Австралия и Россия в АТЭС
17.12.12 23:03

Австралия, Новая Зеландия, Россия в АТЭС

Стефанчук Л.Г., к.и.н., ИВ РАН

Австралия и Новая Зеландия – инициаторы создания Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Идею предложил премьер-министр Австралии Б. Хоук в 1967г. Организация возникла как форум по обмену мнениями, а ее рекомендации, в отличие от других международных организаций, например, ВТО, не носят обязательного характера. Первая встреча состоялась в ноябре 1989г. в Канберре – столице Австралии. На нее собрались 26 министров из 12 стран: США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Республики Корея, Брунея, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин. В 1991г. присоединились Гонконг, Китай, Тайвань; в 1993г. – Мексика и Папуа – Новая Гвинея, в 1994г. – Чили. В 1998г. – Россия, Вьетнам, Перу. Стать членами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества выразили желание такие страны как Индия, Монголия и ряд других. Однако в АТЭС (вероятно, в связи с ее бурным развитием) до 2008г. действовал мораторий на прием новых членов. Затем мораторий продлили еще на три года, обуславливая такое решение тем, что у форума нет единства в определении критериев для приема государств в члены АТЭС.

Постепенно форум перерос в саммит глав-государств. В настоящее время он насчитывает 21 государство, а также Гонконг и Тайвань. Здесь проживает треть мирового населения, производится около 60% мирового ВВП, на него приходится до 50% мировой торговли. Несмотря на свою относительную молодость, АТЭС может соперничать по своему влиянию с Европейским Сообществом и НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле). Широта охвата – одна из отличительных черт АТЭС. В эту организацию входят страны разного уровня развития – от высокоразвитых в экономическом отношении, таких, как США и Япония, до слаборазвитых – Чили, Папуа – Новая Гвинея.

Такая разнородность стран – членов Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества способствует развитию взаимовыгодных торговых отношений, созданию благоприятного инвестиционного климата, хотя подчас и вносит в эти отношения определенные трудности. Ценно, что менее развитые в экономическом отношении государства получают солидные капиталовложения, в основном из США, Японии и Китая.

В условиях глобализации АТЭС становится одним из двигателей этого мирового процесса, мощным фактором его ускорения. Постоянное взаимодействие стран-участниц, безусловно, помогает установлению открытой торговой системы; способствует их экономическому росту, улучшению социально-экономических условий жизни населения. Экономическая зона Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества – наиболее динамично развивающаяся часть планеты, ей предсказывают в дальнейшем роль лидера на мировой арене. Так, несмотря на азиатский финансовый кризис 1997г., за 10 лет своего существования (1989-1999гг.) совокупный национальный доход членов АТЭС вырос на одну треть (на 26% в развитых странах и 83% – в развивающихся). Общемировые показатели за данный период составляли 24% для развитых стран и только 11% – для развивающихся. Стремясь максимально расширить свободную зону для продвижения капиталов, правительства стран – участниц АТЭС принимают меры по упрощению визового режима предпринимателям, созданию комфортных условий бизнесу. Сингапур и Новая Зеландия, к примеру, по различным рейтингам, проведенным международными экономическими организациями, занимают первые места в списке стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. В русле этой политики АТЭС планирует устранить к 2020г. всяческие барьеры на пути свободного движения капиталов, товаров и услуг. По прогнозам специалистов, к этому времени суммарный ВВП этих стран (по паритетам покупательной способности валют) достигнет двух третей мирового производства.

