рекомендуем:


Протестантизм в спектре этноконфессионального процесса
05.01.13 18:40

Протестантизм в спектре этноконфессионального процесса в западной Белоруссии в межвоенные годы (1921-1939 гг.)

Н.Н. Гончаров

Отсутствие объективного анализа многих проблем, связанных с этноконфессиональной историей Беларуси, настоятельно требует обращения к данному вопросу без наличия каких-либо идеологем.

Исследование проблемы этносоциального и культурного развития западных регионов Белоруссии невозможно без учета той религиозной обстановки, которая сложилась здесь в межвоенные годы. При этом необходимо учитывать следующие существенные факторы:

• во-первых, с момента возникновения политика и религия находились в тесной взаимосвязи. Это обусловлено тем, что политика относится к числу форм человеческой деятельности, функция которых состоит в регулировании отношений между людьми. В свою очередь религия включает в себя в качестве необходимого компонента мораль - не менее значимую форму регулирования интерперсональных отношений. Политика немыслима без захвата, организации и реализации власти, которая предполагает навязывание воли определенной социальной группы всему обществу и отдельной личности посредством насилия, права и авторитета. Поэтому политики склонны в роли подобного авторитета использовать, в частности, и крупнейшие религиозные системы, выступающие носителями и защитниками общечеловеческих духовных ценностей;

• во-вторых, в Западной Белоруссии в прошлом получили распространение различные течения христианства, иудаизм и в незначительной степени мусульманство, которые переплетались с искусственно подогреваемыми национальными противоречиями. Западные области Белоруссии как в религиозном, так и в национальном отношении представляли большую пестроту;

• в-третьих, правящие круги России, а затем Польши сознательно запутывали национальные взаимоотношения в этом регионе. Окатоличенным белорусам внушали, будто они поляки, настраивая их против русского народа;

• в-четвертых, Западная Белоруссия стала ареной ожесточенного противостояния католицизма и православия. Каждая из этих церквей стремилась укрепить здесь свои позиции и, не жалея средств и сил, посылала сюда лучшие кадры для проповеднической, общественно-политической и культурной деятельности. Большое внимание созданию в Западной Белоруссии плацдарма для наступления на Россию и страны Востока с целью вовлечения их в орбиту своего политического и идеологического влияния уделял Ватикан.

В силу этого, в межвоенные годы религиозная обстановка в регионе была чрезвычайно напряженной и отличалась большим разнообразием. Здесь проходила упорная борьба различных религиозных течений, каждое из которых стремилось к господству, приобщению к своей конфессии как можно более широких слоев населения.

Протестантизм получил распространение в данном регионе в силу того, что в годы I Мировой войны в период немецкой оккупации белорусское население имело возможность не только ознакомиться с «новой верой», но и приобщиться к ней. В значительной мере этот процесс активизировался в связи с наступательной миссионерской деятельностью зарубежных организаций и проповедников в условиях мирового кризиса 30-х годов ХХ в.

Наиболее распространенными протестантскими сектами в 20-30-е годы прошлого века были евангельские христиане, баптисты, адвентисты 7-го дня, методисты и многие другие.

За короткий срок (10-15 лет), особенно в конце 20-х и начале 30-х годов, протестантизм широко распространяется. Во многих районах усиливается деятельность баптистов, пятидесятников, адвентистов. Как свидетельствует председатель миссионерского комитета в Полесье, в 1929 г. было 6 032 сектанта различных направлений. «Секты, - говорится в донесении председателя, - имеют на территории епархии 36 специальных молитвенных домов. При них организованы сектантские общины, каждая из которых включает 50-200 человек» [1, л. 1]. Такое положение дел сложилось и в Новогрудском воеводстве. Ежемесячные отчеты о политическом положении края в этот период пестрят сообщениями о деятельности сектантов, об открытии молитвенных домов, о пропагандистских собраниях в Новогрудке, Волковыске, Столбцах, Барановичах, Слониме и многих других городах и местечках. Более того, отмечалось, что деятельность сект не стала ограниченной, а наоборот, имела тенденцию к росту.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., охвативший Польшу, еще более ухудшил положение трудящихся в Западной Белоруссии. На этой почве и происходит усиление религиозного сектантства. Так, на молитвенных собраниях баптистов в Белостокском повете в апреле 1930 г. присутствовали около 130 человек. В Волковысском повете в марте 1932 г. прошло несколько молитвенных собраний, в которых приняли участие около 1 500 человек [2, л.71].

