Есенин и современные поэты |
15.03.13 02:48 | |||
Есенин и современные поэты: жанры, поэтика, традицииАвтор: В.А. Зайцев В наши дни вряд ли кто-либо усомнится в разностороннем и плодотворном воздействии С. Есенина на русскую поэзию. Особенно ощутимым оно стало в 1960-1970-е гг., обусловив пристальное внимание исследователей к вопросу о есенинских традициях1. В 1980-1990-е гг. разработка этой темы была основательно продолжена 2. И вместе с тем ее масштабность и многогранность оставляют обширное поле деятельности для дальнейшего изучения связанных с ней проблем. Разумеется, в данной статье вопрос о есенинской традиции в современной поэзии, а точнее, в русской поэзии второй половины XX века не затрагивается в полном объеме. Речь пойдет о наименее изученных аспектах проблемы и, прежде всего, о восприятии Есенина, его облика и судьбы, его художественного мира, о самобытном продолжении и развитии его поисков и открытий в сфере жанров и поэтики - о том, как все это реализуется в произведениях некоторых выдающихся современных - в широком смысле - поэтов разных поколений: от А. Твардовского, Л. Мартынова, М. Светлова до Д. Самойлова, А. Галича до А. Яшина, Н. Рубцова и других. В этой связи - небольшое отступление. В последнее время немало внимания уделяется творческим взаимоотношениям Есенина с поэтами-современниками (В. Маяковским, А. Ахматовой, А. Белым, Н. Клюевым, А. Ширяевцом, А. Мариенгофом и др.)3. Но, к сожалению, при этом почти не был затронут вопрос о есенинском воздействии на поэтов последующих поколений, в частности, такие темы, как «Есенин и Твардовский», «Есенин и Рубцов». А они, безусловно, заслуживают внимания, так как, скажем А. Твардовский, при всей неоднозначности восприятия им есенинского облика и творчества,4 является, пожалуй, одним из наиболее глубоких и последовательных продолжателей есенинской традиции, причем в особо важных и существенных ее аспектах. Нечто подобное можно сказать и о Н. Рубцове. Что касается социально-исторических, а отсюда - мировоззренческих и философско-поэтических основ творчества двух великих поэтов (речь идет о Есенине и Твардовском), то второй из них мог бы тоже по-своему сказать, точнее, применить к себе есенинские слова, произнесенные еще в 1919-м году: «Я последний поэт деревни…». Слова, вобравшие острую душевную боль в связи с угрозой разрушения, гибели деревенского мира, родной природы, самого уклада исконной русской жизни. И главное здесь - в том, что Есенин гениально почувствовал, пророчески предугадал этот процесс «раскрестьянивания», гибели русской деревни (со всеми его последствиями - от «коллективизации» и «раскулачивания» начала 30-х гг. до «укрупнения колхозов» в 50-70-е гг.), а особенно, когда он посетил свой «край осиротелый» в 1924 году, запечатлев собственные наблюдения, противоречивые чувства и горестные разочарования в «маленьких поэмах» - «Возвращение на родину», «Русь бесприютная», «Русь уходящая». В свою очередь Твардовский изначально был связан с миром деревенского бытия (родился и вырос в семье крестьянина-кузнеца), но впоследствии, в молодые годы, уверовав в справедливость социалистических преобразований на селе, порвал с отцом и семьей, которая вскоре, в начале 30-х гг., была «раскулачена» и выслана на Север, а это потом на всю жизнь осталось незаживающей раной в его душе, о чем свидетельствует его последняя поэма «По праву памяти» (1966-69). Как видим, «Красное колесо» коллективизации жестоко прокатилось по семье Твардовских еще в 30-е гг., а в 60-х поэт застал и финал этой трагедии «раскрестьянивания», вымирания русской деревни. Отсюда у него столь сильна, вновь говоря есенинскими словами, тема «Руси уходящей», прощание с ней, памяти о деревенском детстве, о родных людях (см. стихотворения «Матери» (1937), «Мне памятно, как умирал мой дед» (1951), цикл «Памяти матери» (1965) и др.). А теперь вернемся к Есенину. Один из ключевых образов его поэзии - очень емкий и многогранный в своем содержании для русского пейзажа и народной поэзии образ березы. Вспомним хотя бы известнейшую песню «Во поле березонька стояла…». И у Есенина, буквально с первых шагов в творчестве, возникает этот образ, наполняясь каждый раз новым поэтическим содержанием, как бы «перетекая» из одного стихотворения в другое, при этом видоизменяясь и обновляясь. В одном из самых ранних, но уже очень ярких и самобытных, собственно «есенинских» стихотворений «Вот уж вечер. Роса…» (1910) лирический герой воспринимает природу как храм, а потому в нем «...