Южнотихоокеанский регион в годы мирового кризиса |
19.12.12 00:20 | ||||||||||||||||||||||||
Страны Южнотихоокеанского региона в годы мирового кризисаПале С.Е. Южнотихоокеанский регион (ЮТР) простирается от восточных берегов Австралии до западных берегов Америки. Несмотря на огромную площадь, которую занимает Океания (это еще одно название ЮТР, как правило, отграничивающее Австралию и Новую Зеландию от остальных, гораздо более бедных и маленьких стран южной части Тихого океана), в регионе проживает примерно 10 млн жителей в пятнадцати островных государствах, получивших независимость в 1960-1980-х гг., и десяти зависимых территориях, до сих пор остающихся в составе Франции, США, Новой Зеландии и Австралии. Океания делится на три субрегиона – Полинезию (главный игрок здесь Франция), Микронезию (почти полностью подчиненную США) и Меланезию (официально свободную, но под бдительным присмотром «большого брата» – Австралии). Океания представляет собой беднейший регион на планете, разделяя эту участь со странами Карибского бассейна, так как на основной части атолловых или вулканических островов Полинезии и Микронезии отсутствуют минеральные ресурсы, – соответственно, нет и производства. А в богатой полезными ископаемыми Меланезии, острова которой «откололись» от австралийского континента, экономическому развитию препятствуют постоянные вооруженные конфликты, связанные с борьбой за власть. В итоге истинными хозяевами океанийских экономик оказался иностранный (прежде всего, австралийский) капитал. Из пятнадцати независимых стран Океании всего шесть обладают собственными валютами, ориентированными на курс австралийского доллара: это Папуа – Новая Гвинея, Вануату, Фиджи и Соломоновы Острова в Меланезии, а также Самоа и Тонга в Полинезии. Доллар США принят в качестве официальной валюты в государствах и зависимых территориях Микронезии: в Американском Самоа, на Маршалловых Островах, Северных Марианских Островах, Гуаме, в Федеративных Штатах Микронезии и Палау. Государство Тимор-Лесте в Индийском океане, которое до 2002 г. было провинцией Восточный Тимор в составе Индонезии, также предпочло перейти на доллар США после обретения независимости. В Полинезии на принадлежащих Новой Зеландии Островах Кука, Островах Питкэрн, Ниуэ и Токелау принят новозеландский доллар. Австралийский доллар является официальной валютой в трех независимых странах в центральной части Океании – Кирибати, Науру и Тувалу, а также на зависимых территориях – Острове Рождества, Кокосовых Островах и на острове Норфолк. В трех французских владениях – Новой Каледонии, Французской Полинезии и на островах Уоллис и Футуна официальной валютой выступает тихоокеанский франк, прикрепленный к курсу евро. В 2000-х гг. главными игроками в ЮТР были Австралия, Новая Зеландия, Франция, США, Япония, Китай и Тайвань. Эти страны также стали основными донорами бедных южнотихоокеанских экономик. Централизованным распределением экономической помощи в ЮТР занимается крупнейшая региональная организация – Южнотихоокеанский форум (ЮТФ, англ. South Pacific Forum), который начал свою работу в 1971 г. В 2000 г. он был переименован в Форум тихоокеанских островов (ФТО, англ. Pacific Islands Forum). Во избежание путаницы эта организация будет далее именоваться «Форумом». Полноправными участниками Форума выступают независимые государства ЮТР, включая Австралию и Новую Зеландию, а зависимые территории наделены статусом наблюдателей. Преследуя собственные интересы на Тихом океане, в начале 2000-х гг. Австралия, Новая Зеландия, США, Франция, Япония, Китай и Тайвань подпитывали экономики Океании огромными объемами дотаций. К примеру, размер ежегодной экономической помощи со стороны Австралии странам-участницам Форума составлял 0,3% австралийского ВВП (т.е. порядка 2,5 млрд долл. США) [1]. Новая Зеландия, которая, как и Австралия, является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), также выделяла странам-участницам Форума ежегодные дотации в размере 0,3% своего ВВП [2]. В программах помощи также участвовали Индия, Индонезия, Корея, Малайзия, Филиппины и Канада. Австралия закрепила за собой исключительное право на лидерство в регионе – во многом благодаря экономической мощи в сочетании со стремлением расширить зону своего влияния ради обеспечения безопасности собственных границ. Франция, обладающая тремя внушительными по площади территориями в ЮТР, ежегодно вносит существенный вклад в экономику своих владений. О намерениях Франции сохранить за собой гордое имя тихоокеанской державы говорят три саммита с главами океанийских