Локальные системы обменно-даннических отношений |
19.12.12 01:21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Локальные системы обменно-даннических отношений на центральнокаролинских атоллах в XIX – первой половине XX вв.Чининов И.В. В докладе рассматриваются различные типы обменно–даннических отношений (чулифеимаг – на атолле Волеаи, ху – между атоллами Ламотрек Элато и Сатавал, и др.), существовавших внутри обширной системы савеи, связывающей в единую социальную и экономическую сеть население всех коралловых островов центральной части Каролинского архипелага. Деньги в истории Вануату Пале С.Е., к.и.н., ИВ РАН
История Вануату – это история перехода от каменного века с его непосредственными атрибутами – каннибализмом и отсутствием письменности – к осмыслению сложнейших достижений конца XX в., включая нелегальные финансовые схемы. Как смогло это ничем не примечательное маленькое государство с населением чуть менее 200 тыс человек так быстро освоить науку экономических махинаций? Ведь Вануату – лишь одно из 15 независимых островных государств Южнотихоокеанского региона (ЮТР), которым не удалось достичь того мастерства в осуществлении финансовых маневров, в котором преуспело Вануату. До получения независимости в 1980 г. Вануату носило имя Новые Гебриды: такое название дал архипелагу Джеймс Кук в 1774 г., увидев в очертаниях гор сходство с Гебридскими островами в Атлантическом океане. В эпоху колониального раздела на Новые Гебриды претендовали Великобритания и Франция. В 1906 г. между Лондоном и Парижем было заключено соглашение о совместном управлении островами. Такое совместное владение называлось кондоминиумом[1] и заключалось в создании трех независимых друг от друга административных аппаратов: британского, французского и местного кондоминального. После Второй мировой войны новогебридцы получили право принять гражданство (с целым рядом ограничений) любой из понравившихся им стран – либо Франции, либо Великобритании[2]. Французское влияние на Новых Гебридах было значительно сильнее, чем британское, и ходившая на архипелаге официальная валюта называлась «новогебридский франк». Однако в начале 1970-х гг. равноценным платежным средством стал австралийский доллар. До появления в Вануату европейской денежной системы самыми достойными дарами были свиньи – единственный источник мяса для островитян, и женщины, способные, помимо обеспечения будущей «пенсии» в виде детей, выполнять самую тяжелую работу в доме и на огородах. Свиньи и женщины предлагались вождям в дань уважения, а также служили подношениями на различных церемониях, включая церемонию принесения извинений потерпевшей стороне. Европейцы были не прочь продолжить эту практику натурального присвоения, и в конце XIX в. австралийские работорговцы, базировавшиеся на Новых Гебридах, вывезли более 40 тыс невольников – «черных дроздов», или «черных птиц» (англ. blackbirds) для работы на полях австралийского штата Квинсленд. Все же ни эти, ни другие бесчеловечные действия европейской администрации не вызвали в умах островитян мысль о несправедливости правления метрополий.
Следовательно, ее невозможно было продать. Можно было продать лишь право временного пользования землей, что и сделали вожди в ответ на просьбы европейцев. Эти земли были отведены европейцами под плантации, где выращивались кокосы для изготовления копры, которая и была основным источником дохода. Кокосовые плантации не требовали много земли, но к середине XX в. цены на копру резко снизились, и европейцам пришлось переориентироваться на скотоводство. Это занятие потребовало освоения обширных территорий, и в 1960-х гг. белые поселенцы объявили себя хозяевами почти 30% всех земель архипелага, принявшись расчищать под пастбища джунгли, прилегавшие к плантационным хозяйствам. Это вызвало резкое недовольство местных жителей, заявивших, что «белые» воруют их исконные земли. Протесты привели к созданию первых партий, получивших поддержку в виде частных дотаций либо от французов, либо от британцев. Франкофонное движение «Нагриамель» возглавил яркий и харизматический Джимми Стивенс[3], который поставил своей главной задачей защищать права новогебридцев на их собственные земли. В 1971 г. Дж. Стивенс обратился в ООН с требованием о предоставлении Новым Гебридам независимости.
