрожающе изменяющего ее формы и традиции, особенно остро ощущается в последние годы. Подобная ситуация побуждает к поискам философского фундамента как основы понимания и осмысления происходящих перемен, выявление действительных возможностей науки, выработки требований, направленных на повышение ее моральной ответственности. Это в полной мере относится к современной медицине в связи с использованием новых технологий, обсуждением возможных последствий применения современных методов лечения и медикаментов. Методики трансплантологии, вживления искусственных органов, «асексуальное размножение», «суррогатное материнство» – все эти достижения заметно обогатили арсенал средств борьбы за человеческую жизнь. Однако каждое из этих понятий – реальная единица т.н. «этического минного поля», которое новые технологии создают для современной культуры. Ведь темпы развития медицинской науки сами по себе не обеспечивают качественных изменений в жизни и деятельности человека. И сегодня остается актуальным наблюдение, сделанное в свое время Л.Н. Толстым, который отмечал, что «в медицине то же, что и во всех науках: ушла далеко без проверки, немногие знают ненужные тонкости, а в народе нет здоровых гигиенических понятий». Вместе с тем профессиональные проблемы, составляющие предмет специального внимания врачей, организаторов здравоохранения, представителей закона, в последние годы привлекают внимание специалистов различных отраслей знания. Более того, обсуждение применения новых технологий медицины давно вышло за рамки национальных границ, привело к созданию не только национальных комитетов по биоэтике, но и межправительственных объединений и исследовательских центров. При этом многие исследователи отмечают, что сегодня наблюдается тенденция решать этические проблемы «по-американски» – разработать и ввести этические кодексы, создать институты аттестации, лицензирования и т.п. [1, с.14]. Существует, однако, опасность, что такого рода комитеты лицензирования и аттестации могут превратиться в очередные «кормушки» вроде техосмотра автотранспорта. В процессе обсуждения выявилось множество сопутствующих проблем, продиктованных различными жизненными ситуациями. К ним относятся – желание иметь ребенка без учета естественных биологических циклов родителей; потребность родителей в ребенке, продиктованная не только желанием иметь детей; неустранимая роль отца; право быть матерью; наследственность и тайна и др. Немало ученых-представителей различных наук могли бы сказать по этому поводу свое заинтересованное слово, вынести компетентные рекомендации. Однако, в первую очередь, это должны сделать философы, поскольку их предметом является человек, его сознание и самосознание, мировоззрение и мироотношение. На первый план при этом выходят вопросы нравственно-этического порядка, которые в настоящее время оказались отодвинутыми даже не на вторые, а гораздо более второстепенные места и лишь в последние годы некоторые из них начинают выдвигаться для обсуждения. Подобное состояние дел не может оцениваться как нормальное. Переживаемая сегодня ситуация порождает такое состояние научного творчества, которое повторяется в истории один-два раза в тысячелетие. «Как же отнестись к этой массированной атаке на человека? – отмечал известный философ, исследователь философских проблем биоэтики И.Н. Смирнов. – Она, правда, ещё не развернулась, но разведотряды, уже ведут активный и глубокий поиск, сигнальная ракета, по которой должно начаться наступление – в патроннике, курок взведён» [2, с. 96]. Определяющим мировоззренческим контекстом «новых технологий» медицины является либеральная идеология с её высшими ценностями «прав и свобод» человека и их метафизически-материалистическим обоснованием и пресловутой «свободой выбора» того или иного медицинского вмешательства. При этом игнорируются традиционные правила медицинской этики, складывавшиеся веками. Технизация медицинской деятельности объективно требует повышения внимания к её гуманитарному компоненту. В третьем тысячелетии перед медицинской наукой встаёт ряд важных и часто спорных вопросов. Весь список данных проблем возглавляет следующая тройка – проблема клонирования человека, эвтаназия, искусственное оплодотворение и искусственное прерывание беременности. Большинство учёных достаточно сдержанно относятся к каждой из них. Так, рассматривая клонирование человека, многие обращают внимание на то, что эта проблема, в первую очередь, этическая. Человек, вторгаясь в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы, порождает ситуацию непредсказуемости подобных шагов. Ведущей основой терапевтического клонирования являются исследования в области выращивания так называемых «стволовых клеток», которые появляются на 4-5 день развития организма и представляют собой своего рода строительный материал, восстанавливая его функции и играя роль «скорой помощи». Именно эта сторона терапевтического клонирования приводится в качестве аргумента в пользу его разрешения, так как это поможет сохранить жизнь сотням и тысячам естественнорожденных. Однако, как и все новые технологии, эта технология может принести не только пользу человеку, но и чревата серьёзными этическими проблемами. Следующая проблема – эвтаназия, которая возникла не сегодня и не вдруг, а обсуждалась с глубокой древности и уже тогда вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и др. Отношение к умышленному ускорению смерти неизлечимого больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Со времён Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: « Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, а также не посоветую это». И хотя в наше время существуют суждения « за» и «против» эвтаназии, хорошо известно, насколько велика возможность ошибки, когда врачи строят свои прогнозы. Более того, подобно гильотине, эвтаназия может попасть в руки людей менее человечных, чем её изобретатели. Рассматривая болезнь с позиций синергетического подхода в медицине, следует отметить, что любой биологический организм необходимо сочетает в себе как провоспалительные, так и противовоспалительные механизмы и, следовательно, подтверждается универсальность синергетического метода, действенного не только в естественных, но и биологических науках, в том числе и в медицине. Использование синергетического стиля мышления позволяет по-новому взглянуть на проблемы болезни и здоровья. Вопросы этики искусственного оплодотворения – это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты этой новой медицинской технологии: «новая технология размножения», «техногенное производство людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия – «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения», «суррогатное материнство» и т.п. Среди многих опасений применения «искусственного оплодотворения» одним из самых важных является опасение возникновения культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных и родственных отношений. Относительно проблемы искусственного оплодотворения необходимо подчеркнуть, что разнообразные этические вопросы связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении в области продолжения рода. Кроме общих глобальных вопросов биомедицинской этики (зачатие in-vitro, генетическая рекомбинация с помощью банков зародышевых и ингредиентов и др.) важную роль начинают играть не только сугубо научные моменты, но и этические конфликты и противоречия. Главный из них связан с тем, чтобы определить, в какой мере в соответствии с существующими законами пациент подвергается терапевтическому риску. Таким образом, биоэтические проблемы медицины дают богатейший материал для работы философской мысли, поскольку именно в них нарочито обнажается и приобретает сверхчувствительность то, что именуется душой, совестью, долгом, ответственностью – всё то, что объединяется ёмким понятием морали и нравственности. ЛИТЕРАТУРА 1. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики. Круглый стол // Человек. – 2002. – № 5. 2. Смирнов И.Н. Философские проблемы биоэтики // Вопросы философии. – 1987. – № 12..
|