стран, которые Париж провел за свой счет, израсходовав немало средств из госбюджета. США продолжали контролировать Микронезию, направляя в этот субрегион огромные объемы экономической помощи взамен на согласие микронезийцев сохранять американское военное присутствие на своих территориях. Микронезийцы также регулярно выставляли требования о компенсации ущерба, нанесенного ядерными испытаниями США еще в 1950-х гг. И они исправно получали требуемые суммы в обмен на отказ от собственного суверенитета в пользу США. За усиление своего политического влияния в Океании в начале 2000-х гг. боролись Китай и Тайвань; в это время в целом ряде океанийских стран к власти пришли этнические китайцы. Даже премьер-министр Австралии Кевин Радд, который занял пост главы страны в 2007 г., прекрасно говорит на пекинском диалекте – мандарине, а его дочь стала женой австралийца китайского происхождения. Но глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2007 г., не обошел ни одну из стран-доноров стороной. В 2007-2009 гг. поток туристов в Океанию существенно снизился. Соответственно, ВВП многих океанийских государств, в среднем на 30% зависевший от туризма, существенно пострадал. Как страны Океании отреагировали на ухудшение экономического состояния своих доноров? Ослабли ли их позиции в ЮТР? Как переживает регион тяжелые годы? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к предыстории взаимоотношений между странами Океании и их спонсорами, а затем проследить, какие конкретные действия были предприняты в период мирового экономического спада 2007-2009 гг. Океания: независимость и экономика После обретения независимости новые государства Океании одно за другим вступали в Организацию Объединенных Наций (ООН). Почти все они были столь малы, что получили статус «малых островных развивающихся государств», который предусматривает огромные (по местным меркам) объемы донорской помощи. Даже микрогосударство Науру, расположенное на одноименном острове площадью примерно 20 кв. км., где нет официальной столицы, а количество жителей не превышает 12 тыс. человек, в 1999 г. стало 187-м членом ООН. Несмотря на крошечные размеры, малые островные развивающиеся государства считаются полновесными участниками ООН с правом голоса, – это право очень полезно как Австралии, так и Великобритании, а также США и Франции. В 2000-х гг. в борьбу за эти голоса вступили Тайвань и Китай. Китайская провинция Тайвань желала получить независимость от Китая и поэтому остро нуждалась в дополнительных голосах членов ООН; а Китай, в свою очередь, не желал уступать эти голоса Тайваню. Два конкурента устроили настоящий аукцион в Океании, немало обогатив малые островные развивающиеся государства, которые выгодно сыграли на разногласиях между китайцами и тайваньцами. По общему мнению аналитиков, Океания является самым коррумпированным регионом мира, где нет ни одного «чистого» правительства. В поисках дополнительных доходов правительства островных стран испробовали все возможные и невозможные методы. К примеру, меланезийское государство Вануату в начале 2000-х гг. числилось в международном списке стран, занимающихся отмыванием денег. Это государство вместе с «полинезийскими братьями» – Самоа и Тонга также проводили многомиллионные махинации с продажей паспортов этих стран: местное гражданство позволяло въезжать в Европу без визы, а также не платить подоходных и корпоративных налогов, пошлин на состояние, налога на доходы от прироста капитала и прочих сборов. В 2000-х гг. стоимость такого паспорта составляла 1 млн евро. Подобными услугами пользовались все уважающие себя мафии этого мира, в том числе русская. Помимо различных финансовых махинаций на международном уровне, страны Океании вполне легально продавали квоты на геостационарные спутники и регистрировали иностранные суда за минимальную плату. Но после событий 11 сентября 2001 г. Австралия и США пришли к однозначному выводу, что коррумпированные правительства стран Океании представляли собой главную угрозу их безопасности, и приняли надлежащие меры. В итоге были арестованы сомнительные счета оффшорных банков, ведущих свою деятельность в странах Океании, и предприняты реальные действия по проверке виз и паспортов, выдаваемых океанийскими государствами. После этих мер достойным выходом для островитян стала эмиграция. В экономически благоприятный период середины 2000-х гг. потоки туристов в страны Океании из Австралии, Новой Зеландии, Евросоюза, Азии и США достигли своего пика. Следовательно, у островитян появились деньги (по крайней мере, на билеты), и в результате