Роль Австралии в общерегиональном сотрудничестве
17.12.12 22:52

Индийский океан: роль Австралии в общерегиональном сотрудничестве (проблемы, компромиссы, перспективы)

Лебедева Н.Б.

Зона Индийского океана вновь вернулась в эпицентр событий мирового масштаба в силу нескольких важнейших факторов – появления очагов борьбы с терроризмом в Ираке, Афганистане и др. точках, наличия огромных нефтегазовых запасов в Персиском заливе, актуализация безопасности коммуникаций бассейна, невиданного подъёма таких гигантов, как Китай и Индия, значительной активизации интеграционных тенденций в регионе и в Азии в целом по разным направлениям (как рычаг развития экономики и как противовес диктату Запада). Механизмами указанных тенденций служат и появление всё большего числа «Зон свободной торговли», и новые инновационные формы сотрудничества – «Квадрат роста» 4-х стран СААРК (Бутан, Бангладеш, Непал, Индия), своеобразный мост между СААРК и АСЕАН из стран Бенгальского залива (Индия, Бангладеш, Шри Ланка, Непал, Бутан и Таиланд и Мьянма), государства БРИК, менее известная ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка), объединившая с 2003 г. три наиболее динамично развивающиеся страны трёх континентов и поставившая перед собой весьма амбициозные задачи. Главная из них – развитие разнообразных взаимосвязей по линии «Юг-Юг» в качестве адекватного ответа попыткам Запада навязать свою финансово-экономическую политику. Наконец, следует указать на АРСИО (Организация регионального сотрудничества стран Индийского океана), первая такого рода в рамках всей обширной индоокеанской зоны.

Нельзя не упомянуть о совсем недавнем (в октябре 2008 г.) подписанном РФ с Катаром и Ираном соглашении о сотрудничестве в сфере совместной разработки газа и т.п. Все эти формы касаются в первую очередь экономического сотрудничества. Хуже дело обстоит в сфере военно-политического взаимодействия в регионе.

Австралия занимает важное стратегическое положении на стыке двух океанов, к югу от ЮВА и, как ни одна западная страна, чувствительна к любым сдвигам и изменениям в балансе сил в обоих океанах. Вот почему с рубежа 60-70-х гг. Австралия обратилась в большой степени, чем прежде к зоне Индийского океана благодаря следующим основным факторам – активизации двусторонних торгово-экономических и иных связей со странами региона, бурному развитию штата Западная Австралия, необходимости охраны 200-мильной зоны и островных владений, расширению задач обеспечения безопасности и границ действия АНЗЮС и т.п. Более того, ситуация стала разительно меняться после принятия в 80-х гг. концепции «поворота к Азии», прекращения противостояния США – СССР в зоне. Это в целом ускорило и активизировало её реализацию, в том числе и из-за опасения перед ростом миллиардных Индии и Китая. До известных ядерных взрывов в Южной Азии Австралия была даже намерена развивать военное сотрудничество с первой, планировалось даже намерена развивать военное сотрудничество с первой, планировалось также создание «треугольника стабильности» в составе ЮАР, Индии и Австралии.

Когда в начале 90-х гг. в индоокеанской зоне инициироваться предложения по формированию общерегиональной организации сотрудничества стран Индийского океана, Австралия оказалась в числе одних из самых энергичных и заинтересованных государств в реализации этой идеи. С первых шагов был выдвинут план триангулярной кооперации ЮАР, Индии и Австралии, но в дальнейшем он был расширен за счёт привлечения других стран. Сразу же выявились различия в подходах и позициях будущих участников объединения. Австралия и некоторые члены АСЕАН, выступая в духе рекомендаций ВТО, ратовали за довольно быструю дерегуляцию хозяйств, за открытый и широкой регионализм, как это было, скажем, в АТЭС. Многие страны, которые только начали свои экономические реформы, были против таких предложений (Индия, отчасти ЮАР и др.). В итоге к середине 90-х гг. обозначились две инициативы – маврикийская (поддерживаемая Индией) и австралийская. Было решено корректировать и дополнять их, искать компромиссные решения, что не всегда удавалась. Австралия настаивала на включении вопросов о ядерном оружии в Южной Азии, определение границ зоны и т.п.

И всё же в марте 1997 г. АРСИО были сформирована, а к началу 2000 г. она включала 19 членов. Перед весьма перспективной организацией стоит тем не менее целый ряд трудных проблем. Участие слишком многих стран грозит создание почти неуправляемой структуры, которая уже ныне затрудняет её эффективному продвижению вперёд, как, впрочем, огромный диспаритет в экономическом развитии, территориальных размерах, численности населения и даже принадлежности к разным цивилизациям, культуры и религиями её участников. В АРСИО нет крупных мировых экономических держав, как Япония, США в Тихом океане.

Структурная неповоротливость организации, отсутствие реальных финансовых средств на реализации проектов и мероприятий, основная масса всё ещё слаборазвитых стран зоны и другие факторы в определённой мере умерили первоначальный пыл и инициативность Австралии по отношению к АРСИО, но это отнюдь не означает, что пятый континент останется в стороне от многообещающих интеграционных тенденций в индоокеанском регионе, хотя их дальнейшее развитие трудно предсказать с учётом воздействия того финансово-экономического кризиса, который ныне переживает весь мир.