И березы стоят, / Как большие свечки»5. И в стихотворении «Темна ноченька, не спится…» (1911) варьируется тот же образ: «На бугре береза-свечка / В лунных перьях серебра» (I, 20). Образ природы-храма развивается и все более одухотворяется, одновременно превращаясь из зрительно-живописного в аудиовизуальный: «Троицыно утро, утренний канон. / В роще по березкам белый перезвон» (I, 31). Наконец, в январе 1914 г. в детском журнале «Мирок» (№ I) появляется первое опубликованное стихотворение Есенина, впоследствии ставшее хрестоматийным,- «Береза»: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром (IV, 45). Этот образ ослепительно красивой зимней березы за окошком деревенской избы удивительно конкретен, зрим, живописен, пластичен и - одновременно - органически встроен в естественную жизнь окружающей природы и - шире - всего мирозданья. В последующие годы, сохраняя свой природно-живописный облик, есенинская береза все более одухотворяется, очеловечивается, превращаясь в образ прекрасной молодой девушки. Такова она в посвященном Л.И. Кашиной стихотворении 1918 года «Зеленая прическа, / Девическая грудь. / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?» (I, 123). А в известнейшем стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921) образный мотив расширяется до масштабов родины, разлуку с которой столь горестно переживает поэт: И страна березового ситца Не заманит шляться босиком... (I, 163). Это стихотворение - элегия, насыщенная и пронизанная глубоким драматизмом. Воспоминание и сожаление о прошедшей юности завершается благословением всего живого на земле и примирением с судьбой. Можно было бы привести еще немало примеров, особенно из позднего творчества поэта, где сам его образ и внутреннее состояние отождествляется с осенней березовой рощей, приобретающей живые человеческие черты, как в стихотворении 1924 г.: «Отговорила роща золотая / Березовым веселым языком…» (I, 209). А в других стихах -«Вижу сон. Дорога черная…» (1925) - это, казалось бы, простое дерево становится олицетворением родины-России: Эх, береза русская! Путь-дорога узкая... За березовую Русь С нелюбимой помирюсь (I, 225). Наконец, уже встречавшийся у Есенина поэтический образ березки -девушки или женщины - вновь и вновь предстает предметом его любви, в которой он не устал признаваться: «Я навек за туманы и росы / Полюбил у березки стан, / И ее золотистые косы, / И холщовый ее сарафан» (I, 246). А одно из самых последних замечательных стихотворений - «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», написанное 28 ноября 1925 г., за месяц до трагической гибели поэта, тоже построено на взаимопроникновении природного и человеческого, на ощущении единства всего сущего и живого в мире: Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку (IV, 233). А теперь перенесемся во вторую половину века, чтобы увидеть, как этот традиционный для русского пейзажа, классической и народной поэзии, а особенно для есенинского творчества, поэтический образ-символ оживает (порою в полемической трактовке) под пером видных поэтов различных поколений и индивидуальностей. В их стихах можно встретить немало «берез». И каждая из них, будь это деталь пейзажа или образ-символ, неповторима, так как в ней проявилось индивидуально-личностное видение художника, склонного к той или иной стилевой доминанте - от возвышенно-романтической и до подчеркнуто «заземленной», реалистически-бытовой. Вот, скажем, характерные строки Л. Мартынова: Все Предметы В эту ночь не те – Все приметы, все цвета и звуки: У берез белесых в темноте Выросли космические руки. Выпрямляясь, каждый ствол готов Отказаться от своих наростов6 . А рядом с этими фантастическими деревьями, лишенными бытовых примет, выступающими в необыденном, «космическом», «глобальном» освещении, совсем иные тона и краски в изображении земной и юной романтической березки в лирике М. Светлова: За столом засиделся я поздно. Небо в звездах, и космос висит. И не бабушкой старой береза, А девчоночкой светлой стоит!7 Но и тут, несмотря на ироническую окрашенность образа, его романтический характер проявляется в особой высветленности и возвышающей устремленности к идеалу, подчеркнутой контрастным «отражающим фоном» образно-лексических средств стиха. И как своего рода полемика с какой бы то ни было приподнятостью тона и изображения возникает сугубо земной, реалистический образ, в котором акцентированы «прозаические» детали, в стихотворении А. Яшина «Про березку», также несущем