В ноябре 1979 г., на фоне неутихающих споров между «французами» и «англичанами», на Новых Гебридах прошли всеобщие выборы. Неоспоримое первенство по итогам голосования получила Партия Вануа’аку, а ее лидер – святой отец У. Лини должен был официально вступить в должность премьер-министра в день независимости, назначенный на 30 июля 1980 г. С победой У. Лини были согласны отнюдь не все. Да и сам он не был полностью готов нести бремя управления одной из самых этнически и лингвистически разрозненных стран мира, состоящей, к тому же, из нескольких десятков островов. На острове Танна за месяц до объявления независимости население разделилось надвое: одни поддержали законно избранное англофонное правительство, другие выступили в поддержку французов. В мае 1980 г., всего за месяц до объявления независимости, на самом крупном из островов – Эспириту-Санто, или просто Санто, со столицей Луганвиль, лидер движения «Нагриамель» Дж. Стивенс заблокировал аэропорт, организовал полицейское управление и объявил о создании независимого франкофонного государства Вемерана. Официально Франция поддерживала законно избранное англофонное правительство У. Лини, но негласно была на стороне франкофона Дж. Стивенса. Переговоры между Францией и Великобританией об оказании содействия правительству У. Лини в урегулировании кризиса зашли в тупик. Париж не согласился на военное вмешательство со стороны Великобритании, да и сам отказался ввести войска на Новые Гебриды. Ведь немногочисленные полицейские силы независимого франкофонного государства Вемерана были вооружены лишь луками и стрелами, да еще кокосовыми орехами. В итоге У. Лини не получил никакой помощи от бывших метрополий, кроме устных заверений о том, что скоро ситуация будет нормализована. В 2009 г. на правительственном сайте Вануату период существования независимого государства Вемерана был описан так: «Если пандемониуму и было суждено существовать во времена кондоминиума, то он просуществовал целых две недели» [Vanuatu Government].
То, что произошло на острове Санто после прибытия туда новогвинейской армии, вошло в историю Вануату как «Кокосовая война» (англ. Coconut War), с легкой руки сиднейского журналиста Ричарда Спирса.
Вскоре после этих событий значительная часть французов покинула Вануату, получив от французского правительства внушительную компенсацию за оставленные земли, которые перешли в собственность правительства новой страны. Когда две великие державы – Франция и Великобритания покинули архипелаг, правительство Вануату столкнулось с необходимостью искать дополнительные источники дохода. У. Лини пробыл у власти в течение 11 лет – до 1991 г., получая все более увеличивающуюся экономическую поддержку от «преемниц» Великобритании – Австралии и Новой Зеландии. Франция оставалась вторым после Австралии донором, негласно финансируя франкофонные партии. Первое, что сделал У. Лини в качестве премьер-министра, это потребовал компенсацию от Франции и Великобритании за ущерб, причиненный в ходе сепаратистского мятежа на Санто. В ответ он не получил ничего. Именно тогда У. Лини выдвинул концепцию «меланезийского социализма», основанную на сотрудничестве между четырьмя государствами Меланезии – Вануату, ПНГ, Фиджи и Соломоновыми Островами, а также канаками – коренными жителями Новой Каледонии, принадлежащей Франции. Любое малое государство, тем более столь удаленное от «центров цивилизации», вынуждено искать нетрадиционные пути борьбы с финансовыми трудностями. И У. Лини принял нетрадиционное решение, примкнув к Движению неприсоединения (к слову, кроме Вануату, этого больше не сделал никто в ЮТР), а к 1986 г. установил дипломатические отношения с СССР, Кубой, Вьетнамом, Ливией и КНДР. «Вануату тут же было причислено к разряду «недемократических» стран, дестабилизирующих обстановку в регионе. Средства массовой информации Австралии, Новой Зеландии и других западных стран делали все возможное, чтобы подорвать позиции правительства У. Лини. При поддержке извне, в том числе финансовой, в стране стали создаваться оппозиционные политические партии» [Тимошенко, 2009, стр. 129]. В 1984 г. Вануату поддержало «меланезийских братьев» канаков, которые начали вести вооруженную борьбу против «белой» части населения Новой Каледонии. Франция отреагировала сокращением финансовой помощи, а Вануату в ответ выслало французского посла из страны. В 1986 