около 1 млн океанийцев переехало на ПМЖ в США, Новую Зеландию и Австралию. Считается, что больше самоанцев поселилось в США, чем осталось на родных островах. Схожая ситуация наблюдалась на Островах Кука и Ниуэ, больше половины населения которых перебралось в Новую Зеландию. В действительности, единственные «чистые» источники доходов для островов, в недрах которых отсутствуют какие-либо полезные ископаемые, это выдача разрешений на лов рыбы в прибрежных водах, а также экотуризм, не требующий больших первоначальных вложений. Продажа почтовых марок и выпуск эксклюзивных монет для небедных филателистов и нумизматов также приносит определенную прибыль. Впрочем, многие океанийские страны порой находят нестандартные решения своих экономических проблем, включая продажу дельфинов в Латинскую Америку, а китов – в Японию. Еще один пример – государство Тувалу, которое применило необычный, но вполне честный подход, продав американцам в 2002 г. свой интернет-домен «tv» за 45 млн долларов США. Для страны с населением 11 тыс человек это была огромная сумма. Но никакие ухищрения океанийцев не смогли существенно повысить уровень жизни на островах и ослабить зависимость от доноров. Несмотря на регулярно увеличивавшуюся экономическую помощь, которую ежегодно предоставляют странам Океании Австралия, Новая Зеландия и Япония, Франция, США, Китай и Тайвань, маленькие островные государства находятся в постоянном поиске средств к существованию. В 2008-2009 гг. эта проблема стала особенно актуальной на фоне общемирового финансового кризиса. О том, какие средства использовали страны Океании и их доноры для удержания баланса, сложившегося в докризисный период, пойдет речь далее. Воздействие глобального кризиса 2008 г. на роль Австралии в ЮТР В 2000-х гг. Австралия стала лидером в ЮТР не только благодаря постоянно растущему объему экономической помощи странам Океании, но и т.н. дипломатии «чековой книжки» (англ. «chequebook diplomacy»). Благодаря закулисным маневрам Австралия смогла провести своего представителя – австралийца Грега Урвина на пост генерального секретаря Форума в 2003-2008 гг. В этот период Г. Урвин способствовал подписанию странами-участницами Форума целого ряда важнейших договоров, которые оказались стратегически и экономически выгодными Канберре. В результате Австралия расширила свое военное присутствие в регионе и окончательно закрепила за собой право первенства не только в традиционной зоне влияния – Меланезии, но и во всей Океании. Но в 2008 г. для Австралии началась «черная» полоса: Г. Урвин скоропостижно скончался, а нараставший глобальный кризис привел к экономическому спаду в Австралии. В декабре 2008 г. года рост австралийского ВВП не превысил 0,1% – этот показатель стал самым низким с 2000 г [3]. Тем не менее, в 2009 г. Австралия предоставила на развитие южнотихоокеанских стран в общей сложности 3,7 млрд австрал. долларов, превысив почти в 1,5 раза обычный объем ежегодных дотаций [4]. Подобное увеличение помощи было обусловлено тем, что общемировой кризис привел и без того бедные страны Океании на грань экономического краха. В первую очередь, как уже говорилось выше, пострадал туристический сектор, от которого больше всего зависели Фиджи, Французская Полинезия, Самоа, Палау, Гуам, Острова Кука, Вануату и целый ряд других стран. Следовательно, помощь Австралии была просто необходима для поддержания островных экономик. К тому же, кризис в странах Океании привел бы к массовой нелегальной миграции островитян в Австралию и Новую Зеландию в поисках средств к существованию. Для борьбы с нелегалами австралийское правительство за пару лет до кризиса утвердило программу сезонных рабочих (англ. Guest Worker Program), в рамках которой островитянам из беднейших стран Океании – Кирибати, Папуа – Новой Гвинеи, Тонга и Вануату предлагались контракты на выполнение различных неквалифицированных видов работ в Австралии сроком на полгода. Но в 2009 г. на фоне кризиса Австралия почти полностью свернула эту программу. Это вызвало бурю негодования со стороны океанийских стран, с одной стороны, а с другой стороны, в самой Австралии в связи с сокращением рабочих мест активизировались различные организации националистического толка, выступающие за возврат к концепции «белой Австралии». Насколько серьезны эти движения, можно судить хотя бы по тому факту, что одной из таких расистских группировок в августе 2009 г. было убито двое темнокожих индийских студентов, обучавшихся в Австралии. Это событие вызвало мировой резонанс и немало усложнило жизнь премьер-министру Австралии К. Радду.
