Есенин Любовью, нравом, молитвой |
18.03.13 01:08 | |||
Любовью, нравом, молитвой... (Есенин и Клюев: к интерпретации их взаимоотношений)Автор: А.И. Михайлов К нынешней юбилейной годовщине Сергея Есенина (110-летие) уместно вспомнить и другого поэта, чья более зрелая подобная же дата (120-летие) отмечалась в прошлом году и чья жизнь так с есенинской тесно сопрягалась в их общую доюбилейную бытность, - а именно Николая Клюева. Вспомнить и еще раз поразмышлять об их непростых взаимоотношениях, тем более, что давно уже в них «много почувствовалось»1, но не все еще до сих пор прояснилось. Существует такое латинское изречение в форме логогрифа, то есть стилистического приема, при котором фраза или стих строится на постепенном убывании звуков первоначального длинного слова: Amore, more, ore, re sis mini amicus. Форма, как видим, игровая, относящаяся к словесной магии, однако содержание серьезно: Любовью, нравом, молитвой будь мне другом. Приходят тут на память и слова Эпикура о том, что самое важное в жизни - это обладание дружбой, и, конечно же, Павла Флоренского из его «Столпа и утверждения истины», взятые, кстати, Клюевым в качестве эпиграфа к стихотворению, посвященному Анатолию Яр-Кравченко («Моему другу Анатолию Яру», 1933): «Сердце, изъязвленное Другом, не залечивается ничем, - кроме Времени да Смерти <...> Для всех скорбей находятся слова, но потеря друга и близкого -выше слов: тут - предел скорби, тут какой-то нравственный обморок. Одиночество - страшное слово: «быть без друга» таинственным образом соприкасается с «быть вне Бога». Лишение друга - это род смерти»2. Дружескими и просто приязненными отношениями Клюев был связан не только с одним Есениным. Достаточно вспомнить хотя бы А. Блока, Н. Архипова или только что упомянутого Анатолия Яр-Кравченко. И почти в каждом из этих случаев отношения между героями исчерпывались весьма определенным набором несложных контактных знаков. Возьмем, скажем, Блока и Клюева. Со стороны первого мы видим здесь благородное признание безусловных ценностей народа, которые доселе игнорировались его [Блока] сословием. Что же касается отношений Клюева к Блоку, то они выстраиваются под знаком соревновательности с известной данью восхищения неоспоримым талантом всероссийски признанного поэта, но вместе с тем и некоторого осуждения его [Блока] не столько личной, сколько приписываемой ему по социальному происхождению (дворянин, интеллигент) гордыни, тем более что повод к этому подавал и сам Блок своими некоторыми выступлениями в роли «кающегося дворянина». Взаимоотношения же между Клюевым и Есениным - это безбрежное море симпатий, антипатий, разрывов, примирений, негодований, искренних признаний в любви и верности, язвительных характеристик, запоздалых раскаяний и всепрощений, идиллических или, наоборот, горьких воспоминаний и прочее и прочее. Переплыть это море полностью пока еще не удалось, хотя случаи эпизодических заплывов имеются. Вернемся, однако, к тому самому латинскому изречению, которое представляется нам достаточным подспорьем в исследовании взаимоотношений весьма близких, как в нашем случае, людей: «Любовью, нравом, молитвой будь мне другом». Думается, что его можно представить в некотором роде матрицей, которую можно наложить на взаимоотношения между Есениным и Клюевым и посмотреть, что здесь открывается. Конечно же, это изречение универсальное: в нем выражено все основное, на что целенаправленно или интуитивно рассчитывает человек, вступающий в контакт с другим в силу естественной, непреложной симпатии к нему. Оно звучит почти как заклятие, как мольба к нему оказаться таким, каким заклинающий надеется иметь этого человека в качестве близкого. Выражение такой надежды находим в романе Достоевского «Идиот» в словах князя Мышкина после его знакомства с портретом Настасьи Филипповны и разговоров о ней окружающих: «Это гордое лицо, ужасно гордое, а вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!»3. Итак, что раскрывается при наложении первого тезиса латинского изречения на взаимоотношения между Есениным и Клюевым: «Любовью... будь мне другом!»