г. Вануату поддержало требование канаков о внесении Новой Каледонии в Список несамоуправляющихся территорий ООН, благодаря чему канаки надеялись получить независимость. Такая политика соответствовала планам Австралии, среди первых выступившая с сочувствием к канакам: главным желанием Канберры было добиться независимости Новой Каледонии и таким образом вывести Францию из Меланезии. Отношения между Австралией и Францией по этому вопросу накалились до такой степени, что в 1988 г. Париж выслал генконсула Австралии из Новой Каледонии за вмешательство во внутренние дела Франции. Безусловно, эти обстоятельства нарушили и без того не самые теплые отношения между Вануату и Францией. Париж сократил финансовые поступления, а закулисные маневры французских представителей привели к росту недовольства политикой У. Лини среди членов парламента. Франкофонная оппозиция, возглавленная Б. Сопе, оказалась наиболее жесткой, особенно после победы Партии Вануа’аку во главе с У. Лини на очередных всеобщих выборах в 1987 г. «Дело дошло до попытки переворота, предпринятой лидером Союза умеренных партий Б. Сопе. Премьер-министр страны У. Лини обвинил в подготовке заговора австралийские спецслужбы и в 1987 г. заморозил сотрудничество с Австралией в военной области. <…> Персоной нон-грата был объявлен посол Франции в Вануату за вмешательства во внутренние дела этого островного государства» [Тимошенко, 2009, стр. 168]. Заодно были раскритикованы и французские ядерные программы в Тихом океане.
Все эти события бурно обсуждались общественностью Вануату: в крупных городах прошли массовые волнения, и Австралия и Новая Зеландия направили помощь в виде медикаментов и специального снаряжения для полиции. Тем не менее, отношения с главными донорами – Австралией и Францией были подпорчены. И тогда У. Лини вновь вспомнил о концепции «меланезийского социализма». В 1988 г. он инициировал встречу с представителями двух меланезийских государств – Соломоновых Островов и ПНГ (Фиджи не участвовало в этой встрече, так как в то время переживало государственный переворот). Итогом этой встречи стало создание Передовой группы (англ. Spearhead Group), основанной на экономической доктрине ГАТТ (англ. General Agreement on Tariffs and Trade (GATT), которая после 1994 г. преобразовалась во Всемирную торговую организацию (ВТО)). В идеологическом плане Передовая группа соответствовала негласному курсу Австралии, направленному на избавление от французского присутствия в Меланезии: Передовая группа поддержала канаков в их обращении в ООН с просьбой о предоставлении Новой Каледонии независимости, а также заявила о необходимости возрождать меланезийскую культуру, попранную европейским (в частности, французским) игом. В состав Передовой группы были включены представители движения канаков за независимость. Но уже через два года, в августе 1991 г., Партия Вануа’аку, недовольная авторитарной политикой своего лидера, которая привела к уменьшению финансовых потоков от доноров, проголосовала за смещение У. Лини с должности и предложила кандидатуру Дональда Калпокаса на пост премьер-министра страны. У. Лини согласился оставить свой пост в сентябре 1991 г. в надежде вновь оказаться у власти после очередных выборов, для чего сформировал Национальную партию единства. В 1991 г. из-за раскола в рядах англофонов к власти впервые пришло франкофонное правительство М.К. Кормана. А дальше правительства начали сменять друг друга с невероятной скоростью: каждый вновь проигравший кандидат или получивший вотум недоверия лидер отделялся от своей партии и формировал новую, которая могла выступать в качестве оппозиции и затем участвовать в выборах. Вскоре партий стало настолько много, что им приходилось объединяться в коалиции, чтобы получить право участвовать в выборах. Фамилии фигурировали все те же – Максим Карлот Корман, Серж Вохор, Дональд Калпокас, Барак Сопе, Эдвард Натапей. У. Лини, последний раз исключенный из парламента в должности заместителя премьер-министра в 1998 г., скончался год спустя. Каждая из партий старалась получить поддержку со стороны либо Франции, либо Австралии. А эти две страны устроили настоящий аукцион за право распространить свое влияние в ЮТР через Вануату. Первое в истории Вануату франкофонное правительство М.