рекомендуем:


Формирование гражданской идентичности
05.01.13 00:11

Формирование гражданской идентичности как социального механизма становления гражданского общества

Н.В. Павлова, Г.И. Степанов

Гражданское общество принадлежит к числу понятий социологической и политической теории, которые имеют как теоретическое, так и практическое значение.

Гражданское общество – понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей (материальные, духовные, социально-политические, национальные), главными субъектами которых являются гражданин со своими гражданскими правами и неполитические, негосударственные организации, общественные объединения, инициативные группы, различные формы местного самоуправления. Гражданское общество – это негосударственная сфера политической жизни; самоорганизующиеся структуры, инициированные и созданные снизу.

Гражданское общество является не только существенным атрибутом демократического правового государства, но и выступает субъектом трансформации, вступая во взаимодействие с институтами власти. Демократическая власть должна координировать, но не определять деятельность гражданского общества.

Современное гражданское общество есть та социальная среда, в которой реализуется большинство прав и свобод граждан и объединений. Оно выражает разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Ценность понимается как общепринятая норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

От того, каким образом граждане понимают и оценивают свое место, роль, статус во многом зависит развитие гражданского общества, в котором индивид является не объектом манипулирования, а субъектом социальной активности, реализующий свое отношение к миру через утверждение своей самоценности, гражданской идентичности.

Термин «идентичность» был введен Э. Эриксоном [1, c. 28] и означающий тождественность человека самому себе, принимаемый образ себя в разнообразии отношений личности к окружающему миру. Гражданская идентичность – это совокупность наиболее значимых гражданских ценностей, определяющих поведение человека в обществе; осознание личностью статуса гражданина, способность и готовность выполнять гражданские обязанности.

Становление гражданской идентичности тесно связано с формированием у членов общества гражданственности. Гражданственность – понятие, означающее целенаправленную включенность личности в политическую жизнь общества в качестве сознательного, свободного и полноправного ее участника [2, c. 12]; это моральное и социально-психологическое качество, проявляющееся в чувстве долга и ответственности человека перед обществом, в его готовности защищать свои права и свободы, законные интересы других граждан [3, c. 71].

Общественные интересы в последнее время потеряли свою прежнюю ценность, тогда как прагматические – оказались на первом месте. Если раньше (в советский период) главным был самоотверженный труд на благо общества, то в настоящее время ценность «самоотверженность» заменяется возможностью более полного удовлетворения потребностей человека, будь то материальные или духовные потребности.

К сожалению, в обществе нет понимания того, что условием достижения экономических успехов является личная социальная активность и ответственность. Это объясняется не только настроениями уравниловки, инертности. Но и тем, что многие из нынешних работников не могут приспособиться к новым условиям жизни и труда, а поэтому не поддерживают рыночные преобразования. В нашей стране в народном хозяйстве занято примерно 4,4 млн. человек, более 57% заявили, что предпочитают работать на государственных предприятиях, выступают за государственное регулирование экономикой. Почему? Стабильная зарплата, социальные гарантии, стабильная занятость; 70% уверены, что государство, а не сам гражданин, обязано заботиться о своих гражданах. Это все объяснимо: 74-летнее советское прошлое, низкие доходы большинства населения, плохая информированность граждан о принципах действия рыночной экономики, низкий уровень доверия к предпринимателям, банкам и др. институтам.

Социологические опросы последних лет показали, что такие социальные качества как готовность к риску, профессионализм, ответственность за свои действия, индивидуальная свобода второстепенны.

Значительная часть населения положительно оценивает прежнюю (советскую) политическую систему, прежние ценности (социальные гарантии, социальные блага), не воспринимает ценности адекватные демократическому обществу. Парадокс нынешнего состояния массового сознания в том, что новые ценности сосуществуют с прежними. Отсюда и непонимание активной роли граждан в общественной жизни. Гражданская активность – одна из форм общественной активности, основной целью которой является реализация социально-значимых интересов; это форма самореализации и самодеятельности личности как субъекта гражданского общества. Она тесно связана с гражданской позицией, которая является своеобразной системой взглядов человека на жизнь в обществе.

Формы проявления гражданственности могут быть различными: участие в избирательной кампании, собраниях, встречах, конференциях, митингах, демонстрациях, пикетах и т.д.

