Профессиональный выбор старшеклассников |
21.12.12 23:48 | |||
Проблемы изучения профессионального выбора старшеклассниковН.В. Голубина Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.[1] Профессиональное самоопределение - это активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса.[2] Е.А. Климов описывая черты "идеальной профессии", пишет о том, что такая профессия должна соответствовать как потребностям личности, так и запросам общества в квалифицированных специалистах. Здесь очень часто возникают противоречия, осложняющие выбор профессии.[3] Школьнику, не имеющему жизненно опыта, сложно самостоятельно ориентироваться в доступном сегодня объеме информации и находить правильные решения в постоянно меняющихся условиях. Цель нашей работы состоит в выявлении проблем изучения профессионального выбора старшеклассников. Нами был предпринят анализ источников с целью выявления этих проблем и предложены некоторые меры по их эффективному преодолению. Важная проблема состоит в том, что идея о необходимости исследования профессионального выбора и необходимости проведения профориентационных мероприятий не всегда находит понимание и положительный отзыв у самих школьников и их непосредственного окружения (друзей, родителей). В ходе психодиагностического исследования (профориентационного тестирования) мотивация школьников на объективный результат и самопознание оказалась очень низкой. Интерес к результатам психодиагностики очень поверхностный, среди мотивов часто встречаются следующие: "сделать поскорее, чтобы отстали"; стремление выделиться в среде сверстников – получить "лучший показатель. Таким образом, полученным рекомендациям, по результатам психодиагностических мероприятий, учащиеся часто не придают важного значения. Внедрение в жизнь новых технических устройств - мобильной техники, персональных домашних компьютеров, произошедшее в течение очень короткого промежутка времени (последние 2 десятилетия) существенно повлияло на изменение структуры интересов школьников. Это также можно проследить на примере методики «Карта интересов Голомштока». Эти и аналогичным образом сформулированные вопросы вызывают у учащихся смех, шутки и снижают доверие к результатам тестирования, поскольку их «несовременность» очевидна. В результате психолог получает данные, согласно которым, у современных школьников отсутствуют выраженные интересы. Объективно такой вывод может быть неверным. Таким образом, проблема отсутствия актуального инструментария серьезно осложняет изучение структуры интересов и мотивации профессионального выбора старшеклассников. Исходя из этого, создание новых методик исследования, учитывающих требования времени, и модернизация устаревших методик, являются важными практическими задачами для психологической науки. В связи с затронутой нами проблемой применения субъективных психологических методов для изучения профессионального выбора старшеклассников необходимо упомянуть также о проблеме отсутствия стандартизированных батарей тестов, позволяющих дать оценку по многим параметрам и факторам оценивания личности. Таким образом, на основании проведенного нами анализа, можно выделить 5 наиболее важных на наш взгляд проблем, затрудняющих изучение профессионального выбора старшеклассников психологическими методами: проблема мотивации школьников; отсутствие индивидуального подхода при проведении психодиагностики; проблема "актуальности инструментария"; проблема субъективности тестов – опросников: отсутствие многофакторных инструментов Это дает основание говорить о необходимости разработки актуального психодиагностического инструментария, соответствующего условиям времени и использующего новые нестандартные формы преподнесения стимульного материала, основанные на творческом подходе, гибкой стратегии работы в зависимости от аудитории, избегании стандартных и шаблонных приемов. Особо стоит подчеркнуть новаторский метод – интерактивная игра, который позволяет объединить лучшие качества активизирующих и психодиагностических методов. Однако он требует больших затрат на его разработку, тесного сотрудничества психологии и информационного программирования. Литература. 1. Зеер Э.Ф. "Психология профессий": Учебное пособие для студентов вузов. -4-ое издание перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – 336 стр. – (Gaudesamus) 2. Климов Е. А. Психолоrия профессиональноrо самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с. 3. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 3-е изд.,стер. — М.: Издательский центр Академия, 2007. — 496 с.
[1] Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников [3]. стр. 32 [2] Зеер Э.Ф. "Психология профессий": Учебное пособие для студентов вузов [1], стр. 325 [3] Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения[2], стр. 46
|