К. Кормана восстановило связи с Францией в 1992 г., тем более что в том году французский президент Франсуа Миттеран заморозил ядерные испытания в Тихом океане. На самом деле, ядерные испытания мало волновали правительство Вануату, в отличие от вопросов финансирования. Например, в 1995 г., на пике общемирового протеста против ядерных испытаний, которые были начаты во Французской Полинезии по инициативе нового президента Франции Жака Ширака, франкофонное правительство С. Вохора запретило не только распространение в стране информации на эту тему, но и проведение антиядерной демонстрации в столице Порт-Виле. Странным это выглядело хотя бы потому, что Вануату еще в 1985 г. ратифицировало «Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана» (Договор Раротонга) вместе с Австралией, Новой Зеландией, Тонга, Фиджи, Кирибати, Соломоновыми Островами и ПНГ. Во всех этих государствах и даже непосредственно во французских владениях – Новой Каледонии и Французской Полинезии в 1990-х гг. прошли массовые протесты. Антифранцузские настроения, со скоростью света распространявшиеся по миру, настолько сильно подмочили репутацию Франции, что в 1996 г. президент Жак Ширак был вынужден объявить об отмене ядерных испытаний в Тихом океане. Доступность средств, поступавших от двух соперников – Австралии и Франции привела к тому, что скандалы, связанные с коррупцией, стали для Вануату повседневностью. Каждый новый премьер-министр назначал новый кабинет, куда входили, конечно же, его ближайшие родственники. Новые министры, получавшие власть, воспринимали ее как личную заслугу, а не как «долг служения обществу». Соответственно, огромные суммы, которые разворовывались новыми кабинетами, и были причиной беспрестанного круговорота правителей. В 1995 г. ООН рассматривала эту страну как одну из наименее развитых в мире. Как ни парадоксально, но статус «наименее развитой страны» очень выгоден, поскольку он предполагает большие объемы международной помощи. На 55-й Ассамблее ООН, которая прошла в 2000 г., представитель Вануату выразил «искреннюю признательность правительствам всех тех стран тихоокеанского региона и других регионов, которые неизменно выступают в поддержку статуса Вануату как наименее развитой страны» [55-я сессия]. На то, как богатела политическая элита Вануату, долго смотрела служба безопасности. Наконец, и она вступила в игру, взяв в заложники президента Лейе в 1996 г. Требованием «безопасников» было увеличение заработной платы. После переговоров президент был отпущен. Заработная плата служащим повышена не была, зато были арестованы 150 участников этой беспрецедентной в истории Вануату акции. Положение Вануату на мировой арене выглядело все более курьезным. В конце концов, международная организация по борьбе с коррупцией – «Трансперенси Интернешнл», учрежденная в 1993 г. в Берлине, в 1996 г. направила в Вануату своего представителя – француженку Мари-Ноэль Ферье-Паттерсон, которая активно взялась за дело. Проработав в должности омбудсмена[4] с 1996 по 1999 годы, М-Н. Ферье-Паттерсон написала более 70 отчетов о случаях взяточничества в правительстве Вануату. В частности, она упоминала следующие факты (не называя конкретных лиц): - Один из бывших министров иностранных дел использовал свое положение для продажи паспортов[5] за наличные. - За несколько дней до всеобщих выборов один из бывших премьер-министров перевел на свой банковский счет сумму в размере 1 млн американских долларов, которую доноры направили на борьбу с последствиями тайфуна, и использовал эти средства для покупки голосов и финансирования своей предвыборной кампании. - Один из бывших министров финансов создал мошенническую схему с ипотечным кредитованием, которая заключалась в выдаче его друзьям-политикам беспроцентных кредитов на покупку государственной собственности по заниженным ценам, причем эта схема была одобрена правительством. - Банк Развития Вануату обанкротился, потому что власть имущие брали и не выплачивали кредиты. Когда то же самое произошло с Национальным Банком Вануату, ситуацию исправили иностранные служащие, далекие от местных реалий, которых стало возможным привлечь к работе благодаря политике «локализации», проводимой в Вануату. - Министры земельных ресурсов одно время взяли за правило переписывать незарегистрированные участки земли на свое имя с целью перепродажи. Неудивительно, что чиновники министерства, глядя на своих руководителей, делали то же самое. - Глава Управления морских дел