Отношения Новой Зеландии с АСЕАН
17.12.12 22:55

К 40-летию отношений Австралии и Новой Зеландии с АСЕАН: итоги и перспективы (1967-2007 гг.)

Заказникова Е.П.

Австралия и Новая Зеландия (АНЗ) стали одними из первых зарубежных партнёров образованной в 1967 г. Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Потребность в кооперации этих двух субрегионов обуславливалась взаимозависимым характером их экономик и проблемой безопасности. И отношения АНЗ с АСЕАН развивались, прежде всего, по этим двум основным направлениям с преобладанием второго из них до середины 1980-х годов и быстрым ростом значения первого в последующий период.

Интенсивность этих отношений зависела от внутренней и внешней политической и экономической конъюнктуры и характеризовались определенной неустойчивостью. Но в целом они развивались в поступательном русле. При этом отправным пунктом в их формализации было предоставление в 1974 г. Австралии и в 1975 г. Новой Зеландии статуса партнёров по диалогу АСЕАН, что дало возможность согласования программ экономической и технической помощи АНЗ странам Ассоциации.

В результате к началу 1990-х годов АНЗ и АСЕАН смогли достичь серьёзных успехов не только в сфере укрепления собственных связей, но и выступить в качестве важного фактора интеграции в региональном масштабе. Они сыграли существенную роль в создании в 1989 г. организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), куда наряду с ними вошли Япония, Корея, Канада и США, в последующем включая и другие страны и становясь одним из важнейших международных объединений.

В 1990-х годах отношения сторон получили новый импульс в связи с решительным поворотом Австралии в сторону Азии. Это сказалось как на общем характере их сотрудничества, которое стало более многообразным, так и на отдельных его областях. Так в начале данного десятилетия пропорция ЮВА в товарообороте Австралии составила 14%. А в 1994 г. во время встречи АСЕАН с АНЗ, Папуа Новой Гвинеей, Японией, Китаем, США, Канадой и Россией был образован Региональный форум АСЕАН – единственная такого рода организация в АТР, к которой в последующем присоединились и другие государства. В середине 1990-х годов Австралия заключила с ведущими странами ЮВА договоры об обороне. Таким образом, отношения АНЗ с АСЕАН способствовали интеграции в регионе и по линии безопасности.

События, развернувшиеся в конце этого десятилетия, оказали негативное воздействие на их отношения. Финансово-экономический кризис в ЮВА ослабил экономические связи сторон, а ситуация на Восточной Тиморе привела к резкому ухудшению политических отношений Австралии с Индонезией, которая аннулировала военный пакт с этим государством. Вместе с тем, Австралия помогла Индонезии преодолеть последствия кризиса, оказав ей существенную финансовую помощь, а восточно-тиморский конфликт завершился соглашением о совместной поддержке независимого Тимор Лесте. И, хотя военный договор с Австралией возобновлён Индонезией не был, и возникли другие проблемы, отношения этих, как и прочих, государств АСЕАН с АНЗ продолжали развиваться.

Уже с 1999 г. экономические связи стали не только вновь набирать силу, но и обрели качественно новый характер, когда дисбаланс в торговле впервые был не в пользу Австралии и Новой Зеландии, а стран ЮВА. Это способствовало росту экономического потенциала АСЕАН, ВВП которой в 2003 г. практически сравнялся с валовым внутренним продуктом АНЗ, а их совокупный ВВП стал равен таковому Китая.

В 2004-2005 гг. ЮВА находилась в десятке основных торговых партнёров Австралии, заняв, фактически, третье место. В 2006 г. австралийский экспорт в АСЕАН лишь немного уступал его объёму в Китай и Европу, причём страны Ассоциации имели двойной профицит в торговле товарами и более, чем двойной, – в инвестициях; в экспорте Новой Зеландии ЮВА занимала пятое место. В эти же годы Австралия активно добивалась либерализации торговли с АСЕАН, с некоторыми из её членов заключив соответствующие соглашения. В связи с этим на состоявшемся в 2005 г. первом Восточноазиатском саммите обсуждался вопрос о включении Австралии и Новой Зеландии, а также Индии, в состав данного объединения, функционировавшего в формате «АСЕАН + 3» в лице Китая, Японии и Южной Кореи.