Разрушение одной ценностно-нормативной системы и несформированность другой привели к тому, что значительная часть граждан ощущает отчуждение от социальных и политических процессов, апатию и недоверие к общественным объединениям (профсоюзам, партиям, общественным организациям). Психологи считают, что в нормальном, устоявшемся обществе существует 13-19% активного населения, среди молодежи 25-30%.

Данные социологических опросов, проводимых ежегодно Институтом социологии НАН Беларуси свидетельствуют о том, что примерно 4% респондентов считает, что участие в политической жизни сможет помочь с жизненными проблемами; политическим партиям доверяют примерно 7%, не доверяют 45% населения страны [4, c. 5-12].

Каким образом стимулировать социальную и гражданскую активности личности? Особую роль для гражданина играет показатель легитимности, заключающийся в согласии граждан с правом власти оказывать определяющее влияние на общество, в налаживании диалога как необходимого условия поддержания доверия к государственным органам, в расширении информирования населения о государственных делах, в совершенствовании гражданского и правового образования.

Гражданское образование – это целенаправленное воздействие на сознание личности с целью формирования у нее уважения к гражданам, независимо от национальной и иной принадлежности; это подготовка граждан для реализации их прав с целью поддержания и укрепления самоуправления как основы участия в делах конкретной общности, нации. Именно через национальную общность человек как личность взаимодействует с окружающим миром. В связи с этим Н.Бердяев писал, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человек» [5, c. 95].

Но вопрос? Многие ли желают жить с чувством гражданского, национального, человеческого достоинства? Готовы ли что-то реально делать для того, чтобы изменить окружающую действительность?

Признаком гражданственности является чувство патриотизма.

Проблема формирования гражданственности – одна из приоритетных функций высшего образования, о чем свидетельствует Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» в котором указано, что «процесс воспитания студентов в высшем учебном заведении направлен на формирование нравственной и творческой личности, воспитание патриотизма, активной гражданской позиции» [6, c. 3-12].

Современное студенчество многолико по своим политическим, нравственным и социокультурным позициям. Как показывают социологические исследования, студенчество обладает недостаточно высоким уровнем политических знаний, неглубоким пониманием социально-экономических процессов, происходящих в мире и в нашей стране. В сознании студенчества происходит переоценка многих ценностей, наблюдается девальвация таких социально-политических ценностей, как гражданственность, социальная ответственность, патриотизм.

Процесс формирования гражданственности молодого поколения осложняется следующими причинами:

невозможностью реализовать свой творческий потенциал из-за отсутствия необходимых социальных условий (усиление социального расслоения, сокращение потребности в рабочей силе, неуверенность в завтрашнем дне);

пассивностью, отчуждаемостью, индифферентностью,

потребительством молодых людей;

невостребованностью высокоинтеллектуального труда;

низким уровнем социальной защищенности молодежи, выражающимся в трудностях материального, бытового порядка;

разорванностью мировоззренческих установок.

Концепция подготовки современных специалистов включает приобщение студента к фундаментальным культурным ценностям и нормам гражданской жизни; формирование ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в сложных условиях; воспитание гражданина, живущего в правовом государстве.

Подводя итог сказанному, следует сделать вывод, что современный этап становления гражданственности приобретает такие черты как: осознание необходимости существования объединяющих ценностей, основанных на принципах патриотизма, духовности, правовой культуры; признание активной роли государства в процессе структурирования гражданской сферы общества; формирование личности, обладающей социальной зрелостью; воспитание самостоятельности и предприимчивости; развитие умений целенаправленно действовать в меняющейся экономической и социально-политической среде.

Процесс формирования гражданственности предполагает более широкое партнерство между институтом гражданского общества и властью, определенную долю постоянного участия граждан в политическом процессе. Без формирования гражданской идентичности вряд ли возможно говорить о реально действующем гражданском обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М., 2006.

2. Бабосов, Е.М. Гражданское общество: концептуализация понятия // Проблемы и перспективы становления гражданского общества: материалы Международной научн.-практ. конф., 20-21 мая 2010 г., Могилев, в 2-х частях, Ч.І. – Могилев, 2010. – C. 12.

3. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн., Бел. эн, 2003.

4. Котляров, И.В. Гносеологические, онтологические и исторические основания гражданского общества //И.В. Котляров, Иппокрена. – 2009. – № 1. – С. 5–12.

5. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М., 1990.

6. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании», 11 июля 2007, №252-3 // Вышэйшая школа. – 2007. – № 4. – С. 3-12.