большой обобщающий смысл, вбирающем судьбу человека, боли и радости родного северного края. Эстетически-стилевая позиция поэта выражена здесь предельно четко и художественно впечатляюще: Я ее видал и не парадной, Не царевной гордой на кругу, А нескладной, Даже неприглядной, Утонувшей по уши в снегу. Видывал и в грозы, и в бураны При ночных огнях, И на заре. Знаю все рубцы ее и раны, Все изъяны на ее коре. И люблю любовью настоящей Всю, как есть, От макушки до пят. О такой любви непреходящей Громко на миру не говорят 8. А теперь обратимся к Твардовскому. В его стихотворении «Береза» (1966) зорко подмеченные художником предметные детали становятся отправным моментом создания реалистического символа, отмеченного большой обобщающей и впечатляющей силой. Уже самое начало обращает внимание своей как бы нарочитой простотой и обыденностью на философски-поэтические раздумья не только о природе, но об истории и человеческой жизни. На выезде с кремлевского двора За выступом надвратной башни Спасской, Сорочьей черно-белою раскраской Рябеет - вдруг - прогиб ее ствола. Ее не видно по пути к царь-пушке За краем притемненного угла. Простецкая - точь-в-точь с лесной опушки, С околицы забвенной деревушки, С кладбищенского сельского бугра…9 Точное указание места («На выезде… За выступом… За краем…»), которое естественно вызывает ассоциации со множеством других, и, таким образом, смело сближает пространства («с лесной опушки», «с околицы»). Вслед за первой, чисто изобразительной, строфой, дающей как бы мгновенный снимок, «черно-белую» фотографию, мысль поэта начинает свое движение, и это насыщает динамикой, делает живой, одушевленной саму эту березу («пробилась... прогнулась, отклоняясь... указывая… высвобождая…»). Она удивительно скромная и неказистая («Ее не видно… Простецкая…»), но при этом она как бы вбирает всю Родину - от «забвенной деревушки» и до «державного рокота» столицы. В ней можно угадать образ-символ, вызывающий представление об истории России, памяти народа, судьбе отдельного человека. Не случайно же ей довелось быть свидетельницей людских торжеств и бедствий, слушать не только мирный шум столицы, но и тревожный грохот в небе фронтовой Москвы «и в кольцах лет вести немой отсчет / Всему, что пронесется, протечет…». И вот обобщение: поэт, сделавший эту березу недвижной и безмолвной свидетельницей истории народной, обращает свой взгляд в душу каждого человека: Нет, не бесследны в мире наши дни, Таящие надежду иль угрозу. Случится быть в Кремле - поди взгляни На эту неприметную березу. Какая есть - тебе предстанет вся, Запас диковин мало твой пополнит, Но что-то вновь тебе напомнит, Чего вовеки забывать нельзя… (3,181). В этих стихах судьба и душа человеческая непосредственно смыкаются с исторической жизнью Родины и природы, памятью отчей земли: в них по-своему отражаются и преломляются проблемы и конфликты эпохи. А рядом с таким обобщающим образом-символом, построенным на отчетливо реалистической основе, у Твардовского немало пейзаж-но-бытовых зарисовок, тоже вызывающих глубокие раздумья о жизни. Так, в одном из стихотворений, вспоминая пору ранней молодости, поэт бережно воссоздает непосредственную остроту и свежесть чувств, с помощью точных эпитетов, выразительных тропов рисуя достоверную и психологически тонкую картину состояния природы и человеческой души: «Погубленных березок вялый лист. / Еще сырой, еще живой и клейкий, / Как сено из-под дождика, душист…» (III, 169). Думается, что в стихах Твардовского, при всей возможной полемичности по отношению к Есенину (особенно если сопоставить одноименные и по-своему программные произведения, посвященные березе), не обошлось и без внутреннего, подспудного творческого влияния есенинской музы на самобытную музу Твардовского. Что же касается Н. Рубцова, то в плане продолжения есенинской традиции он тоже безусловно является одной из «знаковых» фигур в поэзии второй половины XX века. В 60-е годы он так же, как активно выступившие тогда прозаики-«деревенщики» (Ф. Абрамов, B. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Е. Носов и другие), был свидете C. Есенин. Отсюда - внутреннее родство двух поэтов в восприятии родины, природы, народной жизни и, опять же, «ключевые» для их творчества образы: Русь, деревня, сельский быт и природа. При этом, в отличие от Твардовского, Рубцов изначально - в прямых высказываниях и в стихах -всячески подчеркивал свою приверженность есенинской традиции. Приведем лишь некоторые из этих выношенных суждений, относящиеся к разным этапам его творческого пути. Так, в 1959 г. в письме своему другу В. Сафонову молодой поэт четко выразил собственное ощущение есенинской судьбы и творчества: «… невозможно забыть мне ничего, что касается Есенина. О нем всегда я думаю больше, чем о ком-либо. И всегда поражаюсь необыкновенной силе его стихов. Многие поэты, когда берут не фальшивые ноты, способны вызвать резонанс соответствующей душевной струны у читателя. А он, Сергей Есенин, вызывает звучание целого оркестра чувств, музыка которого, очевидно, может сопровождать человека в течение всей жизни»10. А в год поступления в Литературный институт Рубцов пишет стихотворение, непосредственно посвященное великому поэту, предельно искренние, прочувствованные строки которого ярко свидетельствуют о том, какое значение имело есенинское творчество для определения собственного пути и призвания Н. Рубцова: Версты всей потерянной земли, Все земные святыни и узы Словно б нервной системой вошли В своенравность есенинской музы! Эта муза не прошлого дня. С ней люблю, негодую и плачу. Много значит она для меня, Если сам я хоть что-нибудь значу. («Сергей Есенин», 1962) Написанное несколькими годами позже стихотворение «Последняя осень» (1968) все пронизано острым, глубоко личностным ощущени- ем оторванности от родных полей, болью трагических предчувствий. Очевидно, Рубцов мог бы тогда сказать и о себе словами, адресованными им в этих стихах Есенину: «Он жил в предчувствии осеннем / Уж далеко не лучших перемен…». И что это действительно так, подтверждают строки, написанные двумя годами раньше, звучащие от первого лица и выражающие состояние, настроение лирического героя, а точнее, самого автора: «Я жил в предчувствии осеннем / Уже не лучших перемен» (1966). При всем жанровом многообразии поэтического творчества Н. Рубцова доминантным для него остается элегический характер лирики и ее высокая трагедийность. Для Рубцова с середины 60-х гг., как в свое время для Есенина, особенно в поздний период творчества, на первом плане чаще оказываются мотивы осеннего увядания, прощания с жизнью. Такова уже «Осенняя песнь» (1962), где мотивы и образы природы переплетаются с остросоциальными мотивами; затем пейзажное и одновременно лирико-философское стихотворение, даже цикл, состоящий из трех частей, - «Осенние этюды» (1965), а также ряд других («Осенняя луна», «Листья осенние», «По холодной осенней реке…», «Осень! Летит по дорогам…»), включая и «Последнюю осень», о которой уже шла речь11. Конечно, Рубцов - автор не только, так сказать, «осенне-элегичес-ких», но и многих других, не менее прекрасных стихов, написанных им в русле есенинской традиции, ставших широко известными и принесших ему заслуженную славу, - таких как «Русский огонек», «Звезда полей», «Душа хранит», «Ночь на родине» и другие. Для представления об эстетических и поэтических принципах Рубцова в конце 60-х гг. характерно стихотворение «Ферапонтово» (1970), где все направлено на возвышение, возвеличивание земной, но неотделимой от неба красоты, а «дивное диво» подлинного искусства возникает не только из природы, но и из человеческой души и мечты. В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то божье в земной красоте. И однажды возникло из грезы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как березы, Диво дивное в русской глуши! Определение художника и его творчества - «небесно-земной Дионисий» - говорит о понимании поэтом самой сути прекрасного, о высокой миссии его создателя. И совсем не случайно образ небесного и земного простора возникает в стихотворении «Привет, Россия…». Тема Родины проходит сквозным мотивом через все творчество Рубцова - от стихотворений «Видения на холме» (1960-1962) и «Тихая моя родина» (1963) до программного - представлены основные компоненты художественного мира поэта: родина, ее природа и история, вся бескрайняя земля, мотив движения, стихии ветра и света, наконец, всепроникающая песенная стихия. Привет, Россия - родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой боли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле. За все хоромы я не отдаю Свой низкий дом с крапивой под оконцем… Как миротворно в горницу мою По вечерам закатывалось солнце! Как весь простор, небесный и земной, Дышал в оконце счастьем и покоем, И достославной веял стариной, И ликовал под ливнями и зноем!.. В этих стихах нераздельны обычная крестьянская изба, «низкий дом» (ср. у Есенина: «Низкий дом с голубыми ставнями») и «лазурное поле» под