Французский подход к решению экономических трудностей Океании В 2008 г. ВВП Франции снизился примерно на 1,5%, в 2009 г. – на 2,5%, а в 2010 г. ОЭСР прогнозировала его снижение еще на 3,3% [5]. И тогда Франция в лице своего нового президента Николя Саркози пошла уже испытанным путем, который заключался не столько в увеличении финансовых вливаний в океанийские экономики, сколько в идеологической пропаганде. В противовес концепции «белой» Австралии, Франция предложила идею культурного единения и братства между французским народом и народами Океании. Н. Саркози провозгласил «новую эру» во взаимоотношениях Франции c ее южнотихоокеанскими «заморскими странами» [6].
Новая Каледония – это достаточно большой остров в Меланезии, почти полностью состоящий из никеля, права на разработку которого до 2003 г. по большей части принадлежали французскому правительству. Запасы никеля в Новой Каледонии поистине огромны: они являются четвертыми по величине в мире после России (Норильск), Канады и Австралии.
Оба владения – Французская Полинезия и Новая Каледония с совокупным населением не более 500 тыс человек активно добиваются независимости с 1970-х гг. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. Париж с успехом «гасил» эти требования финансовыми вливаниями в развитие инфраструктуры беднейших регионов, а также в сферу народного образования и охраны культурного наследия коренных народов. Со стороны французов регулярно звучали извинения за попрание исторических и культурных традиций туземцев. Но в 2008 г. возможности привычной дипломатии «чековой книжки» существенно сократились в связи с ухудшением экономической ситуации во Франции, и Париж пошел на уступки, расширив автономию французских «заморских стран» в обмен на их отказ от дальнейших требований о предоставлении независимости. В частности, во Французской Полинезии обязанности Верховного комиссара, назначаемого Парижем, были переданы в ведение президента этой «заморской страны». К сожалению, как это часто бывает, большая власть привлекла слишком многих, желающих ее заполучить, и в 2009 г. Французскую Полинезию постиг политический коллапс. Три кандидата на пост президента, каждый из которых уже побывал в этой должности, не могли поделить бразды правления. Гастон Флосс после почти двух десятков лет у власти мог похвастать личными связями с Ж. Шираком, который доводился крестным отцом одному из сыновей Г. Флосса. Образ Г. Флосса символизировал стабильность, но одновременно и упадок. Ему противостоял Оскар Темару, бессменный борец за независимость с тридцатилетним стажем. Однако, став президентом, О. Темару потерял любовь народа Французской Полинезии из-за того, что решил перемесить на его плечи бремя налогов для компенсации поступлений от Франции, составлявших около 20% ВВП территории. Неудивительно, что О. Темару быстро лишился народной поддержки, и его место занял представитель китайского капитала – Гастон Тонг Санг, успевший встретиться с Н. Саркози за несколько дней до его вступления в должность президента Франции и получить в знак ободрения свой кандидатуры 22 млн американских долларов на развитие Французской Полинезии [7]. Так эти три личности и сменяли друг друга, пока, наконец, в 2009 г. Париж не отказал им в очередном финансировании внеочередных выборов. Нестабильность во властных структурах вызвала разлад в обществе. Уменьшение финансовых поступлений от Франции и снижение потока туристов