Экологические функции государства |
17.12.12 22:26 | |||
Проблемы реализации экологической функции государства в Российской ФедерацииИ. Г. Ермолаева Среди важнейших проблем современного государства особое место занимает экологическая функция, направленная на охрану природы, обеспечение рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности. В настоящее время отмечается повышение роли экологической функции органов государственной власти во всей политике российского государства. Важным для России является проблема экологизации экономики развития, сложность решения которой связана с при-родоресурсным (пользовательским) характером развития российской экономики. Изучение и анализ деятельности органов государственной власти, осуществляющих управление по охране и использованию природных ресурсов, а также состояния эколого-правовой политики в России выявили такие недостатки, как несовершенство законодательной базы; отсутствие последовательной экологической политики на федеральном, региональном, местном уровнях и отсутствие стратегии и тактики экологической политики. Необходимо делегирование полномочий по обеспечению экологической безопасности на региональный уровень, сохранив за федеральными органами власти решение вопросов национального значения. Для повышения роли государственных и общественных (негосударственных) институтов в экологизации экономики развития страны необходимо совершенствовать законодательство для создания условий, позволяющих всем гражданам участвовать в созидании и реализации экологических мероприятий и требований. Только при взаимодействии органов государственной власти, общественных организаций, науки, бизнеса и населения страны возможно решить экологические проблемы в России. В настоящее время завершился процесс формирования научно обоснованных понятий и положений, характеризующих место и роль экологического просвещения и образования в системе мер, обеспечивающих национальную безопасность России. Несоответствие финансового, информационного и кадрового обеспечения всеобщего непрерывного экологического образования населения страны не дает возможности в настоящее время в полной мере исключить отрицательные тенденции в общественном экологическом сознании. На фоне негативных проявлений экологической политики прошлых лет в сознании основной части населения преобладают потребительские мотивы в отношении к природе и ее ресурсам. Экологическое образование и последующая практическая деятельность неразрывно связаны с социальной жизнью общества. Конечный экологический результат будет значимым лишь тогда, когда все члены общества – учащиеся, студенты, работники, пенсионеры, специалисты, управленцы и руководители – в меру своих возможностей участвуют в решении задач по улучшению взаимоотношений между людьми и природой. В Российской Федерации финансирование экологического образования крайне недостаточно и, как правило, не имеет адресной направленности. Отсутствует необходимая взаимосвязь в деятельности государственных органов власти и неправительственных организаций по управлению экологическим образованием, просвещением и воспитанием населения. Если экологическое образование детей (до 18 лет) и молодежи (до 23 лет) имеет определенные организационные формы обучения, то остальная часть населения (более половины всей численности) не охвачены никаким организованным учебным процессом. Несмотря на возрастающий интерес общества к экологическим проблемам, общий уровень общественного экологического сознания, экологической культуры и практическая экологическая деятельность населения остаются еще крайне низкими.
|