Образный мир Есенина |
15.03.13 02:50 | |||
Образный мир есенинской лирикиАвтор: И. Захариева Поэзия С.А. Есенина хронологически вписывается в эпоху Серебряного века. Большинство авторских поэтических систем, сложившихся в первой четверти ХХ века, несли в себе типологические признаки принадлежности к основным художественным направлениям 1900-1910-х годов - к символизму, акмеизму или к футуризму. Но для выяснения культурологического кода Есенина необходим индивидуальный подход. Его творческий метод развивался в 1910-1925 годах в условиях постсимволизма. Поэт отстранялся от прогрессирующих тенденций абстракционизма в искусстве (футуризм, конструктивизм и пр.). В то время, как русская поэзия освобождалась из плена мистической иллюзорности, он начал осознавать актуальность фольклорной традиции. Незадолго до смерти Есенин сам попытался определить характер своей поэзии. В 1924 году он готовил предисловие к четырехтомному собранию сочинений (издание осуществилось в 1926-1927 годах, уже после его гибели). В автопредисловии содержалось пояснение: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала путь многим и многим поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в моих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Эта моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других» (V, 223). Насколько глубинным было есенинское понимание образности, показывает его статья «Ключи Марии» (1918), а также сохранившийся фрагмент, озаглавленный «Быт и искусство» (1921), к ненаписанной книге «Словесные орнаменты». Он размышлял о мистической, эстетической и культурной значимости древнерусского орнамента, запечатлевшего историческую жизнь народа в образах, и выдвигал об-разотворчество в качестве целевой установки для искусства во всех его видах. Литературное объединение имажинистов, где в противоречивой позиции пребывал и Есенин, пыталось декларативно и творчески упрочить сохранение образности в поэзии. У них наблюдался уклон в сторону самодовлеющей образности, иногда противоречащей смыслу. Есенин смыслу не противоречил, но был одержим идеей вездесущности образности. В «Ключах Марии» он усматривал символику даже в написании букв славянского алфавита, воспринимая их как часть общей фольклорной орнаментальности («...предки... не простыми завитками дали нам фиту и ижицу, они дали их нам как знаки открывающейся книги в книге нашей души» - V, 203). В древнерусском орнаменте, по Есенину, «...каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути... и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег» (V, 186). Бытовая и природная реальность в эстетическом сознании Есенина обволакивалась мистическим покровом, соединяя воедино миры видимый и невидимый. Его религиозное чувство было стихийно и отличалось свободой творческого восприятия. Языковые фигуры и словесные картины мыслились поэтом как составляющие компоненты целостного фольклоризованного орнамента. Словесный орнамент есенинской лирики наполнялся духовным смыслом, окрашивался интенсивной эмоцией, психологически усложнялся. Начинал Есенин как романтик. Романтический тип творчества предполагает создание эстетизированного идеального мира. Таким идеальным топосом для поэта в ранний, предреволюционный, период оказывалась реальная и мифическая «голубая Русь», рисуемая в облачении осенних деревьев средней полосы России (берез, кленов). Золотой наряд Руси сменялся алым одеянием, вытканным зарей. В заглавиях первых поэтических книг Есенина - «Радуни-ца»(1916) и «Голубень»(1918) - через названия весенних фольклорных праздников заявлено о значимости для него колористической палитры слова. Любимое поэтом сочетание цветов алого, голубого и золотого воспроизводило цветовой колорит старинных русских икон. Сочетание этих красок - вместе с пристрастием к звуковому лейтмотиву - колокольному звону - символизирует в есенинской лирике извечную слитность человека с плодоносящей природой: «Все мы яблони и вишни Голубого сада. / Все мы - гроздья винограда Золотого лета. / До кончины всем нам хватит и тепла и света!» (II, 28); «Звени, звени, златая Русь!». Преобладание радужно-лазоревого колорита и звуковой гармонии, ощущение единения с земным и небесным пространством убеждали в светлом мировосприятии юного лирика («Чувства полны добра...»). Поэзия Сергея Есенина, подобно роману в стихах, воплотила кругооборот его эмоционально напряженной жизни: впечатляющий период весеннего цветения, пору летнего лирического возмужания (1917-1918), угрожающие признаки преждевременного увядания, наступившую затем плодоносную золотую «осень жизни» и сгорание «на ветру» при первых зимних заморозках. Совершилось орнаментальное живописание «дерева жизни» есенинского героя.1 Была разработана оригинальная система связанных с фольклором поэтических образов, которую можно назвать есенинской образной системой. В ней проявилось искусное владение приемом лирического параллелизма на фольклорной основе. Автор нашел художественное соответствие универсализму национальной души в мире русской природы - через самовыражение лирического субъекта. Поэт сам признавал цикличность своей лирики: «Жизнь моя! иль ты приснилась мне? / Словно я весенной гулкой ранью / Проскакал на розовом коне» (I,163). Наблюдаемая цикличность дополнительно ритмизирует лирику Есенина и усиливает общее впечатление ее целостности. Заметим, что такие характерные есенинские образы, как «розовый конь» и «голубая Русь» не импрессионистичны, а романтичны по своей природе: они характеризуют мироощущение юного Есенина. А осенняя «золотая роща» с облетающими листьями и «багряная ветка ивы» в более объективированном восприятии переводит колористику поры молодости поэта в иной возрастной период (здесь все закономерно, а не подвержено случайному впечатлению момента). Лирический герой есенинской поэзии (до периода создания цикла «Москва кабацкая» в 1922-1923 годах) романтически обобщен и эс-тетизирован. Вначале он выступает солнцеподобным отроком, влюбленным в весну («Свет от розовой иконы на златых моих ресницах»). В 1917-1918 годах герой Есенина превращается в реформатора в евангельском обличии, ратующего за преображение планеты в духе крестьянской социоутопии («Нового вознесения я оставлю на земле следы»). В годы горючей тоски и отчаяния (1919-1921), связанных с крахом социальных иллюзий, обретает голос «последний поэт деревни», литературно стилизованный «хулиган» и «скандалист», защищающий «звериные права» земли от «железного» натиска цивилизации. Погребая в стихах свой ранний романтический идеал, Есенин принял кличку «хулигана» и «скандалиста» как литературную маску одинокого бунтаря, бросившего вызов коллективистскому обществу. Но в стихотворной «Исповеди хулигана» он признавался, что под маской циника сохранил свое нежное, легко уязвимое сердце. А тоскливые настроения объяснял в той же «Исповеди хулигана» одной-единственной причиной: «Я очень люблю родину!». Говоря о смысловом содержании своей поэзии, он подчеркивал: «У меня все о родине». Есенинский хулиган и «скандалист» родственен Моцарту из пушкинской драмы. Он там именуется «гулякой праздным». Это произведение («Моцарт и Сальери») оказало творческое воздействие на автора поэмы «Черный человек». Ныне встает вопрос, уместно ли вообще называть смятенное душевное состояние Есенина в период жестокого внутринационального противостояния творческим кризисом? В сущности, это были годы страдания и отчаянного бунтарства в стихах. Позиция поэта была близка гуманистической позиции Максимилиана Волошина, заявленной им в стихотворном цикле «Усобица»(1919-1922). В разгар Гражданской войны в России Есенин так же мучительно, как Волошин, переживал крушение идей христианского гуманизма - мировоззренческого кредо всей русской литературной классики(«О, кого же, кого же петь / В этом бешеном зареве трупов?»). После отсутствия в России в течение года и трех месяцев (с мая 1922 года до августа 1923 года), осознавая невозможность для себя более длительного отрыва от родной земли, Есенин вернулся, склонный примириться с общественными переменами («И думаю, и мыслю по-иному...»). В последние годы жизни в его лирике зазвучал голос, предельно приближенный к авторскому. Великолепным финальным аккордом позднего Есенина явился цикл «Персидские мотивы» (1925) с их апофеозом любви как величайшей ценности человеческой жизни. Эротика поэтизировалась восточными аллюзиями и колоритом литературной Персии. Перекинем мост на четверть века вперед к позднему И.А. Бунину. В новеллистическом цикле «Темные аллеи» (1938-1944) он так же прославлял «под занавес» любовь между мужчиной и женщиной. Любовь как высшая ценность жизни побеждала классовую ненависть и в России, и в условиях эмиграции. В последнем стихотворении на патриотическую тему «Мелколесье. Степь и дали...» (октябрь, 1925) поэт создавал аллюзию Руси в образе летящей по зимней дороге упряжки коней и тем самым приобщался к созданию собирательного классического образа «Руси-тройки», связанного с именами Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока. Развитие творческого метода Есенина шло по восходящей почвеннической линии, следовавшей народной эстетике. До цикла «Москва кабацкая» у поэта вырабатывался своеобразный фольклоризован-ный имажинизм. Далее на его орнаментальной основе разрасталась вглубь психологизированная лирика, сочетавшая познание реальности и критичный самоанализ с романтическим максимализмом патриотической окрашенности («Я буду воспевать/Всем существом в поэте/ Шестую часть земли / С названьем кратким “Русь”») (II, 97). Под пером Есенина почвенническая стихия приобретала универсальный характер («Поэты – все единой крови»). Важный вопрос в связи с определением свеообразия образного мира Есенина – эмоциональная настроенность его лирики. Ярлык «упадочного поэта» обнаружил свою фальшь и идеологическую заданность. Поэтической эмоцией в его стихах управлял порыв к преодолению сообственных негативных душевных состояний. Этот процесс внутреннего боренья он изобразил посредством психологической разработки мотива двойничества в поэме «Черный человек» (1925). В прощальном, по сути, стихотворении «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...», написанном за две недели до смерти, поэт характеризовал себя как обличителя собственных падений: «Удержи меня, мое презренье, / Я всегда отмечен был тобой». Выдержав очередной душевный конфликт, он умел наслаждаться состоянием внутренней гармонии («И душа моя – поле безбрежное – /Дышит запахом меда и роз») (I, 215). В движении через страдание к радости, осложненной новой печалью, заключается драматическая тональность есенинской лирики. В мире, где на новом витке технического прогресса опять возникает ностальгия по природной красоте и одухотворенному образу, вновь актуален Сергей Есенин с его фольклоризированной эстетикой 2. Примечания 1 См. Ирина Захариева. Лирика Есенина: эмоциональность и образность. // 2 Множественность подходов к творчеству Есенина выражено в издании:
|