занимался посредничеством между китайскими и тайваньскими судами и Министерством рыбных ресурсов Вануату: например, за два грузовых автомобиля, «подаренных» тайваньцами, министр рыбных ресурсов выдал лицензию на право рыбачить в 6-мильной зоне [Ferrieux-Patterson, 2003, p. 73]. И это лишь малая часть того, что происходило на самом деле. Оставив должность омбудсмена в 1999 г., М-Н. Ферье-Паттерсон приняла гражданство Вануату и попыталась баллотироваться в парламент страны. Вот как она описывает свой опыт: «Когда я баллотировалась в парламент в качестве независимого кандидата, мне предложили «гарантию» в виде голосов в обмен на деньги или обещание дать работу определенным людям после моей победы. И это несмотря на то, что я, выступая каждый день по государственному радио, специально заявляла о том, что я не буду действовать по схеме, по которой действуют остальные кандидаты: что я не буду предлагать избирателям в обмен на их голоса ни еду, ни питье, ни деньги, и что я не буду им обещать дать работу или покровительство после выборов. К моему мужу в офис тоже несколько раз приходили местные влиятельные персоны – главы общин, церковнослужители и вожди. Зачастую они приносили коробки с бюллетенями для голосования, чтобы подтвердить, что у них действительно есть те самые голоса, о которых они говорили, а взамен просили деньги – порой до смешного маленькие. На самом деле, это было бы совсем несложно – и, главное, недорого! – заполучить пару сотен голосов, которых мне не хватило для избрания». Спустя несколько лет М-Н. Ферье-Паттерсон написала следующее: «В Вануату люди не требуют от своих правителей ответа за взяточничество. Многие до сих пор не видят связи между снижающимся уровнем жизни и коррупцией в правительстве; они не понимают, что их апатия, которую они проявляют сегодня, приведет к падению их уровня жизни в будущем. Многие неглупые и образованные люди, в том числе молодые, оправдывают свое невмешательство понятием «меланезийская традиция», которая не позволяет критиковать «больших людей». Опять же, многие считают, что даже если институты власти и права в стране рухнут, то выкарабкаться из сложившейся ситуации помогут развитые страны, как они сделали это с Соломоновыми Островами в 2003 г., когда австралийские военные восстановили в стране порядок. У простых людей нет стимула изменить что-либо, а у власть имущих нет никакого страха перед наказанием» [Ferrieux-Patterson, 2003, p. 75]. В 2000-х г. в поисках дополнительного заработка Вануату удачно воспользовалось новыми технологиями, включая возможность открытия банковских счетов через интернет и регистрации у себя оффшорных компаний. Офшорными услугами этой страны пользовались все уважающие себя мафии этого мира, в том числе русская. Как следствие, Вануату угодило в верхние строчки списка стран, занимавшихся отмыванием денег. Но именно этот период ознаменовался усилением влияния Австралии в регионе. Австралия, которая после событий 11 сентября 2001 г. начала активно сотрудничать с США в борьбе с терроризмом и отмыванием доходов, стала уличать островные страны, предоставлявшие офшорные услуги, в финансовых махинациях и сокрытии террористов на своей территории. Усилиями Австралии Вануату было исключено из «черного списка» в 2003 г. В начале 2000-х гг. некоторые позитивные сдвиги, казалось бы, начали происходить и в области соблюдения законодательства на правительственном уровне: например, в 2001 г. премьер-министр Б. Сопе получил три года тюрьмы за взяточничество. После того, как Б. Сопе был отстранен от должности, к власти пришла англофонная Партия Вануа’аку, но ее лидер, Эдвард Натапей, сумевший избежать неприятностей во внешней политике, проявил неосмотрительность во внутренних делах. Конфликт возник в 2002 г., когда, минуя все законы, «сверху» поступило распоряжение о назначении нового главы Полицейских сил (англ. Police Force, без права носить оружие), персона которого вызвала бурю негодования в полиции. Без всякого ордера на арест полицейские «арестовали» своего нового главу и еще 16 членов правительства. Тогда Мобильные силы Вануату (англ. Vanuatu Mobile Force, с правом носить оружие) выписали ордер на арест 27 полицейских, которые были привлечены судом к ответственности за мятеж. Но Полицейские силы настаивали на своей правоте и по-прежнему называли незаконным решение о назначении главы их управления.