? Это, конечно, прежде всего, надежда, упование Клюева. Его любовный текст по отношению к Есенину как в творчестве, так и в личном поведении исключительно масштабен, о чем свидетельствуют и современники поэтов, на глазах которых протекал их «роман», и все клю-евские жанры, в которых этот текст со всей определенностью выражен. Это и письма (не только к самому Есенину, но и к другим адресатам), и стихи, и эссе, и сновидения, и частные беседы, к счастью, записанные. Текст этот начинается уже с самых первых слов первого письма к Есенину: «Милый братик, почитаю за любовь узнать тебя и говорить с тобой...» («Словесное древо». С. 234). Порой в своих признаниях Есенину Клюев доходит до самоуничижения. В итоге же от субъективного, интимно-личного чувства к Есенину как «прекраснейшему из сынов крещеного царства»4 он смог подняться до любви к нему как поэтическому гению России. Есенин поначалу отвечал Клюеву достаточно теплым чувством, что дает о себе знать в обращенных к старшему другу дарственных надписях на своих фотографиях и в стихах 1917-1918 годов. Видимо, не случайно и Г. Иванов касательно этого периода позже писал: «Он очень любит Клюева и находится под его большим влиянием»5. И объясняется это, конечно, радостью младшего поэта от сближения с единомышленником, пишущим на высоком уровне такие же, как и он сам, «деревенские» стихи, признанием за Клюевым авторитета «патриарха», учителя и мастера. Но затем наступает период непрерывного - до самого, можно сказать, последнего часа, до намерения прикурить накануне гибели в клю-евских покоях от лампадки - мальчишеского бунта. Правда, известно высказывание Есенина о любви к Клюеву и тогда (перед этим самым намерением): «Ты подумай только: ссоримсямы с Клюевым при встречах кажинный раз. Люди разные. А не видеть его я не могу. Как был он моим учителем, так и останется. Люблю я его»6, - но оно мало что прибавляет нового в отношении Есенина к Клюеву. Второй тезис: «Нравом... будь мне другом!». Вот уж в чем, действительно, не смогли сбыться надежды поэтов относительно друг друга. Правда, какое-то время, в ранний период их общения, идеал Клюева мог еще совпадать с тем, что представлял тогда собой Есенин, выступавший в ореоле таких автоэпитетов, как «ласковый послушник», «светлый инок», «отрок светлый», «захожий богомолец» или собственно клюевского о нем - «златокрылый юноша». А уж названия первых есенинских сборников стихов - «Радуница», «Голубень», «Преображение» - самые что ни на есть, можно сказать, «клюевские». Вот тут характером, нравом Есенин, действительно, являлся подлинным другом Клюеву. Но затем все решительно и необратимо меняется. Есенин раскрывается совершенно другой, противоположной стороной своего характера, нрава, поведения. Например, уже в названиях новых, изданных после 1917 года книг стихов: «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая». В кощунственных стихах поэмы «Инония», где поэт отказывается от Христа, грозится «выщипать» Богу бороду и языком «вылизать» на иконах «лики мучеников и святых»7. То же самое и в публицистике, например, в одной из редакций «Железного Миргорода», где не сдерживает саркастического упрека русской религиозности: «Убирайтесь к чертовой матери с Вашим Богом и с Вашими церквями. Постройте лучше из них сортиры, чтоб мужик не ходил «до ветру» в чужой огород» (V, 267). Все это не могло не ужаснуть глубоко религиозного Клюева. Об этом есенинском отступничестве он много скорбит и в стихах, обращенных к самому Есенину, и в письмах к нему, и в высказываниях другим лицам. Так, итальянскому слависту Этторе Ло Гатто запомнилось, с какой «скорбью» говорил ему Клюев о «святотатственных стихах» Есенина. Скорбь Клюева об утрате того Есенина, который некогда полностью и своим характером, и своим нравом был ему другом, а затем сделался столь мрачным отступником, все же в дальнейшем была в какой-то степени утешена. Это произошло тогда, когда в поэзии младшего «словесного брата» последних лет стали отчетливо пробиваться покаянные строки, как, например, в стихотворении «Мне осталась одна забава...» (1923), с обращением в нем к тем, кто будет находиться при последнем часе поэта: Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать (I, 186). А среди отрывков, набросков и экспромтов последних месяцев жизни Есенина содержится и вовсе примечательный фрагмент: Ты прости, что я в Бога не верую -Я молюсь ему по ночам (IV, 280). Как будто бы обращено непосредственно к Клюеву, да и кто другой, кроме него, мог бы ожидать от автора подобного рода признаний! В связи с этим и нам не следует так уж резко разделять Есенина на два несовместимых типа характера и поведения: «светлого отрока», «монастырского жителя» и - «хулигана», «скандалиста». Не случайно Г. Адамович увидел в его поэзии и судьбе воплощение великой темы блудного сына, темы возвращения в отчий дом после грехопадения, с «типично русскими нотами раскаяния, покаяния».8 Да и Клюев был достаточно мудр, чтобы не отторгать от себя Есенина «падшего», воспринимать его все же в целом, продолжать любить его всякого. Он даже скорее был готов перестроить свою образную систему в изображении Есенина, нежели от него отказаться. Так, от безусловных пиетизмов в ранних характеристиках Есенина («Прекраснейшему из сынов крещеного царства...», «Даль повыслала отрока