рекомендуем:


Переключение тарифных планов
21.12.12 23:24

Управление переключениями тарифных планов

М.В. Исайчева

В различных сферах деятельности физические и юридические лица часто пользуются услугами других лиц, называемых провайдерами. Эта форма взаимодействия экономических агентов называется аутсорсингом. Каждый провайдер, как правило, предоставляет некоторый набор вариантов или режимов, одним из которых может воспользоваться потребитель. При этом для провайдера возникает задача формирования оптимального набора вариантов, предлагаемых клиентам, а для потребителя – задача выбора варианта, оптимального по его собственным критериям. Потребность в решении задачи выбора одного из вариантов возникает у потребителя периодически – ежемесячно, еженедельно, ежегодно, и т. д. в связи с изменяющимися собственными потребностями или потому, что провайдер изменил параметры либо состав предоставляемых услуг.

В работе на примере услуг мобильной связи рассматривается задача выбора тарифного плана (ТП) за потребителя.

При выборе ТП любым пользователем, как лицом, принимающим решения (ЛПР), важную роль играют факторы неопределённости, обусловленные «проклятием размерности» (невозможностью оценить в уме влияние на итоговую стоимость услуги большого количества разнородных факторов ТП), а также статистической неопределенностью будущего трафика.

Постановка задачи

Исходными данными для постановки и решения задачи выбора ТП являются: статистические параметры трафика за прошлый (как правило, месячный) период (полагая, что характеристики планируемого периода будут аналогичными); параметры актуальных ТП всех сотовых операторов.

Задача заключается в выборе ТП, минимизирующего затраты следующего месяца, с учетом стоимости переключения на другой ТП или смену оператора.

Решение задачи.

В работе исходные данные представлены гистограммами интенсивности и продолжительности телефонных звонков, построенными по детализации телефонных звонков реального пользователя, полученной на сайте МТС. Вид этих гистограмм позволяет считать плотности распределения близкими к экспоненциальным clip_image002 и clip_image004 (с интенсивностями соответственно clip_image006 и clip_image008). Хотя это обстоятельство не является принципиальным т.к. алгоритм расчета носит универсальный характер.

Целевая функция, отражающая качество выбираемого ТП, включает такие составляющие затрат, как телефонные разговоры (измеряются в минутах), SMS и MMS (измеряются в целочисленных единицах - штуках), и интернет-трафик (измеряется в Кб): clip_image010, где clip_image012 – номер ТП (clip_image014). В работе рассматривались лишь телефонные разговоры т.к. две другие составляющие для анализируемых данных конкретного трафика были пренебрежимо малы. Внутри каждой из трех групп трафика выделены подгруппы, в каждой из которых своя цена clip_image016

Критерий выбора оптимального из clip_image018 тарифных планов имеет вид: clip_image020.

Основное соотношение, позволяющее рассчитать значения ЦФ для каждого -го ТП (с учетом разбиения на clip_image022-е подгруппы) в непрерывном времени, имеет вид:

clip_image024

а для дискретного времени:
clip_image026

Расчеты выполнены в среде MS Excel по всем актуальным на сегодня ТП для физических лиц, предлагаемых МТС. По данным детализации разговоров вычислена оценка параметра clip_image008[1] для продолжительности разговоров, определены оценки параметров clip_image028 по тем подгруппам трафика, которые играют роль в рассматриваемых тарифных планах (например, для исходящих звонков абонентам МТС, звонкам на городские телефоны, и т.п.). Построены поминутные платежные функции для каждого из рассматриваемых ТП. С учетом этих данных вычислены значения ЦФ для каждого ТП (с учетом стоимости переключения) и определен оптимальный.

Кроме того выполнено исследование зависимости оптимального решения от увеличения трафика в некоторое число раз, кратное исходному. Коэффициент кратности варьировался от 1 до 10, при этом пропорции подгрупп внутри потока оставались неизменными.

Выводы.

Анализ влияния кратности увеличения трафика показал, что при существующем потоке звонков, т.е. при кратности 1, оптимальным является ТП «Супер ноль», а для кратности 2 и выше оптимальным становится другой ТП – «Макси плюс».

Текущий ТП анализируемого пользователя «Базовый» не является оптимальным ни при какой кратности, поэтому следует принять решение о переходе на ТП «Супер ноль». При таком решении экономия по сравнению с прошлыми затратами составит 67%. Потери же прошлого месяца (по сравнению с затратами по оптимальному ТП) составляют 200%. Таким образом, оставаясь на текущем ТП пользователь будет переплачивать в 3 раза за тот же объем услуг, предоставляемых ему сотовым оператором МТС.

Выполненные исследования позволяют признать используемый инструментарий выбора оптимального ТП действенным средством минимизации издержек не только при использовании услуг сотовой связи, но и для других видов услуг, предоставляемых в виде спектра тарифов.