рекомендуем:


Благотворительная деятельность императрицы Марии Александровны
22.12.12 21:41

Р.Б. Бутова

Благотворительная деятельность императрицы Марии Александровны (по материалам архива Русской духовной миссии в Иерусалиме)

Благотворительная и просветительная деятельность императрицы Марии Александровны (1824 – 1880), супруги Александра II, охваты­вала различные сферы российской жизни. При поддержке и личной помощи императрицы основывались приюты, богадельни и пансионы. С 1860 г. она возглавляла Ведомство учреждений императрицы Марии. Покровительству Марии Александровны обязаны своим развитием и успехом общества «Восстановления христианства на Кавказе», «Рас­пространения духовно-нравственных книг», «Миссионерское обще­ство», «Братолюбивое общество в Москве» и многие другие учрежде­ния. Императрица открыла первое в России отделение Красного Крес­та, а во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. ряд крупнейших военных госпиталей. В течение почти четверти века Мария Александровна занималась развитием просвещения, положила начало новому этапу в женском образовании России, учредив открытые всесословные женские гимназии и епархиальные училища.

Если участие императрицы в поддержке православных народов на Балканах памятно в связи с деятельностью «Славянских комитетов», то многолетняя материальная поддержка ею Русской духовной миссии в Иерусалиме и русской школьной работы в Палестине, помощь араб­скому православному населению Иерусалимского Патриархата оста­ется совершенно неисследованной. Проблемам, связанным с личной вовлеченностью Марии Александровны в деятельность на Ближнем Востоке, не посвящено ни одной работы. Среди опубликованных ис­точников можно отметить лишь отчеты о благотворительности статс-дам императрицы. Некоторые данные, безусловно, содержатся в опуб­ликованных письмах, дневниках и воспоминаниях современников. Из неопубликованных источников наиболее важны дневники начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Ка­пустина) (РГИА, ф. 834) и записки воспитателя младших сыновей Ма­рии Александровны адмирала Д.С. Арсеньева, в том числе незакончен­ное автором «Жизнеописание императрицы Марии Александровны» (ГАРФ, ф. 648).

Между тем императрица Мария Александровна имела собствен­ную концепцию русского дела на Востоке, не совпадавшую ни с по­зицией Палестинского комитета и возглавлявшего его великого князя Константина Николаевича, ни с позицией МИДа во главе с князем А.М. Горчаковым. «Иерусалимская касса», созданная при канцелярии императрицы для аккумуляции собранных пожертвований, имела не­посредственным адресатом Русскую духовную миссию в Иерусалиме и назначалась на развитие неправительственных церковно-обществен-ных инициатив и проектов.

При изучении архива Русской духовной миссии в Иерусалиме нами был обнаружен значительный комплекс документов, относя­щихся к благотворительности императрицы Марии Александровны в Святой Земле и в частности к содержавшейся на ее средства школе в Бейт-Джале (близ Иерусалима). Это чрезвычайно информативная и конкретная переписка секретаря Марии Александровны П.А. Морица с начальниками РДМ епископом Кириллом (Наумовым) и архиманд­ритами Леонидом (Кавелиным) и Антонином (Капустиным), а также с монахиней Магдалиной (Эберн). Анализ выявленных источников за­ставляет серьезнее оценивать характер и масштаб благотворительной работы российских светских и церковных учреждений в Иерусалиме, проливают новый свет на ранний этап русской школьно-просветитель­ной деятельности в Палестине, позволяет уверенно говорить о прямом участии императрицы Марии Александровны и ее ближайшего окру­жения в организации и поддержке русского присутствия.