рекомендуем:


Стратегия импортозамещения в России
21.12.12 03:35

Перегородиева Л.Н.

Перспективы реализации стратегии импортозамещения в России

Модернизация является сегодня одной из наиболее популярных тем в экономических и политических кругах. Вообще нужно отметить, что попытки изменить сырьевую направленность экономики России продолжаются уже давно, только их результаты не самые успешные. Так в 2010 г. доля нефти и газа в совокупной стоимости экспорта в 2011 г. составила 2/3, еще 15% приходится на экспорт других ископаемых ресурсов, а доля экспорта высокотехнологичной продукции составила всего 9%, в основном благодаря экспорту вооружений. Зато доля импорта машин, оборудования и транспортных средств превышает 44%. [1]

Тема модернизации стала особенно актуальной в конце 2009 г., можно сказать, что финансовый кризис 2008 г. был одной из причин роста этого интереса. Благодаря нему стало понятно, что высокая доля сырья в экспорте делает нашу страну зависимой от мировой конъюнктуры цен на нефть и газ и поэтому легко уязвимой. Нужно так же учесть значительное увеличение вовлеченности всех стран в мировую экономику в процессе глобализации. Поэтому когда ситуация стабилизировалась, наше государство решило сконцентрировать свои усилия на развитии инноваций и в целом на производстве.

Так, в 2010 г. была разработана стратегия модернизации и выбрано семь стратегических отраслей: энергетика, космос, информационные технологии, оборона, связь, транспорт и нанотехнологии, на которых были сконцентрированы максимальные усилия по реализации процесса модернизации. Конечно, подобная концентрация усилий важный шаг, но помимо этого государство должно развивать промышленность страны в целом, так как модернизация только нескольких секторов не может выправить общую ситуацию в экономике. Это лишь приведет к росту разрыва между уровнем развития отраслей, который и сейчас достаточно велик. В сегодняшней ситуации целесообразней будет начать с создания комфортных условий для предпринимательства и добросовестной конкуренции, что в свою очередь будет способствовать росту инновационной инициативы и модернизации.

Таким образом, создание благоприятной экономической среды - это одна из ключевых задач государства, и ее выполнение достигается различными способами, один из которых будет описан в данной статье, а именно стратегия импортозамещения.

Импортозамещение, представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.

Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.

Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к

- росту занятости населения, и как следствие снижению безработицы и повышению уровня жизни;

- повышению уровня научно-технического прогресса и как следствие уровня образования;

- укреплению экономической и продовольственной безопасности страны;

- росту спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;

- сохранению валютной выручки внутри страны и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны.

Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Сторонники данной концепции утверждают, что устойчивое экономическое развитие государства возможно лишь в случае существенного увеличения уровня промышленного самообеспечения, увеличения объемов выпуска продукции внутри страны. Ставка на самообеспеченность является следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике, настороженным отношением к иностранному капиталу. Но здесь следует напомнить, что при реализации импортозамещения основным источником средств для придания экономике первоначально импульса роста останутся доходы экспортного сектора. Таким образом, не нужно забывать о том, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесславно потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами.

Нужно понимать, что импортозамещение - это стратегия догоняющего, которая должна не просто привести к становлению определенного производства, но становлению этого производства на более высоком, чем у конкурентов уровне. Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей позволит выйти на мировой рынок и сократить зависимость от сырьевых рынков. Защита отечественного производителя не должна приводить к застою в промышленности, поскольку ограничение конкуренции со стороны импортных производителей, может снизить желание организации заниматься развитием инноваций, повышением конкурентоспособности производимого товара и привести к полной зависимости компании от государственных субсидий. Нужно понимать, что невозможно только копировать необходимые производства, нужно так же развивать и собственные технологии. В современных условиях научно-технический потенциал и умение его использовать стал одним из важнейших показателей уровня развития страны и ее места в мировой системе. Но развитие производства на высоком уровне невозможно без соответствующих кадров. Мы должны стремиться к тому, что бы вырастить свои профессиональные кадры и возможно для этого нужно привлекать интересующих нас профессионалов из-за границы. Все это требует развития институтов, повышения зарплат, разработки специальных программ для ученых и улучшения их социального содержания. Если государство не готово уделять этой проблеме достаточно внимания, то вопрос развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей не удастся разрешить.