Обозначенные в заглавии страны – абсолютно разные по своему экономическому и политическому потенциалу, историческому прошлому, культурным традициям. Правда, у Австралии и Новой Зеландии, конечно, есть некая историческая общность – обе страны в прошлом колонии Великобритании, а ныне члены Содружества. Они тесно связаны между собой своей ролью в Южно-тихоокеанском регионе, географической близостью. Австрало-новозеландская экономическая интеграция началась еще в 60-х годах прошлого века в связи со стремлением Великобритании (бывшей основным рынком сбыта для обеих стран) вступить в Европейское экономическое сообщество. В январе 1966г. Новая Зеландия и Австралия подписали соглашение о свободной торговле. Оно было взаимовыгодным: первая получила для своих товаров более широкий доступ на австралийский рынок, в свою очередь, инвестиции и готовая продукция Австралии потекли в Новую Зеландию. В начале 80-х годов было разработано новое соглашение, нацеленное на постепенную ликвидацию барьеров между двумя странами, отмену импортных пошлин, свободный визовый режим. Предпринятая экономическая интеграция расширялась и укреплялась. В 2001г. Австралия и Новая Зеландия первыми подписали соглашение о содействии вкладыванию капитала и развитию региональной торговли с государствами – участниками АСЕАН. В результате южно–тихоокеанские страны Австралия и Новая Зеландия могут служить примером результативного делового сотрудничества государств – членов АТЭС. Непосредственная связь между ними настолько тесная, что жители их могут беспрепятственно переселяться из одной страны в другую, не теряя при этом льгот, которыми они вправе пользоваться на родине. Эти страны являются наиболее активными членами АТЭС, поскольку вследствие издавна сложившихся особенностей своей экономики кровно заинтересованы в либерализации торговли, в свободном рынке труда, капиталов и услуг. Им (особенно Новой Зеландии) важны всемирное развитие туризма, создание региональных центров по обучению студентов и т.д.

Для Новой Зеландии политика, которую проводит АТЭС, приоритетная. Страна председательствовала на VП саммите организации в 1999г., где были одобрены принципы форума по стимулированию конкуренции и поэтапному дерегулированию экономики. Сама Новая Зеландия в середине 80-х годов осуществила кардинальные реформы, превратившие ее в одну из самых свободных стран мира в области экономического развития. «Для Австралии,- как пишет российский австраловед А. Архипов, – АТЭС, служит важным форумом для встреч и дискуссий с ее региональными партнерами по вопросам либерализации и облегчения торговли и инвестиций. Организация направляет свою активность на то, чтобы обеспечить товарам и инвестициям более легкое преодоление национальных границ… АТЭС открывает возможность поддержания тесных отношений с главными торговыми партнерами Австралии» [2].

Австралия председательствовала на XV саммите в 2007г., в Сиднее, где присутствовало пять тысяч человек. Ею была предложена в качестве основной темы – борьба с глобальным загрязнением атмосферы и в целом – окружающей среды, сохранение и расширение с этой целью лесных массивов. Австралия считает заботу об экологии – одной из первейших задач правительства. Однако таковой ее полагают в основном богатые государства, у бедных, по их мнению, есть более насущные проблемы. И потому текст совместного заявления согласовывался вплоть до закрытия совещания. Это не удивительно. Как известно, Киотский протокол, касающийся выбросов парниковых газов, так и не подписали крупные страны АТЭС – сама Австралия, США и Китай. В окончательной резолюции форума по данному вопросу говорилось, что «подготовка к будущим климатическим изменениям должна учитывать различие в экономических и социальных условиях». Непосредственных решений по сокращению выбросов газа в атмосферу принято не было. Это сложная проблема требует длительных согласований. Она поднималась и на форуме, проходившем в ноябре 2009г в Сингапуре, и на конференции ООН, состоявшейся в Копенгагене в декабре 2009г. Консенсус так и не был достигнут. В Австралии, однако, в качестве конкретных шагов было намечено сокращение энергоёмкости, по крайней мере, на 25% к 2030г. Имело место некоторое препирательство между крупными и небольшими государствами. Первые упрекали коллег в торпедировании реформ по либерализации экономики, вторые выразили недовольство, касающееся датирования ряда отраслей. На Форуме в Австралии было предложено продлить мораторий на приём новых членов. Этой стране хотелось бы сделать рекомендации АТЭС более обязательными, хотя бы в сфере уничтожения налоговых и таможенных барьеров. Ее предложение об увеличении взносов в бюджет, а также придание секретариату АТЭС статуса постоянно действующего органа были приняты единогласно.