Развивалось и сотрудничество в сфере безопасности, поскольку ситуация, сложившаяся в регионе к началу нового века, требовала консолидации усилий. Ещё с 1993 г. на пространстве от Таиланда до Австралии развернула свою деятельность организация Джемаах Исламиях (Дж. И.), являвшаяся филиалом Аль-Каиды в этом регионе. В основном – в Юго-Восточной Азии с целью создания исламских государств в некоторых странах. Прежде всего – в Индонезии, где начиная с 1999 г. она осуществила ряд террористических актов. После самого крупного из них – в курортной зоне о. Бали, когда почти половину из 200 погибших составили граждане Австралии, руководство этого государства заключило антитеррористические соглашения с Индонезией, Малайзией, Таиландом и Камбоджей.

Это сотрудничество усилилось после ряда новых терактов в 2003 г., один из которых имел место на территории австралийского посольства в Джакарте, что привело к гибели 12 и ранению более 180 человек. В 2004 г. была проведена серия мероприятий по обеспечению безопасности. Австралия и Индонезия выступили в качестве сопредседателей Региональной министерской встречи по проблемам борьбы с терроризмом; Австралия и АСЕАН были участниками Азиатско-Тихоокеанского форума антитеррористического сотрудничества на Бали; Индонезия, Сингапур и Малайзия, присутствовали на встрече представителей особого назначения в австралийском городе Сидней; Австралия и Новая Зеландия участвовали в форуме высокопоставленных официальных лиц с четырёх континентов в Джакарте.

Укреплению данных связей содействовала смена власти в октябре 2004 г. в Индонезии и Малайзии. Свидетельством этого было приглашение Австралии и Новой Зеландии на состоявшийся в ноябре того же года саммит АСЕАН по случаю 30-летнего юбилея предоставления первому из этих государств статуса партнёра по диалогу АСЕАН. По завершении саммита была принята декларация, подписанная главами большинства стран ЮВА и АНЗ, в которой говорилось о необходимости развития сотрудничества в условиях вызовов времени – глобализации и международного терроризма. А в декабре 2004 г. Индонезия и Австралия стали соучредителями состоявшегося в индонезийском городе Джокьякарта Межрелигиозного диалога 124 представителей основных мировых конфессий из 13 стран; гостями конференции были представители других религий. Участники форума говорили о необходимости веротерпимости в целях предотвращения исламского экстремизма. В марте 2006 г. Австралия, Индонезия и Филиппины были организаторами второго такого Диалога, который состоялся на о. Себу. Её участники приняли «Себусскую декларацию по региональному межрелигиозному сотрудничеству во имя мира, развития и человеческого достоинства».

Позитивные перемены отмечались и в двусторонних отношениях. Во время официального визита президента Индонезии Б.С. Юдхойоно в Австралию была достигнута договорённость о начале переговоров по заключению нового соглашения об обороне и безопасности. Одновременно военно-воздушные силы обеих стран провели первые с конца 1990-х годов совместные маневры в зоне Тиморского моря. Было принято решение возобновить в 2006 г. сотрудничество органов безопасности. И в ноябре данного года такое соглашение – Ломбокский договор – было заключено.

О развитии экономических и политических связей договорились и лидеры Австралии и Малайзии, новый премьер-министр которой А. Бадави совершил первый за 21 год визит малазийского руководителя в эту страну.

Все эти разнообразные усилия принесли свои плоды. В том числе – и в области борьбы с терроризмом. Сотни боевиков Джемаах Исламиях были арестованы и преданы суду, численность этой организации сократилась втрое, и она раскололась на две части, состоявшие из мелких, по 20-30 человек, групп. В результате в 2006 г. в Индонезии не произошло ни одного теракта, хотя в некоторых других странах ЮВА они имели место. А борьба с угрозой исламского экстремизма развернулась и в Австралии.

Развивались и другого рода связи. АНЗ стали участниками состоявшегося в январе 2007 г. второго Восточноазиатского саммита. И в августе того же года Австралия и АСЕАН подписали соглашение о завершении переговоров по созданию зоны свободной торговли в 2008 г. с образованием её в 2009 г. По итогам 2007 г. ЮВА практически делила второе место с Европейским союзом в австралийском экспорте.