«Премьер-министр (Э. Натапей) от лица правительства передал одну свинью Полицейским силам Вануату, а вторую – Мобильным силам Вануату за то, что они выписали ордер на арест. Полицейские силы Вануату и Мобильные силы Вануату также обменялись свиньями, а затем Совет вождей вручил свинью премьер-министру» [PCRC, 2002].
В их обязанности входило консультирование правительства Вануату по вопросам судопроизводства и внесения изменений в конституцию. В вину двух австралийцев вменялся шпионаж за действиями правительства.
В заключение можно отметить, что путь, который проделало независимое государство Вануату, в какой-то мере уникален. Поиски финансов для обеспечения личного благополучия были основной движущей силой той политической системы, которая сложилась к 2000-м гг. Противоречия на правительственном уровне были обусловлены борьбой за финансовые поступления от двух конкурентов – Австралии и Франции.
Источники и литература: 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 5 сентября 2000 г. (A/55/PV.25.) – http://www.un.org/russian/documen/gadocs/55sess/ Вольневич Я. Черный архипелаг. М., 1981 – http://annals.xlegio.ru/pasific/small/vanuatu.htm Тимошенко В. Н. Южнотихоокеанский регион на пороге XXI в.: Проблемы внешней политики и безопасности. Хабаровск, 2009 Ferrieux-Patterson M.-N. Controlling corruption in Asia and the Pacific // ADB/OECD, Anti-Corruption Initiative for Asia and the Pacific, Transparency International, Vanuatu, 2003 – http://www.adb.org/Documents/Books/Controlling-Corruption/chapter3.pdf Neil-Jones M. Downer ‘surprised’ by Vanuatu directive // Vanuatu Daily Post, Sept. 9, 2004 – http://archives.pireport.org/archive/2004/september/09-10-10.htm PCRC Welcomes Vanuatu Peace and Reconciliation // Pacific News Bulletin, August 2002 – http://www.conflict-prevention.net/page.php?id=45&formid=72&action=show&articleid=663 Vanuatu Government (сайт правительства Вануату) – http://vanuatu.travel/vanuatu/history/independence.html [1] По ироничному замечанию польского журналиста Януша Вольневича, который посетил архипелаг Новые Гебриды в начале 1970-х гг., «злые языки называют это странное образование пандемониум, что значит «царство демонов»» [Вольневич, 1981]. [2] Выбор гражданства местным населением, а также теми, кто желал поселиться на архипелаге, по шуточному утверждению Я. Вольневича, заключался в следующем: «Новоприбывший действительно имеет право выбора. Если он хочет подчиняться британскому закону — пожалуйста, французскому — тоже. Однако это связано, естественно, с потенциальной возможностью очутиться в тюрьме, причем имеет значение — в какой, так как, по слухам, во французской тюрьме питание лучше, зато в британской — удобнее ночлег. Так что прежде чем принять решение, следует хорошенько подумать. Может, лучше все-таки стать французом» [Вольневич, 1981]. [3] «Джимми Стивенс был полуевропеец-полутонганец, который до этого был водителем бульдозера на американской военной базе» [Вольневич, 1981]. [4] Омбудсмен – должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. [5] Гражданство Вануату позволяло въезжать в Европу без визы, а также не платить подоходных и корпоративных налогов, пошлин на состояние, налога на доходы от прироста капитала и прочих налогов. В 2000-х гг. стоимость паспорта Вануату составляла 1 млн евро.
|