Традиционная кухня коми |
20.12.12 01:25 | |
Т.И. Чудова Традиционная кухня коми (зырян): статусные роли мужчин и женщинТрадиционная система питания складывалась на протяжении длительного времени, вобрав в себя многовековой опыт. Для традиционной кухни коми характерно горячее питание с включением небольшого количества блюд холодного стола. Формирование традиционной системы питания тесно связано с природно-географическим фактором и обусловлено направлениями хозяйственной деятельности того или иного народа. Различия, наблюдаемые в разных районах проживания коми (зырян), связаны с преобладанием того или иного направления хозяйственной деятельности. Исконная национальная кухня коми (зырян) в своей основе близка к северно-русской кухне, что обусловлено едиными природно-географическими условиями проживания и схожестью хозяйственной деятельности. У родственных народов финно-угорской группы, располагающих тем же или близким набором пищевого сырья, много общего в технологии приготовления блюд, в комбинации различных продуктов. Аналогии можно объяснить привычками и вкусами, корни которых уходят в глубокую древность. Традиционная пища готовилась из натуральных продуктов хорошего качества, отличалась простотой и естественностью, она была физиологически приемлема. Питание представляет собой одну из важнейших проблем для любого народа. Стойкость сохранения традиционных блюд напрямую связана с природной нишей обитания народа, которая выступает основой сырьевой базы. Основу пищевого сырья традиционной кухни коми составляла продукция сельского хозяйства – земледелия и животноводства. Немалое место занимает в ней и древний пласт питания, представленный продуктами охоты и рыболовства. Пища связана со всеми аспектами жизни этноса, а правила ее приема отражают взаимоотношения людей, нормы и формы их поведения, социальную стратификацию общества. Пища выступает как символ культурных норм и ограничений, определенных нравственных уз и обязательств. Из особого отношения к пище вытекают разного рода бытовые запреты, ограничения, правила. Христианская традиция внесла свои коррективы в рацион питания населения. Традиционно считается, что приготовление пищи является женской сферой деятельности. Однако анализ полевого материала позволяет констатировать то, что мужская часть населения знакома с технологией закладки продуктов промысла на длительное хранение. В вопросах засолки рыбы и способах хранения дичи мужчины более компетентны. Если женская часть сельского общества занимается приготовлением пищи в домашних условиях, используя традиционные технологии приготовления различных блюд, то мужчины занимаются засолкой рыбы и разделкой мяса. Меню семьи формировала женщина-хозяйка с учетом календарно-семейной обрядности, обязанность ежедневного приготовления пищи лежала на ее плечах. Хозяйка готовили еду, подавала ее на стол, а в обязанности хозяина входила раздача пищи членам семьи. Мужская деятельность, связанная с приготовлением пищи, носила сезонно-эпизодический характер. И связана она, главным образом, с подготовкой продуктов охоты и рыболовства на длительное хранение. Промыслы (охота и рыболовство) за пределами дома предопределили, что разделкой и засолкой рыбы, разделкой дичи занимались мужчины. В интервью жители коми деревни подчеркивают, что засол рыбы у мужчин получается вкуснее и качественнее. Особенно это характерно для районов, где сохраняется традиционная промысловая деятельность. Статусные роли женщин и мужчин в деле приготовления пищи различны. Женская часть общества готовит традиционные блюда, а мужчины потребляют их. Ролевые установки в домашних условиях четко обозначены. Статусная роль мужчин меняется в зависимости от характера места приготовления пищи. Полевые условия промысловой деятельности диктуют другой статус мужчин в деле приготовления пищи. При артельном способе промысловой деятельности задача приготовления пищи ложилась на плечи мужчин, которые устанавливали очередность дежурства на кухне. Необходимость сохранения результатов промысла в полевых условиях предопределила знания и умения мужчин в способах закладки продуктов питания на длительное хранение. Эти знания сохраняются до настоящего времени в районах, где промысловая деятельность не утратила своего значения. * Чудова Татьяна Ивановна – к.и.н., доцент кафедры археологии и этнографии СыктГУ.
|