Австралия заинтересована в сотрудничестве в рамках АТЭС не только с Новой Зеландией, но и Россией. Несмотря на то, что Австралия и Россия выступают соперниками в экспорте сырьевых и энергетических ресурсов, они могут кооперироваться в ряде областей, например в предоставлении технологии, а также в таких сферах, как образование и туризм. На указанном австралийском саммите в качестве президента присутствовал В. Путин. Он заострил вопрос о препонах, которые возникают на пути российских инвестиций в результате законодательной деятельности правительств США и Западной Европы. Что касается основной задачи организации – создания единой свободной зоны торговли, то Россия заявила, что рассматривает ее лишь в качестве долгосрочной цели. Между тем, следует вспомнить, что еще на Форуме в Индонезии в ноябре 1994г. (Россия в то время не являлась членом АТЭС), была выработана очень важная декларация, известная как Богорская – именно там проходила вторая встреча лидеров стран АТЭС. Результатом ее стало подписание обязательств – отменить все препятствия для свободного проникновения товаров и услуг, а также инвестиций в страны-участницы к 2020г. Развитые страны обещали выполнить это условие к 2010г.

Во время своего пребывания в Австралии В.Путин встретился с русской диаспорой. Он отметил, что за последние 15 лет ситуация существенно изменилась в сторону потепления отношений между двумя странами, подчеркнув одновременно, что Россия выделяет некоторую сумму на поддержку соотечественников за рубежом. В беседе с русскими эмигрантами Путин коснулся и положительной роли церкви в сплачивании прихожан.

Россия вступила в АТЭС в 1998г, успев вскочить в последний вагон уходящего поезда: с этого года начался длительный мораторий на прием в организацию новых членов. Россия заинтересована в членстве в АТЭС, так как на долю ее участников приходится до 20% российской внешней торговли и около 25% – иностранных инвестиций. Российская активность в рамках организации год от году растет. Работа в этом направлении основывается на концепции «участия России в форуме АТЭС», одобренной Путиным в 2002г. Она рассматривает форум как уникальную возможность не только тихоокеанской интеграции, но и конструктивного диалога по ключевым вопросам современности. Россия активно выступает по вопросам безопасности, объединения стран – участниц форума в борьбе с мировым терроризмом. В связи со стихийным бедствием в районе Индийского океана в 2004г. Россия предложила начать сотрудничество в деле реагирования на стихийные бедствия и ликвидации их неблагоприятных последствий. По ее инициативе была создана группа экспертов для анализа чрезвычайных ситуаций, первая встреча которых состоялась с участием МЧС России в мае 2005г.

Традиционными стали также встречи в период ежегодных саммитов главы российского правительства с членами Делового консультативного совета АТЭС. Расширяется участие России в совещании отраслевых министров по энергетике, устойчивому развитию в области охраны окружающей среды, освоения и использования океанических ресурсов, регионального сотрудничества в сфере науки и технологий, связи и информатизации. Состоялись встречи министров по проблемам малого и среднего бизнеса, развитию трудовых ресурсов, горнодобывающей промышленности, финансов, торговли, транспорта, туризма, а также по вопросам образования и здравоохранения. Растет число атэсовских мероприятий, проведенных на территории России. Так, например, в 2002г. в Москве прошли Форум по деловому сотрудничеству в области инновационного предпринимательства, заседание рабочей группы по телекоммуникациям; во Владивостоке – инвестиционная ярмарка, В 2003 г. в Братске работал международный бизнес-семинар, где по инициативе России велся диалог о цветных металлах (ДЦМ). В 2004г. состоялась Международная конференция «Взаимодействие малого и крупного бизнеса». Высокую оценку получили мероприятия во Владивостоке в 2005г. по развитию транспортного сотрудничества, в целях обеспечения транспортных транзитных коридоров, кроссполярных воздушных перевозок. Минтранс вышел с предложениями о формировании единой информационной сети по всем видам транспорта и создании единого информационного центра безопасности мореплавания в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В том же году Россия провела заседание экспертной группы АТЭС по вопросам энергоэффективности и энергосбережения. В 2006г. в Южно-Сахалинске состоялось очередное заседание рабочей группы АТЭС, посвященное энергетике. В 2007г. под председательством России были проведены три заседания ДМЦ, последнее проходило в Австралии, в Аделаиде. В мае того же года во Владивостоке в Центре научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России с АТЭС работала группа специалистов в этой сфере. В Москве прошел симпозиум АТЭС по применению накопленного опыта в ряде областей электронной торговли.

