Роль научного сообщества в инновационном потенциале
21.12.12 23:05

Роль научного сообщества в инновационном потенциале региона

М.В. Чикирева, С.А. Ермаков

Актуальность исследования состоит в том, что в 2011–2013 годах будет продолжена начатая в 2010 году дополнительная поддержка ведущих университетов России. На эти цели предусмотрено выделить 30 миллиардов рублей. Кроме того, будут поддерживаться программы развития инновационной инфраструктуры, кооперации вузов и производственных предприятий, привлечения ведущих учёных.

На сегодняшний день модернизация российской экономики и страны в целом наиболее актуальная тема для дискуссий. Все понимают, что локомотивом развития любой отрасли служит наука. В 2011 году расходы федерального бюджета на образование планируют увеличить на 28 процентов, что составит около 500 миллиардов рублей. На науку выделят 227,8 миллиарда, что будет на 32 процента больше, чем 2010 году. Но при таком увеличении финансирования министерство образования серьёзно задумывается о сокращении числа аспирантов в 1,5 раза. Это непосредственно связано с попыткой правительство увеличить базовую аспирантскую стипендию до 2,5 тысяч рублей, а по ряду направлений и до 6 тысяч. В результате сокращения численности аспирантов их количество уменьшится с нынешних 26 тыс. до 15 тыс. человек. При этом качество кандидатских работ за последнее время, как подчёркивают в министерстве образования, существенно ухудшилось.

Целью данного исследования является изучение авторитета науки в современном сообществе и системе образования у студенческой аудитории для обоснования необходимости финансирования научно-исследовательских проектов.

В результате исследования мы использовали следующие методы:

- системного анализа;

- метод опроса.

В настоящее время в Российской Федерации финансирование одного научного сотрудника в 3 раза ниже, чем среднее по миру, в 5 раз чем в США и Германии и в 4 раза чем в Великобритании, Франции и Японии. Данная ситуация подталкивает молодых специалистов к переезду в государства, где их труд оценивают более высоко. Эта тенденция зародилась в 90-е годы и получила название «утечка мозгов». К 2011 ситуация кардинально не изменилась. В связи с мировой глобализацией молодые специалисты всё чаще получают приглашения из заграничных вузов и лабораторий сразу же после окончания обучения. За рубежом отслеживают публикации, по интересующим темам, и высоко оцениваю наших специалистов. Таким образом, в таких сферах как биопрограммирование, авиастроение и многих других на международных научных конференциях преобладает русская речь. Поэтому увеличение базовой стипендии до 2,5 тысяч рублей путем сокращения числа аспирантов мы считаем крайне не эффективной мерой.

За прошедшие два десятилетия в российском образовании скопилось достаточно нерешённых проблем, на решение которых нацелена проводимая государством реформа образования. Но рассчитывать на коренные изменения можно только при системном подходе к образованию. Отдельные повышения стипендий, к тому же в таком объеме, не даст серьёзного результата, а лишь на короткое время снизит напряженность.

Не стоит забывать, что крайне много зависит от качества школьного образования. При всех недостатках нынешняя модель школьного образования, уровень знаний получаемый нашими школьниками достаточно высок. Так в 2009 и 2010 годах на крупных международных олимпиадах наши ученики занимают одни из лидирующих позиций в области математики, физики и химии. Но учитывая нынешнюю демографическую ситуацию в стране, говорить о сокращении числа людей добровольно идущих в науку считаем некорректным. Так с каждым годом число школьников и студентов уменьшается, а в следствии и число аспирантов будет естественно снижаться. Поэтому следует направить своё внимание на контроль качества выполняемых аспирантами работ.

Правительство понимает, что нужно увеличивать финансирование науки и образования, но вливание средств без какой либо проработанной концепции развития образования будут иметь краткосрочный эффект. А для модернизации страны нужна твёрдая опора на нынешний и будущий научный потенциал. Уровень советского научного наследия с каждым годом всё меркнет, а доля ВВП на фундаментальную науку составляет всего 0,16% против 0,5-0,6% в развитых странах. Так в 2009 г. была запушена, созданная на 5 лет, федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Где Федеральное агентство по науке и инновациям выступает государственным заказчиком работ по следующим мероприятиям Программы:

· «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров».

· «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей».

· «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ».

· «Организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур и реализации государственного заказа»

· «Аналитическое обеспечение реализации Программы».

Наука и образование рассматриваются в качестве основания инновационной экономики, предполагающей существенное и массовое использование научных знаний в производстве товаров и услуг. Научно-технический потенциал играет основную роль в производительных силах в производительных силах информационного общества, позволяя определять это общество как общество, основанное на знаниях.

В связи с этим возрастает значение системы образования, призванное подготовить специалистов, обладающих необходимым уровнем профессиональных компетенций, которые позволили бы им эффективно работать в инновационной системе.

По этому в концепции развития образования в современных условиях необходимо усилить внимание на воспитание престижности науки в системе образования, но также имеет значение финансирования научных исследований в вузах. Рассматриваются следующие этапы.

1) Непрерывный образовательный период. Подобное можно увидеть во многих западных ВУЗах, а так же некоторых отечественных. Представители таких вузов просматривают работы талантливой молодёжи на различных школьных олимпиадах, присматривая будущих студентов. Предоставляют им бесплатные дополнительные курсы и принимают в ВУЗ вне экзаменов. Таких одарённых студентов курируют, а по окончанию приглашают в аспирантуру. Именно из таких кадров может сформироваться новое поколение нашей науки. Но подобные методики не должны быть лишь в единичных вузах.

2) Повышение уровня престижа научной деятельности. После развала СССР престиж научной деятельности резко упал. В Союзе культ научного знания был популяризирован, поэтому молодёжь интересовалась точными науками. По статистике менее 5% населения считают профессию учёного престижной, против более чем 53% в развитых странах.