поставило Французскую Полинезию в очень сложное положение. Тем не менее, позиции Франции в этой «заморской стране» по-прежнему прочны, так как ни один из президентов еще не придумал, из какого источника можно получить сумму, достаточную для компенсации ежегодных французских субсидий, составляющих примерно 20% ВВП Французской Полинезии. Позиции Франции не менее прочны в Новой Каледонии, которой был обещан референдум по вопросу о независимости не позднее 2023 г.: к этому времени запасы никеля, возможно, будут уже полностью истощены. Тем не менее, ожидание референдума позволяет сохранять баланс во взаимоотношениях между Парижем и главными сторонниками независимости – коренными новокаледонийцами. Теплым отношениям между Францией и Новой Каледонией также способствует высокий уровень цен на «зеленое золото» (никель), продажа которого ежегодно приносит порядка 10% средств в бюджет этой французской территории. Вливания со стороны Франции в 2009 г. ограничились субсидиями в привычном размере, не превышающем 15% ВВП Новой Каледонии, а дополнительное финансирование было также выделено на проведение Третьего саммита глав стран Океании в столице Нумее [8]. В самом бедном владении Франции – Уоллисе и Футуне проживает всего 15 тыс жителей, которые никогда не выказывали желания лишиться французского суверенитета ни до кризиса, ни тем более во время тяжелого периода. Спонсирование Францией этого заморского владения составляет, как всегда, 99% ВВП. Барак Обама – первый полинезийский президент тихоокеанской державы В 2008 г. Америка с гордостью представила миру своего нового президента – Барака Обаму, на которого возлагалось много политических и экономических надежд. В ходе своей предвыборной кампании Б. Обама завоевал популярность в Микронезии как первый «полинезийский» президент, так как родился он на Гавайях. После вступления Б. Обамы в должность президента США от микронезийских правительств стали поступать обращения с просьбой увеличить спонсирование территорий. Но надежды микронезийцев на увеличение финансовой помощи не оправдались. Американский доллар – официальная валюта на большей части Микронезии – значительно уступил свои позиции австралийскому доллару. Более того, американский Сенат предложил сократить ежегодную государственную финансовую помощь Микронезии с 200 млн долларов до 112 млн в год, но это предложение было отклонено Б. Обамой. Однако Б. Обама одобрил другое предложение – установить строжайший контроль за распределением средств, направляемых в Микронезию. За разбазаривание финансов в 2008-2009 гг. постов лишились несколько губернаторов Маршалловых Островов и Федеративных Штатов Микронезии. Американские аудиторы пересчитывали каждый доллар в отчетах, поступавших из Микронезии.
Чтобы у остальных океанийцев не сложилось ощущения «отверженности», Америка воспользовалась не менее агрессивной идеологической пропагандой, чем Франция. Курт Кэмпбелл, который в 2009 г. был назначен Помощником госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона, неустанно заявлял о единстве судеб американцев и океанийцев, утверждая, что «Америка, без всякий сомнений, тихоокеанская держава» [10]. На открытии программы гуманитарной (но не финансовой) помощи «Тихоокеанское партнерство – 2009» (англ. Pacific Partnership 2009) в г. Апиа, столице Самоа, еще раз подчеркивалось значение неоценимого вклада, который внесли народы Микронезии в развитие США [11].