В год вступления в организацию в России возник «Деловой клуб АТЭС», в который входит свыше 70 российских компаний и банков. Российские делегации регулярно присутствовали на ежегодных деловых саммитах для элиты региона. По словам В. Путина, Россия намерена и дальше наращивать свое участие в рабочих органах и программах Форума, вносить вклад в дело экономической интеграции в АТР.

АТЭС уже провел 18 саммитов. Последняя встреча состоялась в 2009г. в Сингапуре. Его последующие форумы заранее запланированы. Так, ХIХ саммит пройдет в Японии в 2010г., ХХ – в США в 2011г., ХХI – в России, в 2012г., ХХII – в Индонезии в 2013г. Ежегодный Форум АТЭС в 1912г. планируется провести во Владивостоке. Проведение саммита, как подчеркнул В. Путин, – это масштабная строительная программа на Дальнем Востоке. Она может рассматриваться как важнейшая антикризисная мера. Уже известно, что саммит позволит создать тысячи новых рабочих мест для его жителей, ибо планируется реализация социальных и инфраструктурных проектов, строительство гостиничных комплексов, деловых центров, спортивных и культурных учреждений, не говоря уже о мостах, очистных сооружениях, дорогах и множестве других необходимых объектов. По мнению политических и общественных деятелей, саммит во Владивостоке, подобно проведенной в СССР в 1980г. первой олимпиаде, станет мощным импульсом, который позволит в короткое время возвести в Приморье целый ряд важных объектов, он – не самоцель, а в первую очередь инструмент для социально-экономического развития региона и повышения уровня жизни населения. Назвав на заседании морской коллегии в Восточном российский Дальний Восток «воротами в мир», вице-премьер Сергей Иванов подчеркнул, что Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня задает самые высокие стандарты, которым наш Дальний Восток должен соответствовать, то есть быть конкурентоспособным в мировом масштабе. Именно в этом – сверхзадача организации саммита во Владивостоке.

Губернатор Сергей Дарькин предложил провести саммит не в ноябре, как это бывает обычно, а в сентябре, когда заканчивается пора летних тайфунов и наступает золотая приморская осень. Отвечая в Восточном на вопросы журналистов, он заявил, что Приморье уже готово ко всем мероприятиям в рамках подготовки к саммиту – как чисто организационным, так и строительным. Кроме того, губернатор сообщил, что в крае началась подготовка кадров, необходимых для подготовки и проведения саммита: «Это большая работа, мы уже открываем новые специальности в университетах. Саммит АТЭС станет отличной возможностью для молодежи проявить себя» [3]. Комплекс на острове Русский должен быть построен как университет, а уже во вторую очередь – как место, где будет проведен форум. Это должен быть современный, комфортный, функциональный университет, который станет одним из лучших учебных заведений не только для российских, но и для зарубежных студентов. В программу включено также создание медицинского центра и театра оперы и балета. Но главные объекты программы превращения Владивостока в центр международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе – это строительство системы по обеспечению водоснабжения города, реконструкция центральной системы канализации, очистных сооружений, комплекса по переработке и утилизации твёрдых бытовых отходов. Поскольку в городе отсутствует необходимая для таких мероприятий инфраструктура, то начинать приходится практически «с нуля». Программа включает сооружение моста через Золотой рог и автомобильной дороги, соединяющей мост с районом бухты Патрокл, реконструкцию аэропорта, автодороги, автомагистрали общегородского значения, строительство улично-дорожной сети острова Русский. Четырехполосный мост длиной 1,8 километра, который соединит Владивосток с островом, откроют 1 апреля 2012г.

