рекомендуем:


Аномия и потребительство
23.12.12 21:30

Аномия и потребительство как характеристики общества риска

Т.И. Малиновская

Риски сопровождают человечество с момента его возникновения, но особую значимость они приобретают на рубеже веков, в условиях возрастания социальной динамики, когда общество столкнулось с расширяющимся потоком явлений, угрожающих существованию цивилизации. Современные риски порождены развитием производительных сил, технологий, прогрессом науки и принципиально превосходят те, которые существовали ранее. Они обладают универсальным характером и формируют качественно новые социально опасные ситуации. «Экологический кризис, антропологический кризис, всё ускоряющиеся процессы отчуждения, изобретение всё новых и новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему человечеству, – всё это побочные продукты техногенного развития» [2, с. 8].

Риски возникают в индустриальном обществе, ориентированном на бесконечный рост потребления. Можно сказать, что капиталистическое общество имеет в своей основе всё увеличивающееся воспроизводство рисков, поскольку оно основано на росте потребления. У. Бек в своей работе «Общество риска. На пути к другому модерну» относит к такому типу общества и социалистическое: «Тогда возникнет общество, в котором взрывные силы рисков отобьют у каждого желание гнаться за прибылью, основательно отравят ему это удовольствие. Именно такая возможность иллюстрирует нашу главную мысль: индустриальное общество, как капиталистическое, так, кстати, и социалистическое, систематически производит угрозу самому себе накоплением и экономическим использованием рисков» [1, с. 42]. Следовательно, общество риска может возникнуть только на базе определённых ценностных установок, лежащих в основе типа культуры. В качестве одной из них можно рассматривать бесконечный рост потребления товаров и услуг, что приводит к формированию феномена потребления как жизненной установки, определяющей деятельность большинства людей. Эта позиция потребительского отношения к жизни в условиях глобализации начинает распространяться, а зачастую даже навязываться под эгидой ценностей либерализма другим типам цивилизаций, что ещё больше увеличивает воспроизводство рисков и делает их универсальными и цивилизационными.

В ситуации, когда стремительные изменения в экономической, политической и социальных сферах разрушают установленный порядок и сложившиеся социальные связи, человек оказывается в пустом социальном пространстве, лишенным ориентиров, т.е. ценностных и нормативных шкал. Отсутствие идеалов, как долговременных устойчивых ориентиров, приводит к разочарованию в смысле жизни, усталости, скуке. Это приводит к формированию потребительского отношения к жизни, поскольку наличие идеала создаёт необходимое напряжение, препятствие, которое стимулирует интерес и желание человека совершенствоваться, стремиться вверх. Кроме того, утрата идеала зачастую приводит к попытке создания искусственных препятствий, которые позволят ощутить жизнь насыщенной и интересной. Именно стремление потребить как можно больше товаров и услуг разнообразного качества становится своего рода суррогатом счастливой и осмысленной жизни. В итоге идея совершенствования заменяется идеей накопительства, приобретения. А нравственность подменяется «моралью потребительства».

Потребление угрожает целостности и стабильности современного общества. Оно стало не просто стремлением к удовлетворению потребностей, а страстью, закабаляющей человека. Потребление из средства превратилось в самоцель человеческого существования. Но, как любая страсть, оно становится зависимостью и вместо удовольствия начинает причинять страдания. Так как удовлетворение в принципе невозможно, то потребление приводит к разочарованию. Ведь целью является не удовлетворение потребности, а сам процесс потребления. Кроме того, бесконечное потребление благ и удовольствий приводит человека в тупик гедонизма – чем больше удовольствий, тем меньше их ценность, значимость, и тем меньшее удовольствие они доставляют. Мораль потребления приводит человека к экзистенциальному кризису, потере смысла собственного существования, а следовательно, обессмысливает и существование других людей, лишая его ценности. Человек, который находится в этом состоянии, не способен функционировать в качестве полноправного члена общества, так как его одиночество носит онтологический, а не субъективный характер. Одиночество становится стилем жизни современного человека, что, как указывает З. Бауман, характеризует
современное общество как индивидуализированное.

Индивидуализированное общество – это общество индивидов, отделённых друг от друга, одиноких, не ощущающих связи с другими. Разрушение связей, одиночество, потребительство, безответственность, дисперсия ценностей, потеря смысла жизни – всё это реальные угрозы существованию человечества.

