рекомендуем:


Неправительственные организации
05.01.13 00:23

Неправительственные организации как субъекты гражданского общества

Т.Г. Соловей

Неправительственные организации являются важным элементом гражданского общества и показателем его развития. Трансформация политических систем на постсоветском пространстве с необходимостью предполагает формирование развитой системы общественных объединений.

В современном мире действует множество неправительственных организаций и движений, которые охватывают практически все сферы общественной жизни. Формирование разветвленной системы неправительственных организаций (НПО) является важным показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

В международной практике используется несколько терминов для обозначения добровольных, самодеятельных инициатив граждан. В
документах международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совета Европы и др.) широко используется понятие «неправительственные организации» (Non-Governmental Organizations). Этот термин акцентирует внимание на автономном, по отношению к государству и правительству, положении ассоциаций граждан, которые обычно возникают снизу, по инициативе людей, а не сверху, по приказу правительства.

В законодательстве и научной литературе употребляется также термин «неприбыльные некоммерческие организации» (Non-for-Profit Organizations), который указывает на то, что организации данного типа не ориентированы на получение прибыли от своей деятельности. Прибыль, возникающая в результате хозяйственной деятельности, если организация таковой занимается, должна целиком идти на решение уставных целей и задач, а не распределяться между членами организации в качестве чистого дохода. В Соединенных Штатах Америки принято подразделять социум на государственную (Public) и частную (Private) сферы. Неправительственные организации там занимают место в Private сфере, и их специфика здесь проявляется в неприбыльном характере деятельности. Понятие «неприбыльные организации» в США используют чаще, чем «неправительственные».

В Канаде неправительственный сектор также называется «некоммерческим» и включает в себя следующие организации: благотворительные, волонтерские, религиозные, этнокультурные, спортивные, а также различные объединения профессионального характера. Их задачей является предоставление тех услуг, которые не могут предложить деловые и правительственные круги.

Понятие «добровольные организации» (Voluntary Organizations) акцентирует внимание на добровольном характере объединения граждан в ассоциации, с одной стороны, и привлечении для работы большого количества волонтеров, с другой. Волонтеры - это добровольцы, которые жертвуют своим свободным временем и энергией, не получая взамен материальной компенсации, для достижения близких им целей организации.

В современном французском законодательстве выделяются такие виды негосударственных образований, как экономические коллективы или общества (societies), политические партии (partis), различные корпоративные объединения (в том числе профсоюзы и союзы взаимопомощи) и собственно организации некоммерческого типа или ассоциации (associations).

В странах Центральной, Восточной Европы и СНГ наиболее распространенным термином в этом контексте является понятие «общественное объединение». Так, в Чехии и Словакии в качестве неправительственных организаций выступают различные объединения и фонды, в Венгрии помимо этих двух организационных форм НПО национальным законодательством разрешено объединение в общественно полезные компании. В странах Юго-Восточной Европы, в частности в Хорватии, Словении, Сербии, неправительственный сектор представлен такими формами объединений, как ассоциации производителей и бизнесменов, советы национальных меньшинств, профессиональные движения, религиозные организации, объединения по интересам и др. [1, с. 65-66].

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об общественных объединениях» они могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

В Законе Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (редакция 2005 г.) данное понятие определяется как «добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав» [2]. Закон не распространяет свое действие на политические партии, профсоюзы, религиозные организации, органы общественного самоуправления и другие общественные формирования, деятельность которых регулируется отдельным законодательством. В Республике Беларусь выделяется также такая разновидность объединений, как государственно-общественное объединение. Это основанная на членстве некоммерческая организация, создаваемая для выполнения возложенных на нее государственно значимых задач.

Неправительственные, общественные организации и движения формируют так называемый «третий сектор» (The Third Sector). Это термин указывает на то место, которое НПО занимают в обществе. Неправительственные организации в условиях демократии выступают в качестве промежуточной структуры, которая отделяет граждан от непосредственного воздействия и со стороны государства, и со стороны частных корпораций. Третий сектор по своей сути должен быть независимым сектором (Independent Sector), для которого характерен инициированный снизу процесс формирования аутентичных НПО.

Таким образом, общими чертами неправительственных (общественных) организаций являются их добровольный характер, некоммерческие и неполитические цели, а также негосударственный характер. Основой создания НПО является общность интересов их членов, стремление к совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Неправительственные организации – это объединения граждан для достижения какой-либо общей социально значимой цели. Их главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание государственной власти. Политическая роль неправительственных организаций состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.

Место и роль неправительственных организаций в системе гражданского общества и правового государства во многом определяется их функциями. Важнейшей функцией НПО является представительство и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные объединения не только способствуют осознанию и выражению специфических потребностей и интересов своих членов, но и берут на себя обязательство доведения требований группы до сведения государственных органов, политических элит.

Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. С помощью НПО гражданское общество постепенно приобретает четкую структуру. Привлекая членов организации к решению общественно значимых проблем, НПО способствуют формированию активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры граждан и, тем самым, выполняют функцию социализации граждан.

Особое значение имеет также функция обеспечения обратной связи между гражданами и властью. Через общественные организации и движения граждане могут заявить о своем согласии или несогласии с проводимой политикой, поддержать или, напротив, саботировать те или иные политические решения.

В условиях демократии развитость гражданского общества не позволяет государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан, деятельность общественных объединений. В США и странах Западной Европы роль и реальное значение неправительственных организаций публично признается государством. НПО расцениваются как партнеры властных структур в решении многих социальных проблем.

Глобальный рост третьего сектора в мире в конце ХХ в. получил название «революции ассоциаций». Современный этап развития исследователи часто именуют «эпохой неправительственных – некоммерческих организаций». При этом международный опыт свидетельствует, что развитие НПО в большинстве случаев прямо пропорционально развитию институтов правового государства.

Формирование развитой системы общественных объединений является важным направлением трансформации политических систем на постсоветском пространстве. По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, 35 профессиональных союзов, 2325 общественных объединений (из них 231 международное, 675 республиканских и 1419 местных), 25 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 99 фондов. В стране действует 393 благотворительных, 216 молодежных общественных объединений, из них 32 детских, 109 объединений национальных меньшинств, свыше 200 просветительских, культурно-досуговых, воспитательных общественных объединений, 79 научно-технических, 49 творческих объединений и мн. др. [3].

Тем самым, сфера деятельности общественных объединений Республики Беларусь довольно разнообразна. В соответствии с национальным законодательством общественные объединения пользуются широким кругом прав, обеспечивающих их активное участие в общественной и политической жизни. Деятельность неправительственных организаций способствует удовлетворению возросших духовных потребностей людей, реализации их творческих возможностей и в конечном итоге оказывает содействие государству в проведении социально-экономических и политических реформ.

Функционирование третьего сектора позволяет гражданам и власти строить оптимальные отношения, налаживать эффективную коммуникацию друг с другом. Неправительственные организации, будучи важным элементом гражданского общества, призваны играть созидательную роль в формировании демократических основ современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лысенко, В.В. Регламентирование правового положения и функционирования неправительственных организаций в зарубежных странах / В.В.Лысенко // Государство и право. – 2009. – № 1. – С. 65-72.

2. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-Х11: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. // Эталон – Беларусь. Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

3. Работа с общественными объединениями, фондами [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://minjust.by/ru/site_menu/deyat_min/public_associations. – Дата доступа: 21.02.2011.