Аварис и Гонур
27.04.13 21:00

Аварис и Гонур

Автор: Абу Аль Чассан Махмуд

Поселение Телль Эль-Даб'а на востоке дельты Нила – древний город Аварис, столица гиксосов, правивших в этой части Египта в 1638-1530 гг. до н. э. По данным археологии, самое древнее поселение существовало задолго до образования гиксосского царства и относится к периоду правления фараона XII династии Аменемхета I (1963-1934 гг. до н.э.). Находки грубообожженной лепной керамики указывают на контакты с регионом Сиро-Палестины времени средней бронзы I (MBI).

Население этого древнего поселения могло оказаться в Телль Эль-Даб'а в результате переселения, активизации экспедиций за металлом на Синай и торговых контактов с Левантом.

Присутствие ближневосточного населения в Телль Эль-Даб'а стало заметным в конце XII - начале XIII династии, что в свою очередь отражалось на архитектуре домов и погребениях. В поселении были выявлены дома (раскоп F/I), дворец (F/II) и храмы, планы которых напоминают архитектурные типы, известные на севере Сирии начиная со второй половины IV тыс. до н.э. и до средней бронзы. Один из таких типов называют “Mittelsaalhaus” или “дом с центральным залом”; подобные были во дворце Мари, синхронном поселению Телль Эль-Даб'а (Bietak 1996).

Погребения, относящиеся к этому периоду, располагались рядом с домами, что нехарактерно для Египта и в то же время указывает на сиро-палестинское происхождение похороненных в них людей. Здесь важно отметить, что 50% мужских погребений включает в свой погребальный инвентарь сиро-палестинское оружие, значит, большинство населения Телль Эль-Даб'а – воины из Сиро-Палестины. Традиция привлечения азиатских воинов в Египет засвидетельствована, по крайней мере, со времен Древнего царства. Тогда на рельефах их изображали с характерным оружием. Во время XII династии было построено отдельное поселение для азиатских воинов в Эллахуне около резиденции фараона Аменемхета III.

Погребения воинов в Телль Эль-Даб'а являются особой группой элитарных гробниц. Похороненные в них люди, видимо, имели тесные контакты с египетской администрацией, но в то же время сохраняли свое ближневосточное происхождение. Погребения располагались в двух некрополях (d/2 и d/1) раскопа F/I. Более поздний некрополь (d/1) находился в саду дворца, где, скорее всего, жили высокопоставленные азиатские чиновники. Все гробницы – прямоугольные камерные из сырцового кирпича со сводчатым перекрытием. Большинство гробниц имеют ориентировку В–Ю-В – З–С-З. Конструкция гробниц в целом соответствует египетским традициям (план, местоположение в некрополе, внутренние размеры гробниц, использование «египетского локтя»). Однако погребальный инвентарь и скорченное положение умерших явно не местного происхождения.

В поселении Телль Эль-Даб'а кроме камерных гробниц были еще и ямные могилы, цисты прямоугольной или овальной формы из необожженного кирпича с

21

плоским перекрытием и детские захоронения в глиняных горшках (Fostner-Muller 2008).

Судя по погребальному инвентарю, женские составляли одну треть общего количества погребений некрополя d/2. Согласно данным антропологии женщины были местного происхождения, в то время как мужская часть населения была явно неегипетского происхождения. Подобные особенности зафиксированы в некрополе Камид Эль Лоз эпохи железного века (Левант).

Одной из явно неегипетских черт погребений являются захоронения ослов, баранов и коз, находящихся либо во входной яме, либо в отдельной яме около входа в гробницу. В некоторых случаях животных хоронили в отдельной, коллективной яме, которая, видимо, относилась к целой группе гробниц. Культовые захоронения животных у входа в гробницу, вероятно, имеют месопотамское происхождение (III тыс. до н.э.). Скорее всего, традиция распространилась до Сирии, Палестины (Иерихон, Лахиш, Телль Акко, Телль Харор, Телль Эль-Аджул) эпохи средней бронзы и оттуда дошла до Египта (Телль Эль-Даб'а). Предполагается, что этот тип захоронений был присущ лишь главам караванов. В связи с этим, мне кажется, следует отметить роль ослов в караванной торговле в этом регионе. Потому их и хоронили у входа. Кроме того, в некрополе были так называемые жертвенные ямы, появившиеся в конце XIII династии, которые располагались лишь у входа в некоторые гробницы, но иногда были коллективными, относившимися ко всем погребенным. В них найдены остатки ритуальной пищи и намеренно разбитые сосуды. Большинство жертвенных животных представлено особями мелкого рогатого скота.

