рекомендуем:


Диалог столицы и провинции
06.01.13 19:15

Театральная жизнь в Гродно в XIX веке как отражение диалога столицы и провинции

Н.Л. Улейчик

Интерес к культуре провинции появился давно, но до последнего десятилетия XX в. он реализовывался лишь в рамках краеведения и местной истории. Российскими историками предпринята первая серьезная попытка раскрыть смысл понятия «культурная среда провинции» в «Очерках русской культуры XIX в.», изданных МГУ в 1999 г.

Современные исследователи исходят из того, что провинция – это культурологическое понятие, которым можно обозначить духовно-нравственное пространство жизни в нестоличных и малых городах России. К таким городам в XIX в. относился Гродно, как центр одной из окраинных губерний Российской империи.

В XIX в. провинциальные центры Российской империи все активнее вовлекались в экономическое и общественное обновление, изменялось содержание духовной жизни, а феномен провинции получил культурное значение. Культурная ценность провинции стала определяться способностью создать собственный оригинальный мир на основе усвоенного просветительства, стать не «городом мира» (к чему обычно стремится столица), а «миром города», выстроить уникальное «культурное гнездо».

В первой половине XIX в. культурная среда Гродно находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культуры. После подавления восстания 1830-1831 гг. российское правительство стало проводить политику вытеснения польского языка и культуры и одновременно утверждения единой русской народности в северо-западных губерниях, полонизация сменилась русификацией. Только к концу XIX в. в условиях нарождающегося национально-освободительного движения и формирования белорусского национального самосознания, можно говорить о культурном развитии Гродно как представителе белорусской культуры, имеющем специфические особенности. В культурной жизни Гродно в течение XIX в. шло непростое сращивание собственной «самобытности» и модных столичных новаций.

В июне 1802 г. Гродно получил устойчивую антрепризу – первый постоянный польский театр. Соломея Дэшнер добилась от городских властей разрешения на право десятилетней аренды здания гродненского театра. У С. Дэшнер был опыт работы на столичной и провинциальных сценах, богатый репертуар. Воспитанница, партнерша и хорошая подруга В. Богуславского, она очень требовательно относилась к своему творчеству и к себе, выше собственного успеха в зрительном зале ценила общие интересы труппы и театрального искусства. Преждевременная смерть С. Дэшнер 20 марта 1806 г. остановила ее плодотворную работу как актрисы и театрально-организационного деятеля. Руководство труппой принял на себя актер Венцковский-старший, который выступал в Гродно с начала зимнего сезона 1803-1804 гг., а в 1808 г. управлял театром совместно с актером труппы Шиманским. Основу репертуара составляли пьесы романтического характера: оперы "Зоська або Вясковыя залеты", созданная М. Каменским, драма "Ябеда" – одна из первых русских пьес репертуара, написанная В. Капнистом. Пьесы русских авторов театр исполнял на польском языке [1, с.60].

После распада театра С. Дэшнер в 1809 г. в Гродно выступали многочисленные и небольшие по составу театральные коллективы. В основном это были польские труппы: К. Каминского (1815, 1817, 1818 гг.), А. Жуковского (1827, 1828, 1830гг.), К. Скибинского (1816, 1819, 1828, 1829, 1830 гг.).

Гастроли труппы витебского дворянина актера Викентия Вержбицкого пришлись на период после восстания 1830-1831 гг. во время усиления цензурных преград. В 1832 г. пришло прошение Гродненскому генерал-губернатору Н.Н. Муравьеву, где Вержбицкий просил, чтобы ему выделили театральное помещение, где он смог бы давать театральные представления [2].

Весь репертуар пьес Вержбицкого был предоставлен полицией гродненскому губернатору, о чем свидетельствует рапорт полиции от 11 июля 1833 г.: «Во исполнение Предписания Вашего Превосходительства от 19 мая № 7454 последовавшего, вытребованную частным приставом Сухолилем от антрепренера гродненского Театра Викентия Вержбицкого Драму под заглавием «Мария Королева Шведская и Екатерина Королева Польская» и репертуаре пьес театральных Полиции при семъ Вашему Превосходительству честь имею представить» [3]. К рапорту пристава прилагался репертуар пьес. В основном это были пьесы Мольера, Шекспира, Фредры.

