Австралия, Новая Зеландия и АСЕАН |
17.12.12 22:57 | |
Отношения Австралии и Новой Зеландии в АСЕАНЗаказникова Е.П. В 2007 г. Исполнилось 40 лет плодотворного, хотя и далеко не безоблачного, сотрудничества Австралии и Новой Зеландии с АСЕАН, охватив, таким образом, весь период существования данной организации. Основными направлениями кооперации этих соседних стран оставались их взаимовыгодные торгово-экономические связи и взаимодействие в сфере безопасности. Последнее было особенно актуальным в условиях активизации террористических экстремистов как внутри ряда государств ЮВА, так и, главным образом, в международном масштабе. В этих условиях Австралия и Новая Зеландия регулярно участвовали в заседаниях Регионального форума безопасности АСЕАН, осуществляющего мониторинг ситуации. А также – такой новой формой сотрудничества в этой области, как организация Межрелигиозных диалогов представителей различных конфессий, третий из которых был проведён в 2007 г. в Новой Зеландии, а четвёртый в 2008 г. – в Камбодже. Из стран АСЕАН наиболее тесные контакты с Австралией и Новой Зеландий осуществляла Индонезия, ставшая главным объектом действий филиала «Аль-Каиды» в регионе – организации «Джемах Исламия», от которой пострадали и туристы данных государств. В ноябре 2006 г. было заключено австралийско-индонезийское соглашение о сотрудничестве органов безопасности, по месту своего подписания получившего название Ломбокский договор. В результате удалось резко ослабить деятельность Дж. И., и уже с 2006 г. в Индонезии не произошло ни одного теракта. В том же году были завершены переговоры о заключении нового, вместо аннулированного Индонезией в 1999 г. военного договора. И в феврале 2008 г. австралийский парламент ратифицировал соглашение о безопасности государственных границ этих стран. Министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда расценил его как переход двусторонних отношений на новый уровень, а его австралийский коллега Стивен Смит – как исторический момент в этих отношениях. В начале 2008 г. премьер-министр Австралии Кевин Радд нанёс официальный визит в Индонезию, в ходе которого он объявил об ассигновании этой стране крупной денежной суммы с целью борьбы с бедностью как меры, способствующей миру, спокойствию и процветанию в регионе, и намерении продолжать выполнение программы финансирования Индонезии. Развивались и торгово-экономические связи двух субрегионов. Объём товарооборота возрос с 41 млрд. долл. в 2006 г. до 47 млрд. долл. в 2008 г., ЮВА практически делила второе место после Европейского союза в австралийском экспорте. Вскоре после указанного визита Рада в Юго-Восточную Азию отправился Стивен Смит для участия во встрече министров иностранных дел Восточноазиатского саммита и в очередном заседании АРФ. И накануне своего отъезда он заявил, что АСЕАН имеет для Австралии особую экономическую и стратегическую важность, и их отношения никогда не имели такого потенциала. Вместе с тем, в 2008 г. руководитель Австралии выдвинул идею создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой, по образцу Европейского союза, организации, которая будет отражать растущее значение этого региона и воплощать более широкое понимание перспектив, чем существующие АТЭС, АСЕАН и Восточноазиатский саммит; она должна охватывать весь регион, включая США, Японию, Китай, Индию и Индонезию, хотя Радд и допускал возможность продолжения деятельности данных объединений или включение в их состав проектируемой организации. Начало глобального финансово-экономического кризиса в конце третьего квартала 2008 г. внесло свои коррективы в отношения Австралии и Новой Зеландии с АСЕАН. В целом последствия кризиса для данных стран были различными. Для ключевой шестёрки ЮВА они выразились, в основном, в снижении темпов роста ВВП. В Австралии после 17 лет беспрецедентного роста наступила рецессия, на 11% снизился уровень иммиграции в эту страну. Вместе с тем, по сравнению с США и Японией, где экономический рост стал отрицательным, положение Австралии было гораздо более благополучным. И, согласно отчёту Всемирного экономического форума, в рейтинге десятков мировых финансовых центров Австралия, в 2008 г. занимавшая 11-ое место в 2009 г. поднялась на 2-ое место. Аналогичная устойчивость к ударам кризиса отмечалась и в Новой