Так же не нужно забывать и про венчурное финансирование, которое дает стимулы для инноваций.

Инвестиции так же являются одним из основополагающих элементов развития промышленных отраслей страны. Привлекая капитал либо напрямую, либо путем создания подходящих условия для ведения бизнеса, государство стимулирует развитие тех отраслей промышленности, куда направляются денежные средства. Но тут важно отметить, что, как правило, инвесторов интересуют отрасли, обеспечивающие наибольшую прибыль и скорость возврата вложений, а наукоемкое и высокотехнологичное производство вряд ли будет обладать этими параметрами. Поэтому здесь очень важна политика государства, с тем, что бы создать комфортные условия, которые будут привлекательны для инвесторов (налоговые преференции, освобождение от таможенных пошлин и прочее).

Необходимо так же отметить важность участия отечественных компаний в цепочках транснациональных корпораций, что позволяет с гораздо меньшими затратами начинать развитие новых производств. Помощь транснациональных корпораций выражается не только в финансировании, но и в становлении наукоемких технологий и производств, которые могут быть слабо развиты в стране. Очень часто транснациональные корпорации, столкнувшиеся с различными рода ограничениями импорта, невысокой платежеспособностью развивающихся стран, вынуждены идти на замену экспорта товаров вывозом капитала для налаживания соответствующих производств на месте, что приводит к росту конкуренции, борьбе за снижение издержек производства и соответственно развитию наукоемких производств. Все это способствует росту индустриализации страны и росту ее конкурентоспособности.

Поскольку импортозамещение является государственной стратегией, то именно государство играет важную роль в ее реализации. Например, одним из основных направлений в реализации данной стратегии является формирование внутреннего спроса, как со стороны государства (госзакупки, госинвестиции), так и со стороны населения. Государство может активно размещать госзаказы в малом и среднем секторах экономики, устанавливать преференций поставщикам российских товаров при выполнении госзаказов. Предоставление госинвестиций на строительство инфраструктуры, жилья, так же приведет к увеличению спроса. Рост платежеспособности населения можно стимулировать увеличением пенсии и заработных плат.

Отмечая положительные моменты, которые несет в себе импортозамещение, не нужно забывать и о его недостатках. Говоря о данной стратегии, необходимо понимать, что это определенная форма неопротекционизма и она в какой-то мере противоречит принципам свободной международной торговли. Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее, получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены. Таким образом, последствия использования тарифных механизмов и прочих протекционистских барьеров должны быть взвешены и тщательно проанализированы, для того чтобы не допустить слепого ограничения конкуренции.

Так же политика импортозамещения может привести к росту коррупции, поскольку это государственная программа, которая претворяется в жизнь путем субсидирования определенных направлений производства, то роль чиновничьего аппарата здесь значительно возрастает, что ведет к росту вседозволенности. И здесь, задача государства чрезвычайно сложна, поскольку коррупция остается одной из главных проблем нашей страны и причиной многих остальных.