На борту корабля находились ветеринары, программисты и прочие технические специалисты [12]. Впервые программа гуманитарной помощи «Тихоокеанское партнерство» была учреждена в разгар финансового кризиса в 2007 г. Таким образом, в отсутствие финансов идеологическая пропаганда США действенна тем, что подкрепляется физическим присутствием американцев в Океании. Именно такого маневра недоставало Франции, и поэтому в соревновании по применению идеологических приемов несомненное первенство одержала Америка. «Мягкое» проникновение Китая и Тайваня в регион Одной из главных задач Китая в середине 2000-х гг. было не допустить отделения Тайваня, который добивался от малых южнотихоокеанских островных членов ООН дипломатического признания в обмен на мощную финансовую поддержку. Китай и Тайвань бились друг с другом за голоса южнотихоокеанских членов ООН при помощи надежного приема – дипломатии «чековой книжки». Победителем, конечно же, вышел Китай, чековая книжка которого оказалась более толстой, а амбиции гораздо сильнее. Эти амбиции заставили Австралию усомниться в своем абсолютном превосходстве в ЮТР. В частности, в 2008 г., после временного приостановления членства Фиджи на Форуме по инициативе Австралии и Новой Зеландии, Китай предложил свою помощь этой раздираемой этнополитическими конфликтами стране не только в материальном выражении, но и в области военной охраны ее морских границ. Дело в том, что у бедных океанийских стран нет собственных армий, и они пользуются услугами Австралии, Новой Зеландии, Франции или США за определенную плату. За меньшую плату Китай предложил свои услуги по охране морских границ Соломоновым Островам, Тонга, Самоа, Вануату, Папуа – Новой Гвинее и Островам Кука. В середине 2000-х гг. Китай и Тайвань осуществляли политику вторжения в ЮТР «мягким» способом, который заключается не просто в выделении средств, а в выполнении проектов по строительству образовательных учреждений, больниц, спортивных сооружений и прочих элементов инфраструктуры на островах. Китай и Тайвань предоставляли островитянам гранты на обучение в своих ВУЗах, а также финансировали сферу образования на местах. Единственным непререкаемым условием получения финансовой поддержки от Китая и Тайваня было обязательство привлекать при проведении проектов либо китайских, либо, соответственно, тайваньских специалистов и рабочих, а также закупать материалы непосредственно из Китая или, соответственно, Тайваня. Неудивительно, что капитал и без того богатых китайских и тайваньских общин, десятилетиями проживавших на островах, резко увеличился. Этнические китайцы с большим или меньшим успехом приходили к власти во Французской Полинезии (2006 г.), Кирибати (2003 г., 2007 г.) и на Соломоновых Островах (2006 г.). В Папуа – Новой Гвинее представитель огромной китайской диаспоры Джулиус Чан правил в начале 1980-х гг. и в конце 1990-х гг.
Вопросы экологии в кризисный период Островные государства всегда очень ловко манипулировали вопросами экологии, чтобы получить дополнительные средства от доноров, озабоченных вопросами охраны природы. Главным экологическим бедствием стран Океании считается угроза парникового эффекта, в результате которого уровень Мирового океана повысится и, по прогнозам океанийских ученых, через пятьдесят лет смоет с лица земли несколько островных государств – Тувалу, Кирибати, Острова Кука и Науру, которые, к слову, считаются беднейшими в регионе. Чтобы решить эту серьезную экологическую проблему, правительство Тувалу обратилось к правительствам Австралии и Новой Зеландии с просьбой принять на ПМЖ всех местных жителей, число которых составляет примерно 12 тыс человек. Правительство Новой Зеландии объявило, что примет треть жителей. Правительство Австралии и другие государства Океании также заявили о готовности предоставить помощь Тувалу. В 2008-2009-х гг. правительство Тувалу начало предпринимать меры по переселению граждан в соседнее Ниуэ, которое принадлежит Новой Зеландии и, вероятно, тонуть пока не собирается. Переселившись в Ниуэ и получив новозеландское гражданство, жители тонущего Тувалу могут без виз и прочих препятствий отправляться на работу или на проживание в Новую Зеландию или Австралию. Интересный пример решения экологических проблем представляют собой французские владения в Тихом океане – Новая Каледония и Французская Полинезия. В 2006-2007 гг. Совет Великих Вождей Новой Каледонии обращался в различные международные экологические инстанции с требованием объявить заповедными ряд территорий на том основании, что французы добывают никель карьерным способом, который приводит к эрозии плодородных земель. Целью Совета Великих Вождей было получить в свое распоряжение никелевые месторождения на территориях, которые они предлагали объявить заповедными. Французы оказались хитрее: они передали Великим Вождям только те участки, где нет никелевых месторождений. Во Французской Полинезии экологическая проблема возникла в ходе проведения на ее атоллах порядка 400 ядерных испытаний, которые французы начали в 1962 г. и закончили после закрытия ядерного полигона в 1996 г. Но даже после прекращения испытаний Франция вынуждена выплачивать компенсации за нанесенный экологический ущерб. В 2009 г. Франция потратила примерно 80 млн долларов США [15] на очистку ряда атоллов от радиоактивного загрязнения. Какими бы ни были экологические проблемы стран Океании, они всегда найдут способ решить их с максимальной выгодой для себя за счет Австралии, Новой Зеландии, Франции или США. Финансовые перспективы Океании на 2010 год ОЭСР призвала своих членов увеличить в 2010 г. помощь, направляемую странам Океании, как минимум на 30% [16]. Япония с готовностью поддержала это предложение, так как официальное увеличение финансовой поддержки странам Океании позволит ей неофициально требовать от них больше уступок по многим вопросам.
