Деятельность еврейских сионистско-социалистических партий |
14.01.13 22:34 | |||
Возникновение и деятельность еврейских сионистско-социалистических партий в России в период революции 1905-1907 гг.П.Т. Стецкевич В период, предшествующий революции 1905–1907 гг., основная борьба за влияние на еврейские массы в Российской империи разворачивалась между Бундом и сионистами. В связи с этим в конце XIX – начале XX вв. в еврейском обществе сформировалось новое политическое течение – сионистский социализм, попытавшееся объединить в своей концепции некоторые элементы идеологии Бунда и доктрины «буржуазного» сионизма. Например, сионисты-социалисты признавали ведущую роль еврейского пролетариата в современной еврейской истории. Также они соглашались с фактом существования антисемитизма в диаспоре. Однако, в отличие от Бунда, сионисты-социалисты не воспринимали революцию и отмену классовых отношений в качестве способа решения еврейского вопроса [1, с. 77]. Первые группы сионистов-социалистов появились в российском обществе на рубеже XIX – XX вв. Они назывались «Поалей Цион» (в переводе с иврита – «Рабочие Сиона»), что с самого начала означало лишь профессиональную дифференциацию данных групп от других сионистских обществ. В начале XX в. происходил процесс формирования сионистско-социалистического движения. Первая организация «Поалей Цион» возникла в Екатеринославле в 1900 г. [2, с. 27]. В 1901–1902 гг. организации сионистов-социалистов «Поалей Цион» возникли в ряде белорусских городов: Бобруйске, Вильно, Витебске, Двинске, Гомеле, Гродно, а также в польской части Российской империи [3, с. 461]. Поалейционисты уделяли много внимания проблеме улучшения экономического положения рабочих, игнорируя политические вопросы. В период 1901-1903 гг. происходили попытки объединения разрозненных групп «Поалей Цион» и создания самостоятельной сионистской «рабочей партии», однако единую организацию, вплоть до конца 1905 г., образовать им не удалось [1, с. 81]. Дальнейшая эволюция сионистского социализма нашла своё выражение в деятельности Сионистско-социалистической рабочей партии (ССРП), Социалистической еврейской рабочей партии (СЕРП), Еврейской социал-демократической рабочей партии «Поалей Цион» (ЕСДРП ПЦ). Эти партии были созданы на базе кружков «Поалей Цион». Возникновение данных партий в период революции 1905-1907 гг. было связано с общим стремлением сионистов избежать политической изоляции в момент общественного подъема в России, поскольку их приверженность принципу невмешательства во внутреннюю политику царизма отталкивала многих потенциальных сионистов в лагерь Бунда. Кроме конкурентной борьбы за еврейские массы, на возникновение данных партий повлияли такие факторы, как рост антисемитизма на государственном уровне, еврейские погромы и нерешенность еврейского вопроса в России. Появление партий ССРП, СЕРП, ЕСДРП ПЦ стало возможным благодаря кристализации политических программ различных слоев еврейского населения. Одной из самых значительных по своему влиянию среди еврейских политических партий была ССРП. Первые попытки ее создания относятся к началу 1904 г., когда в г.Вильно был образован временный Центральный комитет партии. Следует отметить, что теоретиками ССРП являлись Н. Сыркин и Б. Борохов. Теоретические предпосылки, на которых базировались программа и тактика Сионистско-социалистической рабочей партии, были отражены в партийной «Декларации». В ней говорилось о том, что «главной задачей еврейского пролетариата Сионистско-социалистическая рабочая партия считала борьбу за приобретение собственной территории и создание еврейского государства в Палестине или временно на какой-либо другой территории, где евреи составляли бы большинство и жили бы компактно». В «Декларации» отмечалось, что «территориализм» должен быть кардинальным пунктом программы-минимум еврейского пролетариата [3, с. 553]. Н. Сыркин считал, что в России евреи не могут нормально пролетаризироваться и вести классовую борьбу [2, с. 36]. Характеризируя деятельность Бунда, авторы «Декларации» утверждали, что он «препятствует дальнейшему развитию еврейского пролетариата, его освобождению от классового и национального гнёта» [3, с. 553]. Своими политическими партнёрами социал-сионисты считали социалистов-революционеров (эсеров). Дальнейшее развитие программа ССРП получила в резолюциях I съезда партии, прошедшего в феврале 1906 г. в г.