В 30-е годы ХІХ в. театральные вкусы и пристрастия гродненцев формировали австрийцы, а также итальянцы. В памяти гродненских зрителей осталась танцовщица Мануэли. В 1840 г. Гродно навестила труппа Гурской из Украины. Известно также, что 15 ноября 1842 г. в Гродно дали танцевальное представление испанские Танцовщики Королевского театра в Мадриде Г. Камруби и Мануэли [4].

Среди театральных коллективов, выступавших в Гродно в первой половине ХІХ в., особое место принадлежит созданной в 1835 г. труппе Карла Вильгельма фон Шмидгафа. Известный деятель немецкого, а потом польского, а позже и русского театра, К. Шмидгаф был родоначальником многочисленной семьи русских актеров Шмидгаф (Шмиткау) [5].

В 1845 г. в Гродно прибыла труппа Станислава Новаковского. На ее базе был создан первый постоянный профессиональный русско-польский театр. Он возглавлялся дирекцией, имел монопольное право на выступления в городах губернии. Произведения в театре должны были ставиться на двух языках – польском и русском. 25 октября 1846 г. русский язык впервые зазвучал со сцены гродненского театра [6, с.55]. Театр С. Новаковского просуществовал до 1850 г. Зрители увидели со сцены русские произведения: пьесы Гоголя "Ревизор" и Пушкина "Барышня-крестьянка", пьесы Булгарина, водевили Загоскина и др.

О театральной жизни города в 50-е годы ХІХ в. свидетельствует интересная справка: «В Гродно имеются 18313 жителей (без регулярных войск), благотворительное товарищество, театр, благотворительное собрание (клуб), 14 актеров, 12 музыкантов». [7, с.316]. В 1854-1855 гг. в Гродно гастролировала труппа Я. Хелмиковского – одна из последних польских трупп в Беларуси до запрета спектаклей на польском языке, в 1859 г. – труппа русского актера В. Долматова, который неоднократно посещал Гродно и в конце ХІХ в. [6, с.59].

Общая демократизация творчества в эпоху реформ отразилась и на театральной жизни Гродно. Контекст общественной атмосферы, возможностей и запросов нового зрителя порождал новые темы и новых героев драматического искусства. В это время диалог столицы и провинции вышел на новый уровень. «Героем» сценического искусства стала жизнь провинциального города.

В период зимних театральных сезонов 1860-х годов в Гродно работали антрепризы П. Павлова, А. Невского, В. Дорошенко, Гласко-Леонова, А. Даниловича, балетной труппы Ленчевского, Л. Никольского, Кольцовой, Леонова, Борского, К. Малевского, А. Яковлева, Перлова, К. Корбина, Р. Крамеса, П. Никановой. Гродно неоднократно посещала московская труппа во главе с талантливым актером И.И. Поплавским. Сценический диапазон этой труппы и самого И.И. Поплавского очень широкий – Отелло и Иван Грозный, Дядя Ваня и Мармеладов, Несчастливец и Дудкин [ с.84-86, 8 ].

Гродненская театральная публика уже отдавала предпочтение произведениям, выносившим на сцену общественные проблемы. Пьесы русских драматургов окончательно утвердили новую социальность. Из репертуара русских драматических театров у гродненцев наибольшую популярность имели постановки: "Отец семейства" И. Чернышова (1865), "Материнское благословение" М. Некрасова, "Летняя сцена из русского быта" М. Стахович (1867), "Обрыв" Гончарова (1879-80), "Царь Федор Иоанович" А.Толстого (1893), "Новое дело" Немировича-Данченко (1894), "Дело" А.Сухова-Кобылина (1897) и пр. Необходимо отметить обращение к творчеству Л.Н. Толстого. 19 февраля 1897 г в Гродно состоялась премьера знаменитой «Анны Карениной» [ с.62, 1 ].