Но именно потребительская мораль является причиной индивидуализации и безответственности применительно как к отдельному индивиду, так и ко всему обществу. Различные типы риска связаны с потребительской моралью как главным источником социально безответственного поведения, поскольку установка на потребление и гедонизм угрожают безопасности природы и общества.

Нестабильность, рискованность современного общества во многом вызвана и таким феноменом, как аномия. Это кризисное, «болезненное» состояние общества, которое характеризуется рассогласованностью основных регуляторов социальной структуры – ценностей, отсутствием четкой системы норм; поэтому зачастую аномию рассматривают как «безнормность». Действительно, одним из признаков современного общества является отказ от правил, от традиций и ценностей. Но правила, в том числе морали, создают условия и возможности существования общества. Именно их наличие позволяет обезопасить нашу жизнь, вносит в неё некую стабильность. В обществе риска нет правил, нет доверия и нет коллектива – поэтому в нём есть риски, одиночество и отсутствие взаимоответственности.

Современное общество – индивидуализированное общество, где каждый индивид обособлен, одинок и безответственен. Каждый заботится о собственном благополучии, которое понимается как благополучие, достигаемое «здесь» и «сейчас». «Но с культурой неограниченного индивидуализма, в которой ломка правил становится единственным правилом, связаны серьезные проблемы: распад общих ценностей представляет собой потерю социального капитала – основы консолидации общества, без которой оно не может существовать» [4, с. 16].

Социальная аномия, присущая современности, разрушает чувство причастности индивида к обществу, поскольку чувство социальной сплоченности, являющееся движущей силой морали индивида, ослабевает или полностью разрушается. Человек не является сдержанным в силу своих нравственных норм, так как их для него не существует. Кризис нравственности является фоном современной общественной жизни. Проявления этого можно усмотреть как в сфере нравственной деятельности, так и в сфере нравственного сознания. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с нарушениями норм морали, но удивительно то, что многие даже не осознают безнравственности своих действий.

Эта ситуация делает общество практически беззащитным, неспособным предложить сколь-нибудь существенные альтернативы нарастающим угрозам и рискам. Ведь сама проблема рисков возникает, в частности, в связи с увеличением вариантов выбора с непредсказуемыми последствиями. В обществе риска человек не имеет перед собой просчитанных, апробированных вариантов решений, что позволило бы ему осознавать степень риска и последствия в случае неудачи. Более того, он вынужден выбирать за всё общество, а это требует способности и готовности принять на себя ответственность за будущее всего человечества.

Следовательно, человек, принимающий рискованное решение, должен ощущать свою солидарность с другими членами общества, чтобы иметь право на это ответственное решение. Основой консолидации индивида и общества являются базовые для данного типа общества ценности. Можно предположить, что именно базовые ценности и могут стать основанием для формирования ответственности, поскольку ответственность предполагает осознание как личной, так и социальной ценности объекта риска.

Возникновение общества риска можно рассматривать и как угрозу существованию человеческой цивилизации, и как вызов, требующий ответа для дальнейшего её развития. Можно сказать, что общество риска стимулирует размышления и создаёт предпосылки для изменения базовых ценностей общества в целях осуществления перехода к новому типу цивилизационного развития. В таком случае одной из главных задач общества можно полагать формирование индивида, способного противостоять тенденциям индивидуализации, кратковременности отношений, аномии, безответственности, потребительству; индивида, способного гармонизировать эпизоды собственной жизни и ощутить их взаимосвязь с эпизодами жизни общества.

«Таким образом, строя цивилизацию Третьей волны, мы должны преодолеть приступы одиночества. Нам также следует начать создание структуры порядка и цели в жизни. Ибо смысл, структура и общность – это взаимосвязанные условия построения будущего, в котором можно жить. Осуществить эти цели нам поможет понимание того, что социальная изоляция, обезличивание, бесструктурность и ощущение бессмысленности, от которых в настоящее время страдает так много людей, – это, скорее, симптомы развала прошлого, а не знаки будущего» [3, с. 599].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 105 с.

2. Стёпин, В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен / В.С. Стёпин // Социология. – 2006. – № 2. – С. 3-14.

3. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 1999. – 776 с.

4. Федотова, В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России / В.Г. Федотова // Социология. – 2006. – № 1. – С. 12-31.