Лейпциге. В программе были отражены позиции партии по ряду вопросов: о Государственной Думе, вооруженном восстании, участии во временном правительстве, терроре, погромах и самозащите, автономизме, национальных требованиях, о тактике делегации на VII сионистском конгрессе, Бунде, названии партии. В отношении I Государственной думы ССРП признавала необходимость тактики активного внешнего бойкота, поскольку избирательный закон Витте-Дурново «целиком похищает право выборов у еврейского пролетариата, который большей частью занят в небольших мастерских с числом рабочих менее 50 и поэтому не имеет, согласно этому закону, права выбирать уполномоченных» [1, с. 100]. В период российской революции 1905–1907 гг. наблюдалась активизация деятельности ССРП. Число ее членов, по утверждению лидеров партии, достигло 27 тыс. человек, она стала вторым по значению еврейским политическим объединением в России (после Бунда, руководство которого видело в ССРП опасного соперника). Члены партии играли заметную роль в еврейском профсоюзном движении, в организации отрядов самообороны [1, с. 101]. ССРП занималась активной агитацией. Популярными были периодические издания партии – «Хроника сионистской социалистической рабочей партии» (1905), «Вперёд» (1905-1906), «Наш путь» (1906-1907) и др. Согласно агентурным сведениям полиции, в г.Вильно наиболее активными агитаторами ССРП в 1907 г. были Хая Эйдус, Гирш Рабинович, Абрам Коган; в Минской губернии – Сара Шамовская, Янкель Гольцман, Абрам Резник [1, с. 103]. После революции 1905-1907 гг. наблюдалась резкая эволюция ССРП вправо. К 1909 г. Н. Сыркин и его сторонники начали выступать за «исход» из «диаспоры», сосредоточив свои усилия на населённой арабами Палестине. Оставшиеся в России приверженцы партии переключились исключительно на «культурническую» работу, занимаясь благотворительностью и вопросами еврейской культуры [3, с. 554]. В апреле 1906 г. в г.Киеве в результате объединения группы, вышедшей из состава ССРП, и настроенного проэсеровски крыла Программу СЕРП определяли три главных принципа: социализм - как конечная цель еврейского рабочего движения, революционная борьба против самодержавия и территориализм. Серповцы критиковали кадетов и социал-демократов, выступая за федерализм в отношениях между национальностями. В области государственного устройства СЕРП требовала «созыва национальных учредительных собраний и формирования экстерриториальных национальных сеймов, которые будут удовлетворять культурно-хозяйственные потребности той или иной нации. Еврейский национальный сейм должен стать также инструментом регулирования еврейской эмиграции и способствовать ее концентрации на свободной территории» [1, с. 104]. Партия считала нереальным возникновение еврейского государства и предлагала решение еврейского вопроса в Российской империи на тех же принципах, что и других национальностей. Согласно концепции СЕРП, Россия должна была превратиться в федеративное государство с тем, чтобы каждая нация в ней могла создать собственный представительный орган, который бы решал все её внутренние вопросы. Серповцы большое внимание уделяли еврейской общине – кагалу, поскольку именно общины, на их взгляд, должны были стать ареной классовой борьбы. Классовая борьба в общинах, по мнению серповцев, должна была привести к демократизации общинных советов и всей общинной жизни, к образованию областных союзов еврейских общин. В период революции 1905-1907 гг. серповцы провели ряд экономических стачек. По данным отчета ЦК партии Штутгартскому конгрессу II Интернационала, численность партии к осени 1906 г. составляла 15–16 тыс. человек (по другим подсчётам -около 7 тыс. человек). В этот период около половины членов партии (3 тыс. человек) входило в состав оборонительных союзов. Из них около 100 человек было убито во время стычек, 300 ранено, около 1 тыс. арестовано и сослано [3, с. 573]. В 1907 г. партия имела свое издательство в г.Вильно, где печатала литературу на идиш. Русскоязычные издания выходили в г.