Качество учебных программ |
21.12.12 23:32 | |||
Информационная модель качества учебных программ по стандартам третьего поколенияА. В. Прохоров Актуальность проблемы. Радикальные изменения в системе высшего профессионального образования Российской Федерации по причине ее присоединения к Болонской декларации предполагает смену Государственных образовательных стандартов. Стандарты основываются на качественных универсальных показателях европейских стандартов – компетенциях, которые заменяют предыдущие - дидактические единицы. Существуют, создаются и развиваются соответствующие методики измерения и контроля качества образования на основе компетенций. Поэтому разработанные учебные планы, рабочие программы и сопутствующие им материалы на базе компетенций должны обеспечить качество российского образования на новом уровне Объектом нашего исследования является система управления качеством процесса обучения, способствующая реализации компетентностного подхода. Предмет исследования - процесс управления качеством подготовки учебных программ с использованием информационных технологий. Цель исследования заключается в разработке информационной модели качества учебных программ, способной эффективно управлять предлагаемыми показателями качества в автоматизированном режиме. Задачи нашего исследования: – Провести анализ научно-технических источников и нормативных документов по теме исследования с целью выработки концептуальных моделей качества. – Разработать модели (AS-IS в нотации IDEF0) существующей системы качества учебных программ, провести анализ недостатков, имеющих место в существующей организации модели AS-IS, определить методы их устранения. – Разработать модели новой организации качества (модели BE-TO в нотации IDEF0) на основе выбранного критерия качества. – Разработать программные модули и интерфейс системы управления качеством учебных программ по стандартам третьего поколения – Проверить эффективность разработанных приложений на практике в экспериментальной работе. Новизна заключается в разработке информационного модуля для автоматизации эффективного контроля и управления качеством создаваемых учебных программ. Практическая значимость состоит в создании процедур эффективной системы оценки качества за счет применения современных программных средств, которые должны значительно упростить работу с документацией. Методы исследований: комбинированные, включающие научный анализ и обобщение информации источников, а также опыта проектирования и разработки современных систем управления качеством, уровня их автоматизации; компьютерное моделирование и экспериментальные исследования. В процессе теоретических исследований применялись методы математической статистики и технико-экономического анализа, теорий систем и сетей массового обслуживания, экспертных систем; методы объектно-ориентированного анализа, проектирования и моделирования. Полученные результаты: на основе выбранного критерия качества компетенций разработана информационная модель и ее программная реализация, позволяющие эффективно осуществлять контроль и управление качеством создаваемых учебных программ в автоматизированном режиме.
|