Зеландии – по данным Всемирного банка и Международной корпорации, в рейтинге на наличие благоприятных условий для предпринимательской деятельности это государство получило 20ое место, первым был Сингапур. В целях совместного преодоления последствий кризиса в марте 2009 г. Австралия и Новая Зеландия договорились укреплять экономическое сотрудничество. С тем же намерением эти государства организовали в августе 2009 г. в н. Кэрн саммит Форума тихоокеанских островов. Председателем встречи был Радд, предложивший в качестве главной темы дискуссии развитие свободной торговли в регионе, а также проблемы кризиса и изменения климата. Но ряд представителей Форума, в том числе Соломоновых о-вов, выступил против выработки Соглашения о свободной торговле, заявив, что это будет выгодно только для Австралии и Новой Зеландии, подминающих под себя другие страны ФТО. При этом они ссылались на события на Фиджи, где известную активность проявила Австралия. Эти представители предложили достичь лишь конкретного соглашения об экономическом сотрудничестве. В своём заключительном коммюнике саммит ФТО потребовал от мирового сообщества принятия мер по сокращению эмиссии углекислого газа, негативно меняющей климат в странах Форума. Более удачными для Австралии и Новой Зеландии оказались результаты состоявшегося в конце февраля – начале марта 2009 г. в Таиланде 14-го саммита АСЕАН. На нём, в частности, рассматривался вопрос либерализации торговли с этими государствами, добивавшимися этого начиная с 2005 г. Данный форум принял решение заключить договор о свободной торговле с Австралией и Новой Зеландией (ранее он уже был подписан с Китаем, Японией и Южной Кореей), что открывало перед ними широкие возможности доступа к огромному рынку с населением почти в 600 млн. человек. Министр торговли Австралии назвал подписание этого документа историческим моментом для экономики страны, квалифицировав его как самый крупный договор, когда-либо заключавшийся Австралией и первый такого рода с начала кризиса. Саммит принял также ряд других важных, касающихся ситуации в ЮВА, решений. Однако выполнить намеченную программу полностью не удалось в связи с обострением политической ситуации в Таиланде, куда он был перенесён с Филиппин, где должен был состояться в конце 2008 г. Из-за изменения сроков созыва саммита на него не смогли прибыть представители Японии, Китая, Всемирного банка и ряда других международных организаций. И, поскольку, встреча проходила в указанном составе, возникла необходимость второго раунда саммита, запланированного на апрель. Но в марте в Бангкоке, а затем и в некоторых других районах страны развернулись антиправительственные выступления оппозиции, и вновь пришлось менять дату и место его проведения. Тем не менее, несмотря на принятие властями меры безопасности, этот план был сорван. И саммит был перенесён на сентябрь. Но, когда стали прибывать приглашенные на него лица, оппозиционеры заблокировали отели, в которых они находились, и саммит вновь был отложен. Неспокойной была и обстановка в Малайзии и Мьянме. Но наиболее драматичной она стала в Индонезии, где после нескольких мирных лет вновь прогремели мощные взрывы в двух столичных отелях, от которых пострадали граждане 8 государств. Среди 9 погибших было два австралийца и один новозеландец, 18 иностранцев получили ранения. Причём это имело место всего лишь через несколько дней после переизбрания Б.С. Юдхойоно на посту президента страны. Кевин Радд выразил глубокое сожаление народу Индонезии и предложил помощь по ликвидации последствий теракта и розыску преступников. Уровень террористической угрозы был повышен и в Австралии в связи с тем, что после проведения полномасштабной операции полиции Мельбурна удалось арестовать 4 исламиста-смертника, планировавших нападение на одну из военных баз города. Все эти обстоятельства негативно повлияли на уровень торгово-экономических связей данных субрегионов, но они продолжались. Возможности сотрудничества стороны имели и на международной площадке – в ряде состоявшихся в 2009 г. мировых экономических форумах. Из них особенно важным было участие в саммитах «большой двадцатки», в состав которой вошли Австралия и Индонезия. Это свидетельствовало о возросшей потребности интеграции усилий различных стран в поисках путей преодоления последствий