Численность сектантов возрастала. Свидетельством этому является большое количество водных крещений, которые проводились пресвитерами. Так, в августе 1932 г. произошли водные крещения в деревне Могилевцы Волковысского повета, в результате чего в секту были приняты 13 новых членов. Крещения произошли и в Зельве Волковысского повета, где таким же образом в секту вступили 18 человек [3, л.12-13].

В 20-30-е годы проводилась широкая религиозная работа по вовлечению в секты и среди молодежи. Так, в д. Папроть (Островский повет) учитель местной школы Эдвард Соненберг организовал собрание секты, насчитывавшей 13 человек и состоявшей в основном из молодежи (август 1932 г.) [4, л.14].

О распространении религиозного сектантства, в частности, баптистских организаций, говорит тот факт, что 28-31 мая 1933 г. в Зельве состоялся съезд делегатов Союза славянских баптистов в Польше, в котором приняли участие 58 делегатов, представителей 37 общин.

В Западной Белоруссии получил широкое распространение адвентизм. На территории Августовского повета существовала секта адвентистов, насчитывавшая около 50 человек (октябрь 1932 г.).

Представление о размахе протестантизма дает обзор Новогрудского воеводского управления за март 1932 г. В нем приводятся данные о молитвенных собраниях, прошедших в четырех поветах (табл. 1) [5, л.42].

Таблица 1

Название секты и ее местопребывание (повет)

Количество собраний

Количество присутствовавших

Евангелистов, Новогрудский

42

20-90

Евангелистов, Щучинский

2

90

Баптистов, Столбцовский

7

30-80

Баптистов, Барановичский

41

20-50

Пятидесятники, Барановичский

39

20-55

В аналогичном отчете сообщается, что в течение февраля 1933 г. в поветах воеводства (Новогрудском, Слонимском, Барановичском, Столбцовском и Несвижском) состоялись следующие молитвенные собрания сектантов (табл.2) [6, л.75].

Таблица 2

Название секты

Количество собраний

Количество присутствовавших

Баптистов

132

3018

Пятидесятников

98

2351

Малованцев

3

172

Адвентистов

3

54

Методистов

4

155

Иеговистов

2

8

К сожалению, эти данные недостаточно полно отражают фактический размах сектантского движения, так как здесь нет сведений о деятельности сектантов других поветов.

Через 4 года, в марте 1937 г., сообщается, что политические и другие органы зарегистрировали 355 сектантских молитвенных собраний, на которых присутствовали 9 662 человека [7, л.5].

Согласно секретному донесению новогрудского воеводы, в январе 1938 г. на территории воеводства состоялось 243 собрания баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, адвентистов, иеговистов и методистов. В отчетах за 1924-1925 гг. говорится лишь об отдельных фактах деятельности сектантских проповедников, приехавших из Америки, Англии и Германии. Воевода не без огорчения отмечает, что крестьяне негостеприимно встречают проповедников. Имели место случаи, когда местные жители бесцеремонно выпроваживали миссионеров. Однако, несмотря это, сектантство получило довольно широкое распространение. Причинами этого процесса были многие обстоятельства.

Документы архива Новогрудского воеводства показывают, что сектантство распространялось среди православной части населения, т.е. среди белорусов. И это не случайно. Партия пилсудчиков осуществляла политику ассимиляции в отношении белорусского и украинского народов. Национальный и социальный гнет довел крестьян и городской трудовой люд до разорения и обнищания. Безземелье, колоссальный разрыв между ценами на промышленные и сельскохозяйственные товары, экономический кризис 1929-1933 гг. -все это создало благодатную почву для распространения протестантского вероучения.