Франция и США, у которых не намечается перспектив экономического роста в 2010 г., продолжат идеологическую пропаганду в странах Океании. Учитывая масштабное печатание долларов правительством США, возможно, поток американских долларов в Океанию увеличится. Вопрос лишь в том, какой будет мировая инфляция и каким будет курс доллара США в 2010 г. Так как уровень безработицы в развитых странах вряд ли проявит тенденцию к снижению, то самый важный сектор в Океании – туристический будет по-прежнему стагнировать. Следовательно, бедные океанийские экономики продолжат в значительной степени зависеть от доноров и будут с готовностью выполнять их требования. 2010-й год станет решающим для Австралии в регионе. Если австралийский доллар продолжит рост, который начался в конце 2009 г., а курс американского доллара понизится, вполне вероятно, что станет реальностью план австралийского правительства по переходу океанийских экономик на австралийский доллар (по аналогии с переходом стран Европы на евро). Источники и литература: 1. Australian Government, Pacific Regional Aid Strategy 2004–2009 – http://www.ausaid.gov.au/publications/pdf/pacific_regional_strategy.pdf 2. Там же 3. The Age, December 3, 2008 // Economy hits the skids – http://business.theage.com.au/business/economy-hits-the-skids-20081203-6q7e.html?page=-1 4. Australian Government… 5. 2009 DAC Report on Aid Predictability // Survey on Donors’ Forward Spending Plans 2009-2011 – http://www.oecd.org/dataoecd/46/19/43161677.pdf 6. FijiLive, 28/05/2008 // Sarkozy, Tong Sang finally sign deal – http://www.fijilive.com/news_new/index.php/news/show_news/5277 7. Pacific Islands Report, Feb. 27, 2009 // France to subsidize Tahiti economy with $22 million – http://archives.pireport.org/archive/2009/march/03-05-03.htm 8. Pacific Islands Report, March 10, 2009 // Flosse criticizes France’s overseas development plan – http://archives.pireport.org/archive/2009/march/03-12-10.htm 9. Pacific Islands Report, July 17, 2009 // Obama wants full funding for Guam buildup – http://pidp.eastwestcenter.org/pireport/2009/July/07-17-02.htm 10. US Embassy of Samoa, Opening Ceremony for Pacific Partnership 2009 – http://samoa.usembassy.gov/pac_part_opn.html 11. Там же 12. U.S. Pacific Fleet News, 3/3/2009 // Pacific Fleet Announces Pacific Partnership 2009- http://www.navy.mil/search/display.asp?story_id=43115 13. Ведомости, 16.04.2009 // Рост ВВП Китая в I квартале стал минимальным за 10 лет – http://www.vedomosti.ru/newsline/news/2009/04/16/759300 14. Новости Тайваня, 24/02/2009 // В правительстве КР готовятся к худшим показателям ВВП в истории Тайваня – http://www.taivan.ru/taiwan/news/document23870.shtml 15. Pacific Islands Report, January 9, 2009 // France to clean up nuke waste on Hao atoll – http://archives.pireport.org/archive/2009/january/01-12-05.htm 16. 2009 DAC Report on Aid Predictability...
|