Однако сотрудничество АНЗ с АСЕАН могло иметь гораздо больший масштаб, если бы не существовавшие между ними значительные противоречия. С Индонезией они проистекали главным образом из-за критики Австралией методов её борьбы с сепаратизмом, с мусульманскими странами Ассоциации – в связи с участием в военной акции США в Афганистане и Ираке, а всех государств ЮВА – из-за поддержки Австралией американского плана создания глобальной системы ПРО в Тихоокеанском бассейне.

Поэтому АСЕАН с надеждой восприняла приход к руководству Австралией в конце 2007 г. лидера Лейбористской партии Кевина Радда. При этом мусульманские страны и потому, что во время избирательной компании он выступал против участия страны в войне в Ираке, а став премьер-министром, заявил о намерении начать в 2008 г. поэтапный вывод оттуда австралийских войск. А у Индонезии позитивную реакцию вызвал и конструктивный подход Радда к оценке некоторых аспектов её внутренней политики. Сочетание данных факторов привело к ратификации в феврале 2008 г. австралийским парламентом предписанного в 2007 г. соглашения о безопасности государственных границ Австралии и Индонезии. Министр иностранных дел Индонезии Хассан Вираюда оценил его как переход на новый уровень отношений этих стран, а его австралийский коллега Стивен Смит – как исторический момент в данных отношениях.

Тем временем продолжалось и проведение Межрелигиозных диалогов, третий из которых состоялся ещё в мае 2007 г. в Новой Зеландии и четвёртый – в апреле 2008 г. в Камбодже.

В июне 2008 г. К. Радд нанёс официальный визит в Индонезию, в ходе которого он сделала ряд заявлений экономического характера. Наиболее важным из них было объявление об ассигновании Индонезии крупной суммы с целью помощи в её борьбе с бедностью, с тем чтобы способствовать миру, спокойствию и процветанию в регионе, а также о намерении осуществить выполнение второй фазы асеано-австралийской программы экономического сотрудничества. Наряду с этим Радд выразил согласие с индонезийским президентом в том, чтобы расширять связи в сфере безопасности в рамках Ломбокского договора и продолжать проведение Межрегиональных диалогов; он также предложил организовать конференцию по вопросу отношений двух стран.

А вскоре после визита К. Радда в Сингапур для участия во встрече министров иностранных дел Восточноазиатского саммита и в очередном заседании Регионального форума АСЕАН отправился Смит. И накануне своего отъезда он заявил, что АСЕАН имеет для Австралии особую экономическую и стратегическую важность, и их отношения никогда не имели такого потенциала.

Вместе с тем, выступая в июне 2008 г. в Лондоне в английском Азиатском обществе, премьер-министр Австралии выдвинул идею создания к 2020 г. новой азиатско-тихоокеанской организации по аналогии с Европейским Союзом с целью укрепления сотрудничества в сфере экономики, безопасности и политики. Он заявил, что это будет отражать растущее значение региона и воплощать более широкое понимание перспектив, чем это делают АТЭС, АСЕАН и Восточноазиатский саммит. По мнению К. Радда, эта организация должна охватывать весь регион, включая США, Японию, Китай, Индию, Индонезию, хотя он и допускал возможность продолжения деятельности существующих ныне организаций или включения их в состав данного объединения.

Целесообразность осуществления этой идеи покажет будущее. Но вышеизложенное свидетельствует о том, что на ближайший прогнозируемый период есть все основания высоко оценить перспективы отношений АНЗ с АСЕАН как впечатляющий пример сотрудничества Востока и Запада.

Источники и литература:

1. Архипов В.Я. Австралия на рынках азиатских стран. – «Мировая экономика и международные отношения», 2007, №3.

2. Заказникова Е.П. Восточный Тимор в ожидании независимости – «Азия и Африка сегодня», 2002, №№ 2,3.

3. Урляпов В.Ф. Перспективы формирования Восточноазиатского сообщества – «Дипломатическая служба», 2007, №2.

4. Пульс планеты, 6.06.2008

5. Australia – New Zealand and South-East Asia Relations, Singapore, 2004.

6. Composition of Trade Australia, Canberra, May 2008

7. Department of Foreign Affairs and Trade. Bilateral relations. Australia – Indonesia Relations; The Hon Stephen Smith MP Australian Minister for Foreign Affairs. Australia, ASEAN and the Asia-Pacific. 18 July, 2008, Lowy Institute, Sydney (www.dfat.gov.au)

8. The Straits Times, Singapore 2007-2008