Большим успехом у зрителя пользовалась драматургия А.Н. Островского. Обличающий морализм этих пьес представили гродненскому зрителю неведомый прежде мир купцов, промышленников, мелких чиновников, мещан. В сезоне 1898-99 г. состоялась премьера пьесы "Чайка" А.П. Чехова.

Но провинции уже было мало того, что о ней говорят и пишут. Она хотела говорить о себе сама. В Гродно развивались коммерческое предпринимательство и частная театральная инициатива. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 1864 по 1900 г., то есть за неполных 40 лет, в Гродно сменилось 24 держателя только русских драматических антреприз. За этот же период в Гродно сменилось 10 обществ русских драматических артистов [ с.209, 9 ].

Что касается собственно Гродненского городского театра, то о его положении мы узнаем из рапорта Гродненского полицмейстера на имя Губернатора от 29 ноября 1888 г.: «В Гродно есть один городской театр на Дворцовой площади в центре города. Театр состоит из двухэтажного здания в очень плохом состоянии. Но его постоянно поддерживает заботами Городское управление. Антрепренером этого театра является мещанин Александр Николаевич Гешиктер (на сцене Яковлев) по профессии актер. Срок его антрепренерства начался с 14 апреля 1885 года и должен закончиться 1 апреля 1891 г.».

В сезоне 1887-1888 года драматическая труппа городского театра состояла из 26 человек, из которых - 15 мужчин и 11 женщин. В это время гродненский зритель увидел 33 драмы, 23 комедии, 43 водевиля. Поскольку труппа показала на сцене все свое мастерство, то антрепренеру театра ежегодно выплачивалась правительственная субсидия равная 1000 рублей [10, ф.1, оп.17, д.1456, л.8].

В целом, театральная жизнь г. Гродно в ХІХ в. была насыщенна и разнообразна. Сценическое искусство известных русских, а также польских, украинских и других театральных трупп в нашем городе содействовало повышению профессионального мастерства местных театральных коллективов. Театр отражал диалог столицы и провинции. Это стало особенно заметным во второй половине XIX в., когда исчезали привычные психологические и моральные границы, ставились под сомнение сословные нормы. Театр сформировал новый тип разносословного, демократичного зрителя, приобщил последнего к лучшим достижениям театральной культуры, подготовил почву для появления белорусской профессиональной драматургии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гродно. Энциклопедический справочник. – Мн.: Бел СЭ, 1989. – С. 59 – 62.

2. Национальный исторический архив в г.Гродно (далее НИАБ в Гродно). - Ф.1. - Оп.10. -Д.518. - Л.8.

3. НИАБ в Гродно. - Ф.1. Оп.10. - Д.514. - Л.43.

4. НИАБ в Гродно. - Ф.1. - Оп.20. - Д.876. - Л.137.

5. НИАБ в Гродно. – Ф. 1. - Оп.20. - Д.879. - Л.57-59.

6. Швед, В.В. Губернскі Гродна: Аповяд з гісторыі горада (канец XVIII – пач. ХХ ст.) / В.В.Швед. – Баранавічы: Баран. узб. друкарня, 2003. – 168 с., 188 с.

7. Орловский, Е.Ф. Гродненская старина. / Е.Ф.Орловский. – Гродно: Гродненская губернская типография, 1910. – 344 с.

8. Черепица, В.Н. Дай мне руку в непогоду: деятели русской культуры ХІХ - нач. ХХ века и Гродненщина / В.Н.Черепица. – Гродно, 1997. – 132 с.

9. Пашкин, Ю.А. Русский драматический театр в Белоруссии ХІХ в. / Ю.А.Пашкин. – Минск, 1980. – 216 с.

10. НИАБ в Гродно. - Ф.1. - Оп.17. - Д.1456. - Л. 8.