Благотворительная деятельность императрицы Марии Александровны |
22.12.12 21:41 | |||
Р.Б. Бутова Благотворительная деятельность императрицы Марии Александровны (по материалам архива Русской духовной миссии в Иерусалиме)Благотворительная и просветительная деятельность императрицы Марии Александровны (1824 – 1880), супруги Александра II, охватывала различные сферы российской жизни. При поддержке и личной помощи императрицы основывались приюты, богадельни и пансионы. С 1860 г. она возглавляла Ведомство учреждений императрицы Марии. Покровительству Марии Александровны обязаны своим развитием и успехом общества «Восстановления христианства на Кавказе», «Распространения духовно-нравственных книг», «Миссионерское общество», «Братолюбивое общество в Москве» и многие другие учреждения. Императрица открыла первое в России отделение Красного Креста, а во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. ряд крупнейших военных госпиталей. В течение почти четверти века Мария Александровна занималась развитием просвещения, положила начало новому этапу в женском образовании России, учредив открытые всесословные женские гимназии и епархиальные училища. Если участие императрицы в поддержке православных народов на Балканах памятно в связи с деятельностью «Славянских комитетов», то многолетняя материальная поддержка ею Русской духовной миссии в Иерусалиме и русской школьной работы в Палестине, помощь арабскому православному населению Иерусалимского Патриархата остается совершенно неисследованной. Проблемам, связанным с личной вовлеченностью Марии Александровны в деятельность на Ближнем Востоке, не посвящено ни одной работы. Среди опубликованных источников можно отметить лишь отчеты о благотворительности статс-дам императрицы. Некоторые данные, безусловно, содержатся в опубликованных письмах, дневниках и воспоминаниях современников. Из неопубликованных источников наиболее важны дневники начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) (РГИА, ф. 834) и записки воспитателя младших сыновей Марии Александровны адмирала Д.С. Арсеньева, в том числе незаконченное автором «Жизнеописание императрицы Марии Александровны» (ГАРФ, ф. 648). Между тем императрица Мария Александровна имела собственную концепцию русского дела на Востоке, не совпадавшую ни с позицией Палестинского комитета и возглавлявшего его великого князя Константина Николаевича, ни с позицией МИДа во главе с князем А.М. Горчаковым. «Иерусалимская касса», созданная при канцелярии императрицы для аккумуляции собранных пожертвований, имела непосредственным адресатом Русскую духовную миссию в Иерусалиме и назначалась на развитие неправительственных церковно-обществен-ных инициатив и проектов. При изучении архива Русской духовной миссии в Иерусалиме нами был обнаружен значительный комплекс документов, относящихся к благотворительности императрицы Марии Александровны в Святой Земле и в частности к содержавшейся на ее средства школе в Бейт-Джале (близ Иерусалима). Это чрезвычайно информативная и конкретная переписка секретаря Марии Александровны П.А. Морица с начальниками РДМ епископом Кириллом (Наумовым) и архимандритами Леонидом (Кавелиным) и Антонином (Капустиным), а также с монахиней Магдалиной (Эберн). Анализ выявленных источников заставляет серьезнее оценивать характер и масштаб благотворительной работы российских светских и церковных учреждений в Иерусалиме, проливают новый свет на ранний этап русской школьно-просветительной деятельности в Палестине, позволяет уверенно говорить о прямом участии императрицы Марии Александровны и ее ближайшего окружения в организации и поддержке русского присутствия.
|