Стоимость программы оценена в 285 млрд. рублей, из которых 202 млрд [4]. дает федеральное правительство. Прогнозы, что из-за кризиса в России будут свернуты инфраструктурные стройки, не подтвердились. На треть сократилось финансирование, поэтому все проекты прошли тщательный отбор, а предпочтение отдали почти законченным объектам и стройкам, имеющим международное значение. Поставлена точка в завершении строительства мостов, многие из которых начали возводить еще в советское время. Этой осенью сданы четыре последних долгостроя. Предстоящий саммит АТЭС во Владивостоке и сочинская Олимпиада в 2014г. заставили решать транспортные проблемы этих городов.  Через три года транспортная инфраструктура Владивостока будет отвечать мировым стандартам. Строительством на Дальнем Востоке заинтересовались корейские и австралийские фирмы. Дальневосточный регион, по словам чрезвычайного посла Австралии в России Маргарет Туми, является для руководства Австралии «приоритетным». Австралийскую делегацию заинтересовала возможность участия в дорожном строительстве, тем более, что Австралия, как и Республика Корея, уже имеют опыт проведения саммита АТЭС. В частности, как отметила Маргарет Туми, австралийские проектировщики являются одними из лучших в мире, и их опыт может быть использован для подготовки объектов АТЭС.

В рамках саммита АТЭС президент России выступит на Деловом консультативном совете, объединяющем представителей мирового бизнеса, а также проведет ряд двусторонних встреч, в том числе с президентом США Бараком Обамой и председателем КНР Ху Цзиньтао. В рамках саммита также намечена встреча Д. Медведева с премьер министром Японии, Юкио Хатоямой, в ходе которой предполагается обсудить проблему Южных Курил. В повестке дня планируется обмен мнениями по общей ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, диалогу Россия-Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), роли форума АТЭС в региональных делах, а также по возрастанию влияния новых образований: Восточноазиатских саммитов и форума «Азия-Европа». Актуальным представляется также обсуждение обстановки на Корейском полуострове и иранской ядерной программы, путей ближневосточного урегулирования, положения в Афганистане и Ираке.

Россия уделяет особое внимание подготовке к председательству в АТЭС в 2012 году. «Мы сделаем все необходимое, чтобы саммит АТЭС во Владивостоке прошел результативно и на высоком уровне» [5], – отметил Медведев. Участие России в многогранной деятельности АТЭС, способствует активному вовлечению потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции. И главное – помогает формированию в стране рыночной экономики, равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми лидерами по решению важнейших актуальных задач глобального хозяйственного развития.

Учитывая достижения АТЭС в прошлом, можно предположить, что все, взятые на себя задачи, касающиеся в основном свободного торгово-инвестиционного режима, скорейшей индустриализации ряда стран– участниц, а также борьбы с международным терроризмом, эта организация в первой трети нынешнего столетия успешно выполнит.

Источники и литература:

1.2009 World Development Indicators, Washington, 2009, pp. 14-16, 204-206.

2.В.Я. Архипов. « Австралия в мировой экономике» М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005, стр .75.

3. Архив. № 2217, 28 сентября 2009г. http://vladnews.ru/2217/Glavnoje/Moskva1980_Vladivostok2012_Sochi2014

4. См. Пресс-релизы. Рубрика Подготовка к саммиту АТЭС http://www.rian.ru/trend/APEC http://www.newsru.com/finance/03mar2009/vladivostok2012.html

5. Интернет газета «Дни ру». 13 ноября 2009г. http://www.dni.ru/polit/2009/11/13/179271.html