Киев в издательстве «Серп» [2, с. 36]. Несмотря на то, что главными регионами деятельности партии был юг и юго-запад России, СЕРП проводила агитацию и в северозападных губерниях в период избирательной кампании по выборам во II Государственную думу. Серповцы выдвинули собственных кандидатов в Витебской, Могилевской, а также Подольской, Екатеринославской и Волынской губерниях. Основа их избирательной тактики строилась на поддержке эсеров и на выступлении против сионистов-социалистов и Бунда. В годы реакции именно СЕРП выступила сторонницей объединения всех еврейских партий. Её лидеры теперь стали утверждать, что идея массовой еврейской эмиграции в Палестину и программа Бунда не только не противоречат друг другу, но взаимно дополняют друг друга. Однако полоса реакции сыграла свою роль, и в СЕРП началась массовая эмиграция членов партии, разрушение её организационной структуры [3, с. 573–574]. Вплоть до конца 1905 г. лидеры левого крыла в сионизме не могли образовать единую партию «Поалей Цион». В августе 1905 г. поалейционисты-палестинофилы на конференции в Цюрихе (Швейцария) объединились в Еврейскую социал-демократическую рабочую партию (ЕСДРП). В декабре того же года на конференции организаций «Поалей Цион» юго-западного региона в г.Бердичев партия пережила раскол на почве разного понимания вопроса национальной автономии в диаспоре. В результате произошло размежевание между группами «Поалей Цион», образовавшими СЕРП, и так называемыми ортодоксами (во главе с Б. Бороховым), которые основное внимание уделяли сионизму и считали национальную автономию в странах диаспоры второстепенной задачей. Они созвали в феврале 1906 г. в г.Полтава Всероссийский съезд и подтвердили название «Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей Цион» (ЕСДРП ПЦ) [1, с. 105]. В 1905 г. на польских землях возник «Союз еврейских социалистов «Поалей Цион» в Польше», первый нелегальный съезд которого прошел в Техотинке. В марте 1906 г. «Союз еврейских социалистов «Поалей Цион» в Польше» присоединился к ЕСДРП ПЦ, сохраняя за собой автономию в организационных и тактических вопросах на территории Польши [4, л. 26]. В августе 1907 г. на II съезде ЕСДРП ПЦ в г.Кракове была принята программа партии, которая состояла из преамбулы и четырех частей. В преамбуле указывалось, что программой-максимум ЕСДРП ПЦ является «обобщение средств производства и переустройство общества на социалистических началах путем классовой борьбы еврейского пролетариата в рядах интернациональной социал-демократии». Основным пунктом программы-минимум было требование «территориальной автономии на демократических началах для еврейского народа в Палестине» [3, с. 462]. Поалейционисты бойкотировали I Государственную думу. В выборах во II Государственную думу они агитировали против соглашения с буржуазными партиями, а в постановлениях съезда партии в августе 1907 г. приняли решение бойкотировать выборы в III Думу, но вместе с тем использовать избирательные собрания для провозглашения революционных лозунгов [1, с. 105]. «Поалей Цион» проводила широкую агитацию и создавала сеть местных отделений. Так, среди еврейской молодежи были организованы минская, витебская и двинская организации учащихся «Поалей Цион». Агитация проводилась сионистами и посредством партийной печати. Например, в северо-западных губерниях ЕСДРП ПЦ в 1906-1907 гг. издавала газету «Пролетарская мысль» и журнал «Вперед». ЕСДРП ПЦ сыграла большую роль в организации еврейской самообороны. Так, в 1906 г. в состав партии на территории России входило 16 тыс. членов, из них более половины было включено в оборонительные союзы. После поражения революции 1905-1907 гг. партия пережила острейший кризис (в сентябре 1909 г. в нее входило всего около 400 человек) [3, с. 462]. Таким образом, еврейские сионистско-социалистические партии, существовавшие в России в период первой русской революции (1905-1907 гг.), активизировали свою деятельность, которая проявилась в агитации, организации отрядов самообороны, широкой культурной работе ЛИТЕРАТУРА 1. Томашевич, В.М. Зарождение и развитие сионизма в Северо-Западных губерниях Российской империи (начало 80-х гг. XIX века – 1907 г.) / В.М. Томашевич. – Минск, 2003. – 127 с. 2. Найман, О.Я. Еврейские партии и организации в Украине (1917–1925 гг.) / О.Я. Найман. – Киев, 1998. – 198 с. 3. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века: энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 1996. – 800 c. 4. Государственный архив Брестской области. – Фонд 1. – Оп. 9. – Д. 2145. Сведения МВД и воеводских управлений о состоянии и деятельности еврейских политических партий и группировок.
|