бескрайним небом, «достославная старина» и нынешний день с его бурями и болью, «ливнями и зноем» - таковы пространственно-временные координаты восприятия и осмысления поэтом родины, России. И в этом его безусловное внутреннее родство с Есениным. В своем творческом поиске Рубцов ориентировался на самые разные классические традиции - от Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета до Блока, Ахматовой, Твардовского и Заболоцкого. Имя Есенина занимает в этом ряду видное и почетное место. До сих пор в разговоре о есенинской традиции в творчестве современных поэтов речь у нас шла преимущественно о лирических жанрах. Однако поиски и открытия Есенина в неменьшей мере проявились и в области лиро-эпоса, безусловно, сказавшись и на дальнейшем его развитии. О некоторых важных аспектах этой обширной темы следует сказать несколько слов. Возникший в 1950-60-е годы интерес к поэме вообще, и к «маленькой поэме» в особенности, был далеко не случаен, он органически вписывался в контекст общелитературного и поэтического развития, осуществлялся в виде жанровых поисков поэтов -предшественников и современников, в духе продолжения и обновления классической традиции. Если в этой связи обратиться к поэмному творчеству А.С. Пушкина, то следует заметить, что его опыт в данной сфере поистине уникален, сама эволюция жанра весьма характерна: от пространной поэмы-сказки «Руслан и Людмила» в начале пути - к необычайно емкому и лаконичному, при всей насыщенности социально-философским содержанием и глубочайшей образной символикой, «Медному всаднику» в поздний период. При этом, конечно, следует упомянуть и другие, удивительно разнообразные в жанрово-стилевом отношении поэмные произведения, написанные в разное время, в числе которых и, условно говоря, «маленькие поэмы»: романтическая - «Братья-разбойники», реалистические «повести в стихах» - «Граф Нулин» и «Домик в Коломне». Однако в отношении пушкинских поэм этот термин обычно не находит применения. Иное дело, когда речь идет о его драматургии. Здесь в исследовательской литературе и сознании читателей прочно укоренилось понятие «маленькие трагедии», причем исходным моментом было суждение самого поэта. Вернувшись в Москву после столь плодоносной для него «болдинской осени», Пушкин в письме от 9 декабря 1830 года своему другу, писателю и журналисту П.А. Плетневу назвал среди созданного им в последнее время: «Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы” и “Дон Жуан”»12. Не исключено, что это пушкинское жанровое определение собственных произведений, каждое из которых вобрало глубочайшее содержание и проблематику, достойную полновесных трагедий шекспировского уровня и мощи, почти через столетие особым образом отозвалось в творчестве С.А. Есенина. Подтверждением тому могут служить прежде всего благоговейное отношение последнего к Пушкину, великолепное знание его творчества, включая эпистолярное, а также его собственные неоднократные упоминания о влиянии пушкинского «Моцарта и Сальери» на поэму «Черный человек»13. Именно в пору работы над этой поэмой, планируя выпуск собрания своих сочинений, Есенин писал Г.А. Бениславской 29 октября 1924 года: «Разделите все на три отдела: лирика, маленькие поэмы и большие…»14. По такому жанровому признаку строилось подготовленное Есениным в 1925 году «Собрание стихотворений», второй том которого включал 36 произведений, отнесенных автором к разряду «маленьких поэм». Надо сказать, что подобное выделение по жанровому признаку наметилось у Есенина еще в 1917-1918 годы, когда в особые разделы сборников «Скифы», а затем «Сельский часослов» вошли лиро-эпические сочинения малых форм: «Товарищ», «Ус», «Певучий зов», «От-чарь», «Иорданская голубица». А среди произведений 1924-1925 годов есть целый ряд включенных им в раздел «маленьких поэм»: «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Мой путь», «Письмо к сестре» и др. Есенин обладал тонким ощущением жанровой специфики произведения и, очевидно, отличительные признаки «маленьких» поэм от «больших» видел не столько в разном их объеме, количестве страниц (хотя и этот момент им учитывался), сколько в некоей особой качественной характеристике. Этот есенинский опыт не только создания лиро-эпических произведений малой формы, но и его осмысления в плане историко-литературной перспективы, развиваемых им пушкинских традиций нельзя недооценивать, что впоследствии нашло подтверждение и продолжение в творчестве ряда поэтов XX столетия, в том числе и в 60-70-е годы. В это