Из-за тяжелого материального положения крестьяне уезжали на заработки в другие страны, в частности, в США. Там они попадали в экономическую кабалу, их втягивали в различные секты, некоторых обучали в библейских школах. Многие эмигранты впоследствии возвращались на родину. Так, в 1922 г. в Пружаны вернулся из США миссионер Иосиф Пуховский и организовал баптистскую общину, в которой в 1924 г. насчитывалось уже 35 человек. Щедрая денежная поддержка способствовала быстрому росту различных сект, в частности, евангельских христиан и баптистов. Староста Новогрудского повета в рапорте от 5 февраля 1924 г. сообщал: «На территории здешнего повета существуют общины баптистов, организованные эмигрантами из Америки. Баптисты, имея средства, намереваются приступить к строительству молитвенного дома». В другом донесении от 8 декабря 1924 г. руководители отделения политического отдела государственной полиции Воложинского повета отмечают, что «каждый из вновь поступающих в секту членов получает помощь в сумме 10-15 долларов» [8, л.105].

Секты объединялись в организации. Одной из них был «Союз славянских сборов евангелистских христиан в Польше». Центр ее находился в Варшаве, а руководил союзом некий Шендеровский. В марте 1925 г. на его имя из США поступило 500 долларов. Этот союз привлекал в свои ряды и молодых людей, которые являлись членами 45 кружков. В сентябре 1925 г. в городе Бресте состоялась конференция молодых членов союза. Другая организация, «Союз славянских собраний баптистов в Польше», также поддерживала тесные связи с баптистскими организациями в США, Германии, Франции. Члены этой организации развернули активную деятельность среди молодежи и женщин. В Бресте постоянно действовали библейские школы, готовившие кадры миссионеров. В 1927 г. в «Союз» входило уже 44 общины, насчитывавшие 3 124 человека [9, л. 21-22].

В начале 20-х годов на территории бывшего Полесского воеводства появляются пятидесятники, которых называли «зеленосвятковцы». Такая секта возникла в 1925 г. в Брестском повете в д. Пожежин. Она насчитывала 34 человека. Пятидесятничество в западных землях Белоруссии распространялось очень быстро. К 1929 г. их секты функционировали в Брестском (Орехово, Пожежин, Страдечь), Пинском (Боровая, Хутово, Любель, Бокиничи, Селищев), Косовском, Лунинецком поветах Полесского воеводства, а также в Новогрудском воеводстве [10, л.23-25]. Справедливости ради следует отметить, что польские правительственные органы к пятидесятничеству относились крайне настороженно. Это связано было прежде всего с элементами его культа и решительным отказом членов секты нести военную службу.

Как явствует из отчета Полесского воеводского управления в Министерство вероисповеданий и образования, характеризующего религиозные отношения на территории Западной Белоруссии, «протестантские секты, существующие в результате слабости православной религии, не проявляют больших тенденций к развитию единственно благодаря отрицательной точке зрения административных властей, однако сектантское движение угодило в Полесье на податливую почву в связи с примитивными понятиями полешука, а также простой религиозной формы и методов, характеризующих евангелические секты» [11, л.3].

Документов подобного рода немало. Они свидетельствуют о том, что, во-первых, протестантизм распространялся главным образом посредством представителей протестантских зарубежных религиозных организаций, и, что, во-вторых, приманкой для вовлечения в секту служили не только «божья благодать», но и американские доллары. Кроме того, поддержка протестантских сект польским правительством тесно увязывалась с вопросом лишения белорусов национальной принадлежности.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГАБО, ф.1, оп.9, д. 1032, л. 1.

2. ГАБО, ф.1, оп.9, д.2012, л. 71.

3. ГАБО, ф.1, оп.9, д.75, л.12-13.

4. ГАБО, ф.1, оп.9, д.75, л.14.

5. ГАБО, ф.1, оп.9, д.2013, л.42, 42 об.

6. ГАГО, ф.200, оп.2, д.12, л.75.

7. ГАГО, ф.551, оп.2, д.33, л.5.

8. ГАГО, ф.662, оп.3, д.8, л.105.

9. ГАБО, ф.1, оп.10, д.2313, л.21, 22; ф.1, оп.2, д.2292, л.24.

10. ГАБО, ф.1, оп.10, д.2307, л.23-25; ф.1, оп.2, д.2309, л.72.

11. ГАГО, ф.551, оп.1, д. 1475, л.3.