рекомендуем:


Королева Ольга о православии
23.12.12 20:23

О.В. Соколовская

Королева Ольга о православии на греческом Востоке в конце XIX – начале XX в. (по материалам ГАРФ)

В XIX – начале XX в. отношения России и Русской церкви с греческим Востоком были продолжением традиций отношений с православными народами Османской империи, подразумевавших укрепление реального влияния Российской православной империи на Востоке. Великий князь Константин Николаевич, внук императо­ра Николая I, выдавая в 1867 г. свою 16-летнюю дочь великую княж­ну Ольгу Константиновну за греческого короля Георга I, не мог не думать о пользе такого брака. В 1859 г. он совершил паломничество в Иерусалим и с тех пор стал ярым сторонником укрепления России в этом регионе. Именно отец привил Ольге Константиновне глубо­кие религиозные чувства, которые сформировали ее отношение к миру и сделали ее образцом православной правительницы Греции. В письмах Ольги Константиновны к отцу и младшему брату вели­кому князю Константину Константиновичу, впервые вводимых в на­учный оборот, затрагиваются темы православной веры на греческом Востоке.

Греческая церковная жизнь произвела на юную королеву грустное впечатление, которое с годами почти не изменилось. Она отмечала, что при этом духовенство и многие греки, как хранители древних еван­гелических текстов, написанных на койне (древнегреческом народном языке), «на всех остальных православных смотрят свысока, а гречес­кое православие обратилось лишь в одно национальное знамя».

Ольга Константиновна, свято храня традиции своей семьи, совер­шала многочисленные паломничества по греческим монастырям, как на Пелопоннесе, так и на многочисленных островах – Тиносе, Сиросе, Санторини, Корфу, где было еще сильно католическое влияние, о чем она сообщала подробно своим близким.

Особенно много писем, посвященных православному Востоку, от­носится к 1885 - 1886 гг., когда Греция стояла на пороге войны с Тур­цией из-за Крита, а европейские державы предотвратили войну лишь угрозами совместной морской демонстрации у берегов Греции. Ольга Константиновна надеялась, что осуществится ее сокровенная мечта и «весь православный Восток, без различия племен, соединится под од­ним православным знаменем, поднятым нашим русским царем, и даст отпор западу!»

Не имея возможности, а постепенно и не стремясь влиять на ход политики в Греции, королева Ольга все больше внимания стала уделять вопросам духовного просвещения греческого населения и благотворительности, в которой она преуспела и заслужила уваже­ние греческого народа. Лишь попытка перевести текст Евангелия на понятный простым грекам язык вызвал яростное противодействие духовенства.

Последний всплеск ее надежды на объединение православных на­родов Востока пришелся на первую балканскую войну. Последующие события: предательство и борьба болгар за Салоники, убийство гречес­кого короля затмили собой радость от присоединения Крита к Греции, т.е. сохранения его в лоне православия, а также больших территорий, включая часть Македонии и многочисленные острова. Вскоре вдовс­твующая королева покинет Грецию, затем окажется в России и про­живет там вплоть до 1918 г., занимаясь благотворительностью в годы Первой мировой войны, переживет крушение монархии в России, а за­тем и в Греции, но это, как говорится, совсем другая история. Для нас останутся ее многочисленные письма - неисчерпаемый исторический источник.