В некрополях Телль Эль-Даб'а практиковался еще один культ не местного происхождения – захоронения слуг вдоль или перед гробницей хозяина. Это были молодые девушки с крепкими костяками, которых, видимо, хоронили в то же время, что и хозяина. Похожие захоронения слуг были известны в Месопотамии.

Остатки погребальных приношений явно отражают богатство и разнообразие статуса умерших. Самым характерным элементом инвентаря были бронзовое оружие левантского происхождения, идентичное изделиям, характерным для погребений воинов в Леванте периода средней бронзы IIA (копья, топор, кинжал). Кроме бронзовых были обнаружены образцы оружия из серебра. В гробницах также найдены сиро-палестинские украшения (браслеты из золота с аметистами) и медные пояса, керамические изделия с Кипра и Крита и характерные изделия минойской культуры.

Азиатское население в Телль Эль-Даб'а занималось в основном военной службой. Среди них были мореходы из района Библа, вероятно, порта-партнера Авариса. Азиатские воины и мореходы могли сначала служить египетскому государству в качестве торговцев, начальников экспедиций и т.д. Со временем и в результате ослабления центральной власти они отделились от нее, что привело к созданию гиксосского царства. Будучи воинами, мореходами и торговцами и в силу местонахождения своего столичного города, они стимулировали торговые контакты с окружающими регионами. Это определило экономическую основу гиксосского царства.

22

А теперь обратимся к юго-востоку Туркменистана, где была открыта новая цивилизация эпохи поздней бронзы – Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (БМАК) или Цивилизация Окса (Маргуш ахеменидских текстов; Маргиана греческих историков; Мархаши (Бархаши) месопотамских текстов).

В конце 70-х годов была обнаружена возможная столица этой цивилизации – поселение Гонур, расположенное в древней дельте р. Мургаб. Гонур, вероятно, существовал в последние столетия III тыс. до н.э. и пережил период максимального расцвета между 2300-1700 гг. до н.э., что совпадает с данными месопотамских клинописных текстов (Сарианиди 2001, 2006 и др.).

Кроме ирригационного земледелия и скотоводства, здесь были развиты разнообразные ремесла. Судя по всему, главную роль в экономике играла торговля, свидетельством чего являются многочисленные импортные предметы с территории Хараппы, Элама, Месопотамии и Сирии. В последних веках III тыс. до н.э. Маргуш начинает играть ключевую роль в дальней торговле лазуритом от долины Инда до Передней Азии. Одомашнивание в середине III тыс. до н.э. двугорбого верблюда-бактриана и появление четырехколесной повозки, запряженной верблюдами, в конце ранней – начале средней бронзы резко увеличили мобильность населения и сыграли важную роль в развитии дальней торговли в Средней Азии вообще. Именно к этому периоду относятся обнаруженные монументальный дворцово-храмовый комплекс, основная масса элитарных “царских” захоронений Северного Гонура и крупная меднолитейная мастерская.

В архитектуре Маргианы (дворец Северного Гонура, “теменос” Гонура, храмы Тоголок-1,21) повторялась та же схема “дом с центральным залом”, которую В.И. Сарианиди называет “дом в обводе коридоров”, что напоминает планы построек в поселении Телль Эль-Даб'а.

Некрополь Гонура, расположенный к западу от дворцово-храмового комплекса, – один из самых крупных могильников Центральной Азии; он датируется концом III - началом II тыс. до н.э. Некрополь характеризуется разнообразием типов погребальных сооружений (шахтные, ямные и камерные могилы, цисты). Большинство погребенных лежало в скорченной позе на правом боку, головой на север или северо-запад.