время, начиная со второй половины 50-х годов, появилось немало очень разных в жанровом и стилевом плане лирических и лиро-эпических произведений, в числе которых такие крупнейшие, как завершенная в эти годы уникальная дилогия А. Ахматовой: поэма-цикл «Реквием» (1935-1961) и «Поэма без героя» (1940-1965), а также своеобразная трилогия А. Твардовского, включающая лирическую эпопею «За далью - даль» (1950-1960), сатирическую поэму-сказку «Теркин на том свете» (1954-1963) и лирико-трагедийную поэму-цикл «По праву памяти» (1966-1969). Исследователи не раз отмечали усиление лирического начала в поэтическом эпосе Твардовского на протяжении его творческого пути - от ранних поэм и «Страны Муравии» в 30-е годы, через «Василия Теркина» и «Дом у дороги» в 40-е - к названным выше поэмам 50-60-х годов. Усиление личностного начала и повышенная плотность поэтической ткани при сокращении объема отчетливо видны, если сопоставить такие в целом лирические произведения, как масштабная эпопея «За далью - даль» и сравнительно небольшая поэма-цикл «По праву памяти». Углубление лиризма при сокращении объема произведений находит подтверждение и в творчестве других поэтов разных поколений. Так, поэт-фронтовик Д. Самойлов, опубликовавший еще в 1958 году первую книгу «Ближние станы», куда вошла и его достаточно крупная одноименная поэма, которую автор снабдил подзаголовком «Записки в стихах», в последующее десятилетие сосредоточился на лирике и лишь в 70-е годы пишет ряд лиро-эпических произведений небольшого объема (7-8 страниц): «Снегопад», «Струфиан», «Цыгановы», «Сон о Ганнибале», «Юлий Кломпус», впоследствии собранных им в книгу поэм «Времена» (1983). В это же время А. Галич, которому было в высшей степени свойственно особое, можно сказать «жанровое мышление», пишет ряд лиро-эпических произведений, жанровая принадлежность которых была обозначена им в подзаголовках, в том числе - «Вечерние прогулки. Маленькая поэма» (1973). Нечто подобное, сходные процессы и тенденции, связанные с вниманием к жанру «маленькой поэмы», можно отметить и в творчестве поэтов послевоенного поколения: Вл. Соколова («Смена дней», «Сюжет»), А. Жигулина («За други своя»), О. Чухонцева («Пробуждение») и особенно - Ю. Кузнецова, создавшего на протяжении 70-х годов несколько «маленьких» (по 5-8 страниц) поэм («Четыреста», «Золотая гора», «Змеи на маяке», «Афродита» и др.). А. Галич был одним из первых, кто ощутил и, главное, выразил эту общую потребность, причем дал ей точное жанровое обозначение, восходящее к давней традиции, у истоков которой в XIX и XX столетиях могут быть названы крупнейшие имена15. Подводя некоторые итоги, хотелось бы еще раз обратить внимание на жанровое многообразие есенинской лирики - от отдельных пейзажно-изобразительных, медитативно-философских стихотворений и лирических циклов до своеобразных и новаторских «маленьких поэм». Даже выборочный анализ показывает актуальность и перспективность круга проблем, связанных с изучением традиций С. Есенина в аспекте жанрово-поэтических поисков и открытий, их продолжения, развития и обновления русскими поэтами второй половины XX века, в том числе, быть может, в первую очередь А. Твардовским, Н. Рубцовым, а также многими другими. В целом же все это только подступы к постановке и решению важнейшей проблемы «Есенин и современные поэты: жанры, поэтика, традиции». Примечания 1 См.: Прокушев Ю.Л. Поэзия Есенина в наши дни (Актуальные проблемы 2 См.: Шилова К.А. Традиции Есенина в современной советской поэзии. Во 3 См.: Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. Есенинс 4 См., к примеру: Озеров Л.А. «На каторге чувств» // Столетие Сергея Есе 5 Есенин С.А. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. С. 15. Далее цит. это издание с указ. тома 6 Мартынов Л. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1977. С. 209. 7 Светлов М. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1974. С. 658. 8 Яшин А. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 385. 9 Твардовский А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1978. С. 180. Далее цит. это изд. с 10 Рубцов Н. Русский огонек. В. 2 т. Т. 1. С. 393. Вологда, 1994. Далее цит. 11 Об элегическом характере лирики Н. Рубцова и - шире - о жанровом 12 Пушкин А.С. Полное собр. соч.: В 10 т. Т. X. М.; Л.; 1949. С. 324. 13 См.: Комментарии Н.И. Шубниковой-Гусевой к поэме «Черный чело 14 Там же. С. 444. 15 Подробнее об этом см.: Зайцев В А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэти
|