Критерии разграничения преступлений |
16.12.12 03:52 | |||
Критерии разграничения преступлений, предусмотренных ст. 210 и 424 УК республики БеларусьМ. А. Городецкая Преступления, предусмотренные ст. 210 УК Республики Беларусь «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями» и ст. 424 УК Республики Беларусь «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» в соответствии с постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 31.03.2007 г. № 82 отнесены к коррупционным преступлениям. Ввиду того, что рассматриваемые составы преступлений имеют ряд схожих признаков, в частности совершаются должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, в судебно-следственной практике возникают проблемы при разграничении рассматриваемых составов преступления, особенно это касается ч. 2 ст. 424 УК, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. Анализ литературы позволяет выделить несколько критериев разграничения указанных преступлений. Во-первых, объект указанных составов преступления различен. Если в первом случае должностное лицо посягает на общественные отношения собственности, то во втором – общественные отношения, обеспечивающие соответствующее интересам службы содержание деятельности государственного, общественного и хозяйственного аппарата управления. Во-вторых, критерием разграничения является способ совершения преступления. Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21.12.2001 № 15 «О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества» не образует состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК Республики Беларусь, злоупотребление служебными полномочиями, которое хотя и было совершено по корыстным мотивам и причинило имущественный вред, однако не связано с безвозмездным завладением имуществом (напр., сокрытие путем запутывания учета недостачи, образовавшейся в результате служебной халатности, временное пользование имуществом без намерения обратить его в свою собственность, расходование денег на устройство банкетов, приемов и т. д.). Таким образом, при квалификации рассматриваемых преступлений необходимо обращать на способ их совершения. Кроме этого, в уголовно-правовой литературе отмечается, что злоупотребление из корыстной заинтересованности (ч. 2 ст. 424 УК) отличается от хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) характером причиненного ущерба: для первого общественно опасного деяния характерен имущественный ущерб в виде упущенной выгоды, а для второго – наличное уменьшение имущества вследствие его безвозмездного изъятия. Еще одной отличительной чертой хищения путем злоупотребления служебными полномочиями является наличие такого конструктивного признака состава преступления, как корыстная цель, тогда как для ч. 2 ст. 424 УК в качестве обязательного признака диспозиции характерен корыстный мотив, а именно - стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерение избавить себя или близких от материальных затрат (ч. 10 ст. 4 УК). Правильное установление рассмотренных выше признаков в процессе предварительного следствия или судебного разбирательства позволит избежать ошибок при квалификации данных преступлений и повысит эффективность реализации принципа справедливости в отношении лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений.
|