Говоря о стремлении страны к импортозамещению, необходимо понимать, что ни одна страна мира не может отказаться целиком и полностью от импорта и создать у себя экономически эффективное производство во всех отраслях. Существующее ограничение по имеющимся ресурсам делает это невозможным. Так же определенный набор высококачественных и технологичных импортных товаров заменять просто нецелесообразно ввиду недостаточной развитости или отсутствия национальных технологий и производств. Стремление начать производство какого-либо товара на своей территории при недостаточных мощностях или ресурсах может привести к еще большей зависимости от импорта - компания начинает закупать еще больше сырья для производства более широкого ассортимента продукции необходимого для создания конкретного товара. В результате производимый товар вряд ли будет дешевле и конкурентоспособнее импортного. Поэтому говоря о импортозамещении нужно скорее ориентироваться на те отрасли, где страна либо имеет отраслевое преимущество, либо может его получить. Именно на подобных преимуществах основывается международное разделение труда, которое предполагает специализацию на производстве отдельных видов товаров, рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического прогресса, и в результате углубление процесса интеграции в мировую экономику, и на этой базе повышение уровня жизни населения. А если развитие данной отрасли не даст нам экономических преимуществ, а возможно даже принесет убытки, то от этого лучше отказаться. Причем выбирая приоритетные направления, разумно ограничиться несколькими наиболее значимыми отраслями, распыление на множество может значительно усложнить задачу. Примером могут служить такие страны, как Финляндия и Чили. Финляндия 15 лет назад сконцентрировалась на телекоммуникационной отрасли, продав акции лесоперерабатывающих и химических предприятий. Сегодня Nokia удерживает порядка 60% мирового рынка. Чили, сосредоточив усилия на рыбной промышленности, особенно в деликатесах, поставляя свою продукцию в США и Японию, занимает второе место в мире по ловле рыбы после Норвегии.

Развитие производства может идти несколькими путями – созданием мощной технологической базы или созданием инноваций, так же эти два направления могут реализовываться, одновременно, дополняя и расширяя друг друга.

Профессор Кембриджа Карлота Перес полагает, что для выбора подходящих отраслей для развития производства, необходимо выделить те сегменты, которые имеют большой потенциал роста и именно в них искать актуальные инновационные решения, которые можно применить и последовательно улучшить условия развития производственного потенциала и создать развитые технологии, таким образом, выведя эти отрасли в авангард промышленности.[2, с. 30]

Другой путь – определить наиболее развитые технологии и основываясь на них начинать развитие соответствующих отраслей промышленности. Этот способ основывается на том, что развитие инновации имеет определенную временную логику. Инновации, которые обновляют промышленный потенциал, возникают всегда ориентировочно за 30 лет до этого. Соответственно в нашей стране есть еще задел инноваций созданных в советское время и сейчас мы можем на него опереться.

Профессор Эрик Р. Райнерт предлагает еще один вариант выбора отраслей для развития – проанализировать динамику производств до наступления кризиса и те сегменты, где были наибольшие потери в выпуске, имеют наибольший потенциал развития.[2, с. 35]

Коротко план по выбору подходящих отраслей для проведения модернизации и их последующего развития может выглядеть следующим образом:

1. выделить сектора уже имеющегося роста производства,

2. оценить потенциал спроса в этих зонах и возможность усиления спроса за счет ресурсов государства, оценить природу этого спроса – насколько он соответствует естественно складывающимся в стране и мире социальным сдвигам,

3. создать базу данных быстрорастущих компаний в этих секторах, использующих инновационные разработки, предпочтительно отечественные,

4. провести ревизию имеющихся инновационных разработок,

5. разработать систему преференций для компаний, использующих инновации в соответствующих секторах, а так же систему преференций для инжиниринговых компаний, обеспечивающих системную реализацию новых проектов в этих отраслях.

Таким образом, подводя итог вышесказанному нужно отметить, что для достижения максимально положительного эффекта в процессе реализации стратегии импортозамещения необходимо создание открытой экономики и обстановки конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В то же время развиваемые отрасли производства должны быть ориентированы как на внутренний рынок, так и на внешний, поскольку только в этом случае они смогут легко завоевать лояльность внутренних потребителей и конкурировать с иностранными производителями на внешних рынках. Но перед переходом к широкой экспансии на внешние рынки желательно, чтобы внутренний рынок был уже охвачен отечественными производителями, поскольку именно на этом этапе страна формирует свои конкурентные преимущества и впоследствии, опираясь на них, ей будет гораздо легче перейти к развитию экспортных направлений.

Выбирая отрасли подходящие для стратегии импортозамещения, мы должны руководствоваться многими факторами, но все методики едины в том, что они должны иметь большой потенциал роста, с тем, чтобы в дальнейшем реализовывая его, мы могли сохранять и улучшать уровень, достигнутый путем использования данной стратегии.

Список использованных источников:

1. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник – 2010 г.

2. Гурова Т. Нация предприниматель // Эксперт, 2010. №36 (720).