Экологические функции государства
17.12.12 22:26

Проблемы реализации экологической функции государства в Российской Федерации

И. Г. Ермолаева

Среди важнейших проблем современного государства особое место занимает экологическая функция, направленная на охрану природы, обеспечение рационального использования природных ресурсов и эколо­гической безопасности. В настоящее время отмечается повышение роли экологической функции органов государственной власти во всей политике российского государства. Важным для России является проблема эколо­гизации экономики развития, сложность решения которой связана с при-родоресурсным (пользовательским) характером развития российской экономики. Изучение и анализ деятельности органов государственной власти, осуществляющих управление по охране и использованию при­родных ресурсов, а также состояния эколого-правовой политики в России выявили такие недостатки, как несовершенство законодательной базы; отсутствие последовательной экологической политики на федеральном, региональном, местном уровнях и отсутствие стратегии и тактики эколо­гической политики.

Необходимо делегирование полномочий по обеспечению экологиче­ской безопасности на региональный уровень, сохранив за федеральными органами власти решение вопросов национального значения.

Для повышения роли государственных и общественных (негосудар­ственных) институтов в экологизации экономики развития страны необ­ходимо совершенствовать законодательство для создания условий, по­зволяющих всем гражданам участвовать в созидании и реализации эколо­гических мероприятий и требований. Только при взаимодействии орга­нов государственной власти, общественных организаций, науки, бизнеса и населения страны возможно решить экологические проблемы в России.

В настоящее время завершился процесс формирования научно обос­нованных понятий и положений, характеризующих место и роль эколо­гического просвещения и образования в системе мер, обеспечивающих национальную безопасность России. Несоответствие финансового, ин­формационного и кадрового обеспечения всеобщего непрерывного эко­логического образования населения страны не дает возможности в на­стоящее время в полной мере исключить отрицательные тенденции в об­щественном экологическом сознании. На фоне негативных проявлений экологической политики прошлых лет в сознании основной части насе­ления преобладают потребительские мотивы в отношении к природе и ее ресурсам.

Экологическое образование и последующая практическая деятель­ность неразрывно связаны с социальной жизнью общества. Конечный экологический результат будет значимым лишь тогда, когда все члены общества – учащиеся, студенты, работники, пенсионеры, специалисты, управленцы и руководители – в меру своих возможностей участвуют в решении задач по улучшению взаимоотношений между людьми и приро­дой. В Российской Федерации финансирование экологического образова­ния крайне недостаточно и, как правило, не имеет адресной направленно­сти. Отсутствует необходимая взаимосвязь в деятельности государствен­ных органов власти и неправительственных организаций по управлению экологическим образованием, просвещением и воспитанием населения.

Если экологическое образование детей (до 18 лет) и молодежи (до 23 лет) имеет определенные организационные формы обучения, то ос­тальная часть населения (более половины всей численности) не охвачены никаким организованным учебным процессом.

Несмотря на возрастающий интерес общества к экологическим про­блемам, общий уровень общественного экологического сознания, эколо­гической культуры и практическая экологическая деятельность населе­ния остаются еще крайне низкими.