Среди раскопанных погребений Гонура выделяется особая группа гробниц – “царский некрополь”, находящийся на южной окраине Гонура и относящийся к последним векам III тыс. до н.э. Все гробницы представляют собой котлованы прямоугольной формы, вырытые в глинисто-песчаном материке (к этой особой группе следует отнести цисту № 2900 и несколько других). Эти гробницы явно принадлежали элите гонурского общества, судя по размерам, устройству и по погребальным приношениям. Именно в этих гробницах было найдено наибольшее количество импортных вещей.

Гробницы были камерные, имитирующие жилые дома, В.И. Сарианиди отмечает аналогии в северо-месопотамском регионе и в Сирии второй половины III тыс. до н.э. Среди возможных импортных вещей следует отметить элементы ожерелья (Телль Банат, Сирия), изделия из слоновой кости (Хараппа), серебряный

23

кубок с орнаментом сиро-хеттского типа, серебряные изделия в виде воронки-ситечка (Месопотамия), серебряный чайник (Гиссар IIIC).

В элитарном некрополе Гонура, видимо, практиковался обряд захоронений предполагаемых слуг, скелеты которых лежали внутри гробниц. Их было от двух до 5 (в Телль Эль-Даб'а были только единичные захоронения). По-видимому, это были человеческие жертвоприношения. В большинстве случаев вместе со слугами лежали верблюды. Во дворе гробницы № 3200 недалеко от скелета молодой лошади и целого скелета верблюда была найдена четырехколесная повозка, что может указывать на особый статус умершего.

Предположительно в этом некрополе были похоронены воины, на что указывает состав погребального инвентаря некоторых больших гробниц. Среди предметов – изображения грозных львиных грифонов, большое количество кремневых наконечников стрел, медно-бронзовые “лесенки”, бронзовый наконечник копья, меч “секач”.

В некоторых гробницах Гонура были обнаружены двухкамерные очаги с топкой и духовкой для приготовления жертвоприношений, что напоминает жертвенные ямы в Телль Эль-Даб'а.

В Гонуре найдены ритуальные захоронения животных, находящихся внутри цист рядом с умершим или в яме около цист, либо в отдельных цистах с погребальным инвентарем. Самую близкую аналогию с Телль Эль-Даб'а представляет коллективное ритуальное захоронение животных за восточной стеной цисты № 2900. В этой цисте, как предполагают, был похоронен воин, который, по моему мнению, был связан с караванной торговлей. На высокий статус умершего указывает местонахождение захоронения непосредственно перед въездом во дворец.

В одной из цист (№ 3130), где были похоронены бараны, среди медно-бронзовых изделий найдены два так называемых “секача” или “гарпуна”. Подобные мечи известны в Египте в Телль Эль-Даб'а (медный из погребения воина), Сиро-Палестине и Библе. Такие гарпуны или похожие предметы держали в руках божества и знатные лица, изображенные на цилиндрических печатях Месопотамии. Возможно, захоронения молодых баранов совершались в ходе особых ритуалов не только на Гонуре, но и во всей Маргиане и Бактрии (ср. с Телль Эль-Даб?а).

Итак, перед нами два похожих торговых столичных центра, находящихся на пути международной торговли – Телль Эль-Даб'а и Гонур. Их элиту хотя бы отчасти составляли воины-торговцы. Уже доказано, что в Телль Эль-Даб'а они были пришельцами из Сиро-Палестины и Леванта. Были ли пришельцы оттуда и в Гонуре? Как они могли стать элитой общества здесь? Всё это – пока открытые вопросы для дальнейшего исследования.

Литература

Bietak M. Avaris, The Capital of the Hyksos and Residence of Early 18th Dynasty. Recent Excavations. London, 1996.

24

Forstner-Muller I. Die gr?ber des Areals A/II von Tell El-Dab?a (Denkschriften der Ostereischichen Akademie der Wissenschaften, 44). Wien, 2008.

Сарианиди В.И. Древневосточное царство Маргуш в Туркменистане // Мировоззрение древнего населения Евразии. Сб. статей. М, 2001.

Сарианиди В.И. Царский некрополь на Северном Гонуре // Вестник древней истории. 2006. 2.