3) Достойная заработная плата. Крайне сложно удержать научные кадры в стране, если их работа оценивается не объективно низко.

4) Современное оборудование. Львиная доля многомиллионных выделяемых грантов сейчас уходит на покупку дорогостоящего оборудования. При условии, что грант выделяется на несколько лет помимо оборудования необходимо покупать расходные материалы для лабораторий и выплачивать зарплаты финансирования не хватает.

4) Социальные вопросы. Безусловно, интеллектуальная элита станы должна быть обеспечена жильем. При нынешней коммерциализации жилищного строительства для старших и младших научных сотрудников остро стоит вопрос с приобретением жилья.

5) Применение результатов работы. Для любого учёного непосредственно важно, что бы его труды нашли своё применение.

Реализация данных пунктов, в общей концепции развития науки и образования, поможет существенно повысить интерес к научной деятельности у подрастающего поколения и удержать в стране сильные научные кадры. Поддержка государства в вопросах науки крайне важна, но не оно одно должно финансировать будущее нашей страны. В современном мире учёные должны уметь привлечь финансирование и не государственных структур, как это происходит в развитых странах. И поэтому заявление президента Д.А. Медведева о модернизации экономики, это первый серьёзный шаг на пути к инновационному развитию.

Студенчество является источником пополнения профессиональных кадров науки, а примером использования научной инновации в системе подготовки студентов в вузе стало развитие исследовательской компетентности студентов как средства повышения престижа достижений науки в национальном самосознании, улучшения имиджа науки у студентов.

Рассматриваемая технология улучшения имиджа науки основана на расширении и углубления опыта научной деятельности в рамках обучения в вузе. Студенчество всегда было и остается источником пополнения профессиональных кадров науки. Отношение студентов к науке в целом и к научной деятельности как к возможной сфере профессиональной самореализации является психологическим основанием мотивации выбора научной карьеры. Поэтому в процессе обучения в вузе важным компонентом становится сегодня привитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. А личный опыт осуществления исследовательской деятельности в вузе является имиджформирующим фактором науки в обществе.

Развитие исследовательской компетенции в вузах осуществляется по таким основным направлениям как – студенческие научно-практические конференции – вузовские, межвузовские, участие в международных, аспирантура, исследовательская работа в научном подразделении вуза. В результате реализации программы развития исследовательской компетентности студентов происходит увеличение интереса к занятиям наукой, которая становится более привлекательной сферой профессиональной самореализации.

В процессе реализации концептуальной модели повышения исследовательской компетентности студентов в КИУЭС используются разные формы работы, направленные на развитие их исследовательских умений и навыков на осуществление научной деятельности. На семинарских занятиях, например, выступления студентов с информацией о научных статьях, опубликованных в научно-популярных изданиях, ролевые игры, составление и презентация программ по стратегии развития конкретного объекта исследования, подготовка докладов, рецензий на ту или иную научную статью. Названные выше творческие исследовательские задания приводят к расширению степени информированности студентов: о разных аспектах имиджа науки; о содержании деятельности современных ученых; о событиях, происходящих в научном сообществе.

Основываясь на исследовании интереса студенческой аудитории к исследовательской работе, мы выявили положительную динамику в отношении к науке и оценке ученого. Современный российский ученый начинает восприниматься как более статусная фигура по таким характеристикам, как «высокий статус», «принадлежность к элите общества», «авторитетность». Улучшение имиджа науки обусловлено тем, что более позитивная оценка связана с развитием готовности студентов к исследовательской деятельности, с повышением их исследовательской компетенции, исследовательских умений, уровня мышления, учебно-исследовательской мотивации.

Таким образом, предоставляемые вузом возможности и готовность студентов к исследовательской деятельности, основой которой являются : 1) расширение информационной базы представлений о науке с учетом достижений современных ученых; 2) создание условий для позитивной оценки имиджформирующей информации, исходным каналом получения которой является собственный опыт исследовательской деятельности студента; 3) обогащение индивидуального опыта исследовательской деятельности на основе развития самостоятельности инициативы студентов в процессе творческого поиска; 4) развитие интереса к получению нового знания; 5) расширения исследовательских навыков осуществления научного поиска (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), характеристик и приемов творческого мышления (интуиция, воображение, эвристичность).

Наконец имеет место и усиление доверия к науке, ее привлекательность для студентов. В экспериментальной группе по изучению отношения студентов к научной деятельности и науке вообще обнаружена положительная динамика роста интереса к развитию теоретического, практического и мотивационного компонентов научной деятельности окрашенная личностно-опосредованной информацией на основе актуализации собственных навыков исследовательской деятельности. Так рассмотрев тематику проводимых аспирантами КИУЭС работ, можно подчеркнуть актуальность рассматриваемых ими задач в областях исследований, таких как экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами и управление инновациями. Что подчёркивает интерес студентов к научной деятельности и развитию страны в целом.

Так в социальной сети и опросе студентов и аспирантов КИУЭС оценка интереса к науке в вузе представлена в следующем виде:

«высокий статус» ( проголосовало …чел.), «принадлежность к элите общества» (-чел.), «авторитетность» (-чел.).

Высшая школа в целом, вузы имеют наибольшие возможности внесения серьезного вклада в исследование и формирование национальной и региональных инновационных систем, инновационной системы образования, исследование и изыскание путей повышения уровня инновационной способности российского общества, российской системы образования, развитие многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности, создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг населению в области инновационной деятельности и инновационного предпринимательства, развитию в образовательной и научно-технической сферах малых инновационных предприятий, сети трансферта технологий, интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.