вербного...» и т. д.) он переходит к образам оксюморонного, в итоге компромиссного характера, чтобы запечатлеть в них свое приятие Есенина противоречивого, как, например, в поэме «Плач о Сергее Есенине» (1926): «Рожоное мое дитятко, матюжник милый...» («Сердце Единорога». С. 655). Переходим к последнему тезису латинского изречения: «Молитвой будь мне другом». Вообще, текст сакрального характера в достаточной степени присутствует как у того, так и у другого поэта. У Клюева, правда, больше, чем у Есенина, у которого он ограничивается в основном ранней лирикой, мир которой раскрывается преимущественно как Святая Русь. Отсюда обилие в стихах этого периода (середина 1910-х годов) литургических фрагментов: «Господи Исусе...», «Осанна!», «Спаси, Господи люди твоя», «О Боже, Боже...», «Или, Или, лама савахвани...», «О Матерь Божья...», «Молюсь дымящейся земле...» - неважно, что сам по себе лирический герой зачастую здесь еще полуязычник, важна сама сакральность текста. Все это так. Но нас, естественно, больше интересует выражение сакральных чувств этих поэтов по отношению друг к другу. Ну, конечно, молитв Есенина, обращенных к Клюеву или за него возносимых, мы, разумеется, не найдем, как бы ни старались. Но вот сакральный текст Клюева по отношению к Есенину - один из самых пространных в творчестве поэта, к тому же он многожанрово обозначен. Уже в первом посвященном Есенину стихотворении он выступает с божественным атрибутом - «светом»9: Но с рязанских полей коловратовых Вдруг забрезжил конопляный свет («Сердце Единорога». С. 298). А в следующей строфе из этого «света» появляется и сам сакральный герой: «Даль повыслала отрока вербного...». После чего уже следуют и «заутрени росные...», и в появившемся герое [«Есенине»] обнаруживаются функции мессии: Не ты ль, мой брат, жених и сын, Укажешь путь к преображенью? (Там же. С. 299). Сакрализация образа Есенина осуществляется и в следующем стихотворении этого «есенинского» цикла «Ёлушка-сестрица...»: Он пришелец дальний, Серафим опальный, Руки - свитки крыл. Как к причастью звоны, Мамины иконы, Я его любил. И в дали предвечной, Светлый, трехвенечный, Мной провиден он (Там же. С. 300). Да и позже, немало уже перетерпя от Есенина-отступника, Клюев все же назовет его в самой большой из последних поэм «Песнь о Великой матери» (между 1929 и 1934 гг.) своим «богоданным вещим братцем» («Сердце Единорога». С. 806). А взять письма! В пространном послании к Есенину от 28 января 1922 года Клюев так и обращается к нему, как к некоему мессии, искупителю России, обреченной большевиками на гибель: «Страшная клятва на тебе, смертный зарок! Ты, Иерусалим, сошедший с неба. Молюсь лику твоему невещественному» («Словесное древо». С. 252). Куда же дальше! Прямо Христос здесь Есенин. Другой клюевский жанр - коротенькие эссе, записанные Н. Архи-повым вслед за высказываниями Клюева, которые можно отнести к устным наброскам оставшегося ненаписанным воспоминания о Есенине. В одном из них, относящемся к 1926 году, находим: «У меня есть что вспомнить о нем (то есть Есенине. - А. М.), но не то, что надо сейчас; у одних для него заметка, а у меня для него самое нужное - молитва» («Словесное древо». С. 69). Да, что и говорить, «молитвой» Клюев был другом Есенину в «полной мере, чего не скажешь об отношении Есенина к нему. На этом, то есть на просьбе о «молитве» латинское изречение и завершается, но его можно было бы дополнить и другим рядом человеческих свойств, на которых строятся или, по крайней мере, должны были бы строиться отношения между близкими людьми, в том числе и поэтами, творческих контактов между которыми мы преднамеренно не коснулись, ограничившись, в соответствии с заданной темой, лишь этическим полем их взаимоотношений. Их любовь-вражда друг к другу - поучительный пример того, что не все ожидаемое и желаемое здесь осуществляется. И каковы тому были причины исторического или субъективно-личного характера, предстоит еще разобраться. И вот тогда-то, может быть, и будет написана о них книга, заявленная С. Городецким еще в двадцатые годы прошлого столетия. Примечания 1 Из первого письма Клюева к Есенину от 2 мая 1935 года в ответ на его 2 Дается по клюевскому цитированию Флоренского: Клюев Н. Сердце Еди 3 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. 8. С 32. 4 Из посвящения к первому стихотворению «есенинского» цикла «Оттого 5 См.: Русское зарубежье о Есенине. В 2 т. М., 1993. Т. I. С. 32. 6 См.: Эрлих В. Право на песнь. Л., 1930. С. 96. 7 Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т. М., 1997. Т. 2. С. 62. Далее отсылка 8 См.: Русское зарубежье о Есенине. М., 1993. Т. I. С. 97. 9 Ср. в Евангелии от Матфея о преображении Христовом: «...и просияло
|