глобального кризиса. Показателен был и такой факт, как присоединение Европейского союза к так называемому «неагрессивному» пакту – Балтийской декларации 1976 г., состоявшееся на 17-ой встрече глав МИД АСЕАН и ЕС. Данный акт расширял возможности политического и экономического сотрудничества подписантов с государствами Юго-Восточной Азии. Такое же намерение, по словам директора внешнеполитического ведомства Таиланда, выразили с США, планируя присоединиться к этому пакту на ближайшем саммите АСЕАН. В этой связи весьма своевременной стала растущая активность России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Об этом свидетельствовало, прежде всего, принятие решения о проведении в России саммита АТЭС в 2012 г., с чем согласились участники этой организации, а также происходившее в последние годы укрепление политических, экономических и военно-технических связей России с государствами ЮВА и политико-экономических – с Австралией. Развитию данного процесса способствовал состоявшийся в 2007 г. визит президента Путина в Австралию в рамках проходившего там очередного саммита АТЭС. В марте 2099 г по приглашению правительства Австралии состоялся официальный визит делегации РФ в эту страну. Глава делегации председатель Совета Федерации С. Миронов был приглашён выступить в парламенте на тему глобального финансового кризиса. В Канберре состоялась также встреча Миронова с К. Радом. Стороны позитивно охарактеризовали характер российско-австралийского взаимодействия, его конструктивную и деловую тональность. Они отметили, что между двумя странами не существует вопросов проблемного плана, а возникающие время от времени вопросы решаются путём диалога в обстановке взаимопонимания. С. Миронов назвал конструктивным диалог между президентом РФ Д. Медведевым и премьер-министром Австралии. Он выразил мнение, что парламентарии обоих государств вносят большой вклад в развитие и углубление двусторонних отношений в различных областях. Участники встречи высказали уверенность в том, что законодатели должны ориентировать правительства на более активную работу по реализации имеющихся договорённостей о развитии сотрудничества. С. Миронов отметил, что Австралия – один из перспективных партнёров России в АТР и высказался за дальнейшее развитие торгово-экономических связей между ними. Вместе с тем, он подчеркнул, что двусторонний товарооборот не соответствует потенциальным возможностям сторон. На встрече обсуждалась также идея К. Рада о создании новой региональной структуры в АТР. С. Миронов выразил суждение что любые подобные образования должны быть, прежде всего, нацелены на укрепление мира, стабильности и сотрудничества в данном регионе и базироваться на коллективных началах. Эта идея, сказал он, требует дополнительной проработки. Росту взаимопонимания России со своими соседями по региону содействовал состоявшийся в ноябре 2009 г. – впервые за предшествующие 40 лет – визит лидера страны в Сингапур, где проходил очередной саммит АТЭС. Происходивший в юбилейный 20-летний год создания этого объединения, он обсудил широкий круг экономических и экологических проблем. А также стал удобным поводом для решения многих двусторонних проблем между Россией и странами АСЕАН. Но выполнялись и заключенные ранее соглашения. Так, в январе 2009 г. в Индонезию прибыл последний из заказанных ею в России трёх истребителей Су-3027; вместе с закупленными в 2003 г. число этих самолётов составило 10. Россия, вместе с 16 другими государствами, оказала помощь в преодолении разрушительного землетрясения на Суматре в конце сентября – начале октября 2009 г., которое сопровождалось многочисленными человеческими жертвами. Во Вьетнаме много лет действует российский Тропический исследовательский центр, который осуществляет научно-техническое сотрудничество двух стран. В мае Вьетнам заявил о намерении заказать РФ поставку 8 истребителей Су-30МК2 без вооружения и 6 подлодок стоимостью 1,8 млрд. долл. В Ханое было также подписано соглашение «Газпрома» с вьетнамской компанией о передаче Вьетнаму технологии извлечения газа из угольных пластов в бассейне Красной реки на севере страны. В январе 2009 г. состоялся визит С. Миронова в Лаос для обсуждения вопросов сотрудничества в области гидроэнергетики и геологоразведки. Российский «Вымпелком» в мае 2009 г. запустил сеть услуг сетевой связи в Лаосе и Камбодже. В связи с подготовкой предстоявшего визита главы РФ. Д.А. Медведева в Сингапур для участия в саммите АТЭС в марте 2009 г. в Москву был приглашён министр иностранных дел этой страны Джордж Ео. В беседе с его российским коллегой С. Лавровым стороны отметили значительный прогресс в развитии двусторонних отношений и подтвердили намерение повышать уровень политического диалога, активизировать торгово-экономические и научные связи. Они обсудили ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и пути наращивания партнёрского диалога между Россией и АСЕАН. Было подчеркнуто большое значение скорейшего принятия положительного решения об участии РФ в Восточноазиатских саммитах и форуме Азия-Европа (АСЕМ) как признания роли РФ в регионе. Они констатировали близость или сходство подходов к международным проблемам, осудив терроризм во всех его проявлениях, и высказались за углубление взаимодействия в борьбе с этим явлением. Правительство Сингапура стало первым официальным партнёром России по консультациям в связи с подготовленным в РФ списком активов, которые могут быть привлечены в течение ближайшего времени. Россия особенно приветствовала инвестиции этой страны в нефтегазовый сектор, инфраструктуру, недвижимость, морские порты и аэропорты. Суверенные фонды Сингапура, объём которых превышает 400 млрд. долл., в 2005-08 гг. уже осуществляли инвестиции в ряд российских проектов. Министр-наставник Сингапура Ли Куан Ю совершил очередной визит в Россию, в ходе которого встречался в премьер0министром В.В. Путиным. В октябре 2009 г. в Москве с визитом находился султан Брунея Хасан Балкиах, впервые побывавший в России в 2005 г. Переговоры с российскими официальными лицами были направлены на установление, прежде всего, военно-технологического сотрудничества сторон. А именно – приобретения вертолётов КА-52. а также – в нефтегазовой сфере в условиях постепенного истощения запасов этих ископаемых в данной стране. В 2008 г. двусторонний товарооборот составлял лишь 800 тыс. долл., а 2009 г. он сократился примерно вчетверо, но планируется довести этот уровень до 50-75 млн. долл. В июле 2009 г. премьер-министр Новой Зеландии Джон Ки завил в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС, что Россия является для его страны важным экономическим рынком, и он хотел бы дальнейшего развития взаимовыгодных торговых отношений. Лидер страны сказал, что среди жителей Новой Зеландии существует большой интерес к культуре и истории России. В связи с исполнившимся в 2009 г. 200-летием установления первых контактов между Россией и Вануату посол РФ в этой стране выразил заинтересованность в развитии двусторонних отношений. В России идёт всё более интенсивная подготовка к приёму АТЭС с превращением Приморья в главную площадку для его проведения. В частности, в декабре 2008 г. во Владивостоке прошёл третий международный экологический форум «Природа без границ», куда прибыли 600 специалистов, представляющих общественные организации и государственные структуры из 8 стран – России, КНР, Японии, США, Германии, Австралии, Вьетнама и Монголии. Они обсуждали проблемы эффективного природопользования. А в сентябре во Владивостоке открылся седьмой международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы», в котором участвовали десятки звёзд российского и иностранного кинематографа. В программу фестиваля вошли фильмы 13 стран, в том числе России, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Филиппин, Индии и других государств, представивших 600 картин, из которых было показано 200. В ноябре 2009 г. Д.А. Медведев присутствовал на состоявшемся в Сингапуре саммите АТЭС. В январе 2010 г. С. Миронов в течение недели находился в Малайзии и Сингапуре в рамках межпарламентских контактов. Сингапурская программа началась с открытия 18-ой сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ), понимаемого как продолжение форума АТЭС. Открыл его этот представитель России, в своём выступлении отметивший необходимость воздания оптимальной архитектуры сотрудничества и безопасности. Он назвал Сингапур «перекрёстком между Тихим и Индийским океаном, где обе страны могут успешно продвигать совместные бизнес-проекты